По инициативе комитета по бюджету и налогам в Госдуме
была проведена серия «круглых столов», посвященных про-
блеме адаптации налогового законодательства в обществе.
Законодатели пытались сделать максимум возможного, что-
бы создать основы благоприятного налогового климата для
экономического роста и развития малого бизнеса в стране.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Налоговая культура –
признак гражданского общества
Налоговая культура и налоговая ответственность в России – категории
новые. И потому у руководства страны стоит задача непростая: как
научить людей уважать налоги. Помимо правового совершенствования
законодательных актов предстоит и большая работа по воспитанию
налоговой культуры у налогоплательщика. Без этого морального
фактора налоги по-прежнему будут восприниматься враждебно
основной массой населения. О том, что удалось, и что еще предстоит
сделать в этом направлении, – тема беседы нашего корреспондента с
председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам
Юрием Васильевым.
pg_0002
– Юрий Викторович, почему в
России так не любят платить налоги.
Не хватает сознательности, как в
США или странах Западной Европы,
где уважение к налогам воспитыва-
ется с детства.
– Говоря о моральной стороне нало-
говой политики, считаю, что надо доби-
ваться того, чтобы налоги служили на-
логоплательщикам, а не эксплуатирова-
ли их. Для этого нам, законодателям, не-
обходимо добиться того, чтобы каждый
налоговый закон был понятен, доступен
налогоплательщику, чтобы он знал, за-
чем он платит этот налог, и куда пойдут
его деньги, и как они будут использо-
ваться в бюджете. Каждый гражданин
должен осознать свою причастность к
государственным проблемам и быть
уверенным, что он также принимает уча-
стие в решении сложнейших экономи-
ческих и социальных задач.
Недавно, выступая в прямом эфире
на радиостанции «Маяк», мне пришлось
отвечать на вопросы многочисленных
радиослушателей. Людей живо интере-
сует все, что делается законодателями,
правительством. В частности, как будет
расходоваться cтабилизационный
фонд, будут ли еще повышаться пенсии,
и не опасно ли жить стране только за
счет продажи нефти, и не приведет ли
это к новой инфляции. Люди искренне
переживают не столько за свои личные
проблемы, сколько за судьбу страны.
Мне кажется, что наш народ примет лю-
бую реформу, осознает любой закон,
если поймет, что они действительно на-
правлены на благо страны и общества.
Сознательность у наших людей чрезвы-
чайно высока, она формировалась из
поколения в поколение, так что нашим
людям надо только грамотно объяснять
и разъяснять суть проводимых реформ
и принимаемых законов.
К сожалению, информация нередко
запаздывает, что вызывает непонима-
ние и неприятие многих действий на-
шего правительства, которые, по сути,
направлены на благо народа. А резуль-
тат нередко полностью соответствует
печально известной формуле «Хотели,
как лучше, а получилось, как всегда».
Надо дать людям возможность самим
осознать значимость проводимых в
стране реформ и каждому почувство-
вать себя их участником. Отвечая тогда
радиослушателю, я привел для примера
китайскую притчу о рыбаке и нищем.
Рыбак ловил рыбу на берегу реки, а к
нему каждый день приходил нищий и
просил дать ему рыбы, чтобы не уме-
реть с голоду. Тот по доброте душевной
делился с ним уловом. Но однажды ры-
бак вместо рыбы дал ему удочку и на-
учил его ловить. Вскоре нищий стал не
менее обеспеченным, чем рыбак… Лю-
ди должны почувствовать, что их судьба
в их собственных руках. И совершенно
правы те, кто заявляет, что наша эконо-
мика не должна зависеть от высоких цен
на нефть, она должна развивать собст-
венную экономическую базу за счет
производительности труда, создания
новых технологий, развития малого биз-
неса…
– Почему в последнее время ста-
ло так много внимания уделяться
именно малому бизнесу, настолько
велика его роль в экономике.
– Роль малого бизнеса в россий-
ской экономике огромна, особенно для
малых и средних городов России.
В России работают более 950 тысяч
предприятий, общей численностью за-
нятых в них более 9 миллионов человек.
Вот какая армия. За прошлый год малы-
ми предприятиями по всем видам дея-
тельности произведено продукции, ра-
бот и услуг на сумму около двух трилли-
онов рублей, что составляет почти
10 процентов к ВВП. Но это не предел.
Для сравнения скажу, что в таких разви-
тых странах как Италия, Германия,
Швейцария, Норвегия этот объем до-
стигает 40 или 60 процентов от ВВП. Так
что у российского бизнеса есть огром-
ные резервы для наращивания своего
потенциала на благо развития экономи-
ки всей страны. В связи с чем перед на-
ми стояла конкретная задача: найти те
самые налоговые механизмы, которые
бы способствовали развитию потенциа-
ла малого бизнеса. На протяжении дол-
гого времени мы на комитете рассмат-
ривали и анализировали систему нало-
гообложения, искали в ней новые воз-
можности, одновременно пытались за-
менить старые неработающие детали
новыми. Это все равно как конструктор
пытается модернизировать автомо-
биль: заменяет устаревшие узлы и дета-
ли новыми блоками.
– Сегодня многие бизнесмены
говорят о последних законодатель-
ных инициативах вашего комите-
та….
– Видимо, бизнесмены имеют в ви-
ду законопроект «О внесении измене-
ний в главы 26–2 и 26–3 части второй
Налогового кодекса Российской Феде-
рации». Это действительно важный фак-
тор для стимулирования развития мало-
го бизнеса. Уже третий год в России
действует новый механизм налогооб-
ложения для малого бизнеса: упрощен-
ная система налогообложения и еди-
ный налог на вмененный доход.
Сложившаяся правоприменитель-
ная практика за этот период показала
необходимость корректировки ряда
положений этой системы. Правитель-
ственный законопроект упрощенной
системы налогообложения предпола-
гал увеличить предельный объем дохо-
да, используемого в качестве критерия
возможности применения этой упро-
щенной системы, с 15 до 20 миллионов
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Бюджет и налоги требуют постоянной и кропотливой работы.
Конструктивный диалог законодателей с правительством
pg_0003
рублей. Мы остановились на 20. Более
того, по предложению комитета с 1 ян-
варя 2007 года эта сумма автоматичес-
ки будет индексироваться с учетом ин-
фляции. Кроме того, законодатели рас-
ширили по сравнению с правительст-
венным вариантом перечень расходов,
которые предприниматели смогут учи-
тывать при расчете налогооблагаемой
базы.
Другое важное подспорье
для малого бизнеса – это воз-
вращение к патентам. Надо
сказать, что этот законопроект
является «фирменным издели-
ем» нашего комитета. Удалось
восстановить в налоговом за-
конодательстве возможность
использования для индивиду-
альных предпринимателей
специального налогового ре-
жима на основе патентов. Три
года назад была отменена
практика работы по патентам.
Сегодня стало ясно, что это
решение неверно. Отмена па-
тентной регистрации позволя-
ла деньгам уходить в теневую
экономику. Теперь этот закон
даст каждому желающему воз-
можность зарегистрироваться,
приобрести патент и на его ос-
новании осуществлять свою
индивидуальную трудовую дея-
тельность, никого не бояться и
ни от кого не прятаться. Право
определять конкретную стои-
мость патента для предприни-
мателей предоставлено субъ-
ектам Российской Федерации.
Другой действенный зако-
нопроект для малого бизнеса
посвящен совершенствова-
нию порядка администрирова-
ния налога на добавленную
стоимость и уточнению положений, ка-
сающихся порядка уплаты авансовых
платежей организациями с длительным
производственным циклом. При обсуж-
дении и принятии этого законопроекта
во втором чтении он был существенно
переработан правительством и депута-
тами комитета, причем мнение депутат-
ского корпуса и чиновников далеко не
всегда совпадали.
К примеру, правительство предлага-
ло обложить налогом имущественные
вклады в уставный капитал. Такое пред-
ложение привело бы к «подорожанию»
компаний на 18 процентов, поскольку
уплаченный налог не принимался бы к
вычету ни у учредителя, ни у учреждае-
мой компании. Депутатами было пред-
ложено, что передающая имущество
компания все же должна будет уплатить
налог, зато принимающая сторона тут
же получит вычет на всю сумму.
Правительство хотело взимать НДС
не только при реализации товаров, ра-
бот и услуг, но и имущественных прав.
Депутаты приняли другой вариант: НДС
нужно будет уплачивать лишь с разницы
между расходами на приобретение та-
ких прав и дохода, который появится,
если должник погасит кредит или права
выкупит другая компания.
Важным для реального бизнеса под-
спорьем стало решение по возмеще-
нию НДС при капитальном строительст-
ве не после ввода объектов, а в ходе
строительства. Это приведет к тому, что
если предприятие, например, ежегодно
инвестирует по 400–500 млн рублей в
капитальное строительство, его обо-
ротные средства пополнятся как мини-
мум на 80 млн рублей.
С 1 января 2006 года будет осуще-
ствлен переход на уплату НДС по мето-
ду начисления, налог будет перечис-
ляться казне не после получения оплаты
по сделке, а раньше – уже при отгрузке
товара.
– Хотелось бы уточнить, какие
меры принимаются вашим
комитетом для создания ат-
мосферы невыгодности ра-
боты по всяким там «серым»
и «черным» схемам, «кон-
вертируемым» зарплатам и
тому подобным.
– Одна из целей комитета
заключается в том, чтобы как
можно упростить схему налого-
обложения. Мы не ставим пе-
ред собой задачу увеличивать
налоговую планку, наоборот, мы
стремимся к тому, чтобы умень-
шать ее. При уменьшении на-
логовой планки людям выгод-
нее не прятаться и уходить во
всякие там черно-серые схе-
мы, а наоборот, выплачивать
их. Это связано, например, с
единым социальным налогом.
Его снижение позволяет рабо-
тодателю вкладывать деньги в
развитие своего производства,
а не прятать их и выплачивать
деньги в «конвертируемой»
форме.
В связи с этим я бы хотел
еще раз вернуться к вопросу о
патентной системе. Пока она
не работала, предпринимате-
лям приходилось всячески вы-
кручиваться, постоянно давать
взятки чиновникам, работни-
кам правоохранительным орга-
нов и прочих структур, от кото-
рых в той или иной форме зависела жиз-
недеятельность этого малого предприя-
тия, разным там СЭС, пожарным и про-
чим. Возращение к патентной системе,
– а эту поправку, кстати, я и предложил,
– позволит людям в небольших городах,
в поселках и других небольших населен-
ных пунктах в регионах покупать патенты
на тот или иной вид деятельности, вы-
плачивать за них фиксированную сумму
– такой вот единовременный налог и
спокойно работать, не завися ни от ко-
го. Производить продукцию, для кото-
рой не требуются какие-то специальные
площади и помещения, иными словами,
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
За свою профессиональную и общественную деятельность
Ю.В. Васильев удостоен высокой общественной награды – юбилейного
гражданского ордена Серебряная Звезда «Общественное признание»
pg_0004
делать то, что можно произвести на до-
му. И спокойно реализовывать.
Таким образом, создаются новые
рабочие места, точнее, не создаются, а
раскрываются, поскольку потенциал
этот существует, но в силу ряда причин
пока не задействован. Вот, например,
почему на Северном Кавказе сейчас та-
кая высокая безработица. А потому что
там люди традиционно работают на до-
му, выращивают скот, занимаются про-
изводством сыров, переработкой дру-
гой сельхозпродукции. Все это, естест-
венно, уходило из-под налогообложе-
ния. А мы при помощи введения патент-
ной системы все это совершенно спо-
койно узакониваем и выводим эти виды
производства из тени. Такой патент мо-
жет купить любой человек, и не нужно
образовывать какие-то там юридичес-
кие лица и т.п. Система очень простая.
Не надо писать никаких бумаг, вести
учетную документацию, не надо пода-
вать отчеты в налоговую. Покупка патен-
та – это сама по себе своего рода пре-
доплата по налогам. Заплатил за патент
и, как говорится, работай спокойно.
– В последнее время опять нача-
ли раздаваться голоса о возраще-
нии от плоской шкалы подоходного
налога к дифференцированной, как
Вы относитесь к этим идеям.
– Подоходный налог выплачивают
все организационно-юридические
формы. Да, в последнее время неодно-
кратно делались попытки вернуться к
прогрессивной шкале подоходного на-
лога. Я против этого. Недостаточно
придумать и изыскать новые источники
налогов, надо понять, достаточен ли
уровень администрирования этих нало-
гов, сможет ли государство проконтро-
лировать их собираемость. Некоторые
считают, что при введении прогрессив-
ной шкалы богатые люди будут платить
больше. Теоретически это так, но прак-
тически в общем объеме поступления в
бюджет станут меньше, поскольку бога-
тые люди найдут адвокатов, найдут юри-
дические фирмы, иначе говоря, найдут
способы минимизировать свое налого-
обложение. А пострадает в итоге основ-
ная масса населения, которая платит
подоходный налог.
– Юрий Викторович, как Вы оце-
ниваете работу руководимого Вами
комитета в весеннюю сессию.
– Как финансист начну с цифр. За
весеннюю сессию наш комитет «сдал
под ключ государству» 22 федеральных
закона, которые, подписаны президен-
том Российской Федерации. На рас-
смотрении комитета в настоящее время
находится 186 законопроектов. Отозва-
ны, возвращены и сняты субъектами
права законодательной инициативы
284 законопроекта. В принципе это не-
плохой показатель, если учесть, что каж-
дый закон несет в себе огромный по-
тенциал, способствующий развитию
экономики и повышению качества жиз-
ни наших граждан.
Я должен сказать, что в нашем коми-
тете работают компетентные специали-
сты, с очень хорошей теоретической
подготовкой и богатым практическим
опытом. Как показала практика, доходы,
поступающие в бюджет, растут. Это го-
ворит о правильности выбранной поли-
тики в области налогообложения.
– Нельзя ли назвать некоторые,
наиболее важные для страны зако-
нопроекты, рассмотренные комите-
том.
– Прежде всего я бы назвал закон
«Об изменениях в Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 2005 год».
Речь в нем идет о финансировании новых
законодательных актов, связанных с
обеспечением социальных реформ. Этот
законопроект позволяет решить многие
наболевшие вопросы в экономическом и
социальном секторе. Окончательную
форму и содержание этот закон получил
после тщательной и конструктивной про-
работки его депутатами, которые подвер-
гли серьезной критике правительство за
проводимую им социальную политику.
Дума приняла в трех чтениях законо-
проект, предусматривающий увеличе-
ние средств федерального бюджета на
второе полугодие в области важнейших
сфер экономики. Это инвестиции для
создания российского регионального
самолета, завершение строительства
объектов высокой степени готовности в
рамках ФАИП, включая спортивные и
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
На церемонии вручения юбилейных гражданских орденов в г. Грозном Ю.В. Васильев поздравляет
жителей Чечни – ветеранов и участников Великой Отечественной войны с юбилеем Великой Победы
pg_0005
ряд других объектов, дорожное хозяй-
ство, газификация, сельское хозяйство.
Особое значение придавалось реше-
нию социальных вопросов, таких как
обеспечение жильем молодых семей,
ипотечное кредитование, переселение
из ветхого жилья и так далее. Немалая
доля бюджетных средств направлена на
повышение трудовых пенсий и заработ-
ной платы бюджетникам и военнослужа-
щим, на улучшение материального по-
ложения ветеранов Великой Отечест-
венной войны, повышения размера
стипендий студентам и курсантам воен-
ных училищ. Чтобы более наглядно
представить сказанное, переведу слова
в цифры. К примеру, на оплату труда ра-
ботников бюджетной сферы потребо-
валось взять из бюджета 21,6 млрд.
рублей, а на повышение с 1 марта де-
нежного довольствия военнослужащим
и сотрудникам правоохранительных ор-
ганов – 48,9 млрд. рублей. Материаль-
ная помощь на оплату жилищно-комму-
нальных услуг отдельным категориям
граждан составила 2 млрд. рублей…
Законопроект «О внесении измене-
ний в часть первую Налогового кодекса
РФ в связи с осуществлением мер по
совершенствованию налогового адми-
нистрирования» уточнит понятие «ин-
ститут налогового резидента РФ», опре-
делит ряд формулировок кодекса об
учете организаций и физических лиц в
налоговых органах.
Впереди работа над законопроекта-
ми об уплате транспортного налога юри-
дическими лицами, о таможенном тари-
фе, о Счетной палате и многими другими
важными законопроектами, которые
способны сыграть свою роль в социаль-
ном и экономическом развитии страны.
– А волю президента РФ по отме-
не налога на дарение тоже вопло-
щал в жизнь ваш комитет. Люди до
сих пор не могут поверить, что нако-
нец-то их освободят от изнуритель-
ных пошлин…
– Речь идет о законе «О признании
утратившими силу некоторых законода-
тельных актов (положений законода-
тельных актов) Российской Федерации
и внесении изменений в некоторые за-
конодательные акты Российской Феде-
рации в связи с отменой налога с иму-
щества, переходящего в порядке насле-
дования или дарения».
По существу, это первый закон из
тех, который принят Государственной
думой в рамках реализации Послания
Президента Российской Федерации
Федеральному cобранию.
С 1 января 2006 года налог на на-
следование ликвидируется как класс, а
дарение недвижимого имущества,
транспортных средств, акций, долей и
паев облагается подоходным налогом
по ставке 13 процентов, если даритель
и одаряемый не являются близкими
родственниками в соответствии с Се-
мейным кодексом. Что же касается
значения этого вида налога для бюд-
жета, то оно было ничтожно мало и не-
существенно. В 2003 году он дал в бю-
джет лишь 350 млн. рублей, в 2004-м –
470 млн. рублей. В этом году примерно
даст не более 500 млн. рублей. При бю-
джете в 3 триллиона 236 миллиардов
рублей эти суммы являются, по сути
дела, незаметными крохами. Но, отме-
нив налог, общество приобретет ог-
ромный моральный капитал. Его зна-
чение заключается в том, что отмена
налога на дарение послужит укрепле-
нию семьи, семейных традиций, будет
способствовать росту материального
благосостояния населения. Именно
этой точкой зрения руководствовались
депутаты фракции «Единая Россия»
при обсуждении этого законопроекта.
– В последнее время также не-
мало говорится об идее амнистии
капиталов. На самом же деле, надо
бы принять какие-то меры к тому,
чтобы деньги, вывезенные когда-то
в зарубежные банки, вернулись в
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Лето 2005 года. Авиабаза «Северный». Ю.В. Васильев в составе делегации НГК, НФ «Общественное признание»
и Независимой организации «Гражданское общество» в г.Грозном в ходе очередной гражданской объединительной акции
pg_0006
Россию и работали на
российскую экономи-
ку, а не на швейцар-
ских сыроваров, на-
пример, или часов-
щиков.
– Я как депутат, как
российский гражданин
целиком и полностью
поддерживаю позицию
президента. А она была
сформулирована, на мой
взгляд, четко и ясно: вот
вам, господа, россий-
ские банки, вот ставка
подоходного налога, пе-
реводите деньги, платите
этот налог, и никто боль-
ше ни о чем спрашивать
не будет. Что касается
собственно амнистии, то
мы это слово не употреб-
ляем – это не амнистия,
поскольку в выступлении
президента было четко сказано по пово-
ду ограничений в смысле происхождения
этих денег – закон не будет распростра-
няться на те капиталы, за которыми тя-
нется преступный шлейф. Конечно, на-
счет того, как данная схема должна реа-
лизовываться, сейчас существуют раз-
ные точки зрения. Есть своя точка зрения
у Минфина, есть точка зрения налоговой
инспекции, есть точки зрения других ве-
домств. Мы знаем опыт разных стран, где
проводились мероприятия, связанные с
возвратом капиталов, и мы уверены, что
этот процесс у нас пойдет успешно.
Предприниматели, которые по тем или
иным причинам вывезли капиталы за ру-
беж, должны будут поверить, что никто их
не будет преследовать, и эти деньги вер-
нутся в российскую экономику.
– Что, по Вашему мнению, необ-
ходимо сделать для того, чтобы на-
иболее эффективно использовался
Стабилизационный фонд (всеоб-
щая притча во языцех).
– Стабилизационный фонд – это
ведь не просто некая масса денег, кото-
рая не подчиняется никаким законам.
В Бюджетном кодексе есть глава, регла-
ментирующая все действия, связанные
со cтабилизационным фондом. К сожа-
лению, вокруг него сейчас крутится
очень много слухов и всевозможных
спекуляций. Это говорит о том, что тол-
ком никто не знает, где он находится и
что с ним происходит. Действительно,
Стабилизационный фонд нужно исполь-
зовать, чтобы эти деньги работали, а не
в кубышке лежали. Поэтому совсем не-
давно я вышел к председателю Госдумы
Б.В. Грызлову с предложением сформи-
ровать депутатскую комиссию, которая
контролировала бы и формирование
этого фонда, и все действия с ним. Да-
бы снять все вопросы и неясности, свя-
занные с этими процессами, чтобы не
Минфин что-то там в одиночку делал, а
депутаты, как избранники народа, также
могли определять, куда и как направлять
средства, накапливающиеся в Стаб-
фонде.
Однако я хотел бы обратить ваше
внимание на то, что по действующему
закону эти средства можно использо-
вать только на выплаты по внешнему
долгу и наполнение пенсионного фонда.
Все. Иного не предусмотрено. Если же
мы хотим направить часть средств в
другие сектора экономики, то необхо-
димо готовить и принимать соответству-
ющие поправки, чем и должна будет в
том числе заниматься упомянутая рабо-
чая группа. Но не забывайте, что у нас, у
России, еще очень много старых дол-
гов, поэтому надо сначала разобраться
с ними, а потом уже думать о том, какое
еще применение можно найти средст-
вам из Стабфонда.
– Человеческий фактор в эконо-
мике, как показывает новейшая ис-
тория государства, играет не по-
следнюю роль. От того, кто делает
эту экономику – зависит в немалой
степень благополучие государства
и его граждан. Иными словами, я
хотел бы попросить Вас рассказать
немного о себе, чтобы наши читате-
ли смогли узнать не только о Васи-
льеве экономисте и законодателе,
но и о Васильеве человеке и гражда-
нине.
– Вряд ли я смогу рассказать что-ли-
бо особенное. У меня самая обыкно-
венная семья. Жена Надя, дочка Евге-
ния и внук Юрий. В Пятигорске живет
мой отец Виктор Петрович.
С Надей мы учились на одном фа-
культете, экономическом, Ростовского
государственного университета. Прав-
да, в разных группах. На пятом курсе сы-
грали комсомольскую свадьбу. Это было
в 1973 году, и уже более тридцати лет мы
вместе. Как и мои родители, я однолюб.
И я благодарю Бога за то, что он даро-
вал нам эту любовь.
– А не помните, откуда пошел
ваш род Васильевых.
– Бабушка мне рассказывала, что
наши предки были родом из крепостных
крестьян, что жили в селе Корсаково
Орловской области, на берегу реки Зу-
ша, воспетой еще Иваном Буниным, чье
имение находилось неподалеку. Мой да-
лекий прапрапрапрадед был кузнецом-
самородком, который сумел еще до от-
мены крепостного права выкупиться за
25 рублей, выковав необычайной кра-
соты ограду для усадьбы.
– Вы верующий.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Подробный рассказ о своей жизни и работе заместителю главного редактора журнала «Признание»
pg_0007
– Да. Каждый раз, молясь в церкви,
я прошу у Господа здоровья и сил всем
родным и близким, царства небесного
моей матушке, долголетия отцу, благо-
денствия Родине, в которой жить, рабо-
тать и продолжать род Васильевых мое-
му внуку, тоже Юрию. Среди наград
особо дорожу орденом Русской Право-
славной Церкви – Святого благоверно-
го московского князя Дмитрия Донско-
го и орденом Святого преподобного
Сергия Радонежского.
– Вы считаете себя оптимистом.
– Некоторое время назад в одной из
газет, не помню ее название, обо мне
был написан очерк. Его автор назвал
меня «оптимистом с реальным взглядом
на жизнь». Мне кажется, что он верно
выразился.
– В политику Вы пришли из науки.
– Да, преподавал политическую эко-
номию в вузах, защитил кандидатскую и
докторскую диссертации по этой дис-
циплине. Затем, когда началась корен-
ная реформа экономики, мне предло-
жили возглавить администрацию города
Пятигорска, предоставив, таким обра-
зом, возможность применить мои тео-
ретические знания на практике. А далее
в течение 12 лет земляки бессменно из-
бирали меня мэром города.
– Что Вам удалось сделать для
города.
– Я постарался сделать максимум,
что было в моих силах, для стабильной
жизни в городе. Удалось наладить бес-
перебойное снабжение продовольст-
венными и промышленными товарами
горожан. Хотелось бы обратить ваше
внимание на то, что в то время, в конце
80 – начале 90-х, когда вся страна си-
дела на талонах на продукты первой
необходимости, это было весьма не-
просто. Считаю, что главное для горо-
да – это стабильность в бытовых во-
просах. Мое первое распоряжение бы-
ло о замене пришедших в негодность,
изъеденных коррозией водопроводных
и канализационных труб. Чистая вода,
свет, тепло в доме – это основа нор-
мального функционирования города,
его бытовой стабильности. И все две-
надцать лет городское хозяйство рабо-
тало бесперебойно.
Пятигорск – это мощная курортная
здравница страны и надо было прило-
жить немало усилий, чтобы сохранить ее
потенциал, чудодейственные клиники…
По итогам 1998 года Пятигорску было
присуждено первое место во Всерос-
сийском конкурсе на звание «Самый
благоустроенный город России».
– Какие воспоминания юности
Вам наиболее приятны.
Наверное, студенчество, стройот-
рядовское лето. Мы строили школу в
Северо-Казахстанской области. Я ни-
когда не был белоручкой, спасибо за
это родителям, но крепкий мужской труд
познал в стройотряде, как и настоящую
многонациональную дружбу. Мы рабо-
тали бок о бок, плечом к плечу, латыши,
украинцы, русские, узбеки, белорусы,
молдаване…
– Остается ли у Вас свободное
время, как Вы его предпочитаете
проводить.
– Практически не остается. Работа в
комитете поглощает его целиком и пол-
ностью. Времени не остается ни на от-
пуска, ни на отдых. Стараюсь по воз-
можности свободное время уделить се-
мье, а также выбраться на корт, очень
люблю поиграть в теннис. Когда в годы
студенческой юности я подрабатывал в
котельной при спортбазе в Ленинграде,
там были отличные корты, вот и научил-
ся. Иногда удается выбраться на
стрельбище, пострелять по тарелочкам.
– Как Вы, член президиума Неза-
висимой организации «Гражданское
общество» и НГК по взаимодейст-
вию с правоохранительными, зако-
нодательными и судебными органа-
ми, относитесь к работе наших об-
щероссийских общественных орга-
низаций по возрождению духовных
и моральных стимулов, вручению
высоких общественных наград и по-
четных гражданских орденов по-
движникам земли российской во
всех сферах деятельности.
– Я как человек, всю жизнь занимав-
шийся экономическими интересами,
глубоко убежден, что жизнь человечес-
кая наполнена не ими одними. Сущест-
вует еще такое понятие, как моральное
удовлетворение. И об этом очень хоро-
шо знали в условиях социалистической
экономики. К сожалению, тогда не было
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Укрепление связей между законодателями и общественными и религиозными организациями. Визит во
Второафонский монастырь и встреча с иерархами монастыря
pg_0008
нормального баланса между мораль-
ным и материальным поощрением, по-
этому к моральной стороне дела люди
относились с иронией. Сейчас я вижу,
что система морального и духовного
стимулирования нуждается в возрожде-
нии. Что такое моральное поощрение в
моем понимании. Это, прежде всего,
доброе слово, большое человеческое
«спасибо». А если это доброе слово
еще и подкрепляется орденом, почет-
ным или памятным знаком, выражается
в форме грамоты или письма благодар-
ственного – все это многократно усили-
вает его значение для человека. Безус-
ловно, человека надо поощрять матери-
ально, но оказывать моральные знаки
внимания, выражать благодарность на
человеческом уровне, просто необхо-
димо. То, что делает в этом смысле На-
циональный фонд «Общественное при-
знание» и Национальный гражданский
комитет – это поистине великое дело.
Мне недавно довелось побывать на не-
скольких церемониях награждения ве-
теранов. Поверьте, эти улыбки, эта ра-
дость в глазах людей, которым вручали
гражданский орден Серебряная Звезда
«Общественное признание», чувства,
которые отражались на лицах наших ве-
теранов – все это дорогого стоит. Ведь
мы таким образом говорим человеку,
что, ценим его и всегда помним о его
заслугах перед страной и обществом. Та
работа, которой занимаются эти обще-
ственные организации очень важна, по-
скольку она направлена на формирова-
ние в том числе и у молодежи настояще-
го патриотизма, уважения и любви к
своей родине.
– Недавно Вы стали кавалером
юбилейного гражданского ордена
Серебряная Звезда «Общественное
признание» за активную работу по
оказанию действенной адресной
поддержки участникам и ветеранам
ВОВ, военных и боевых действий в
«горячих точках» и в связи с 60-ле-
тием Великой Победы. Что для Вас
лично значит этот юбилей и эта на-
града.
– Мамины воспоминания о войне
заменяли мне детские сказки. Я часто
просил ее рассказать, как после осво-
бождения Воронежской области ее,
еще совсем юную девушку, старшая се-
стра забрала с собой на фронт и та ста-
ла связисткой в летной части. На фрон-
те, в истребительной эскадрилье, она
встретила свою единственную в жизни
любовь – девятнадцатилетнего летчика
Виктора, моего отца. Там они пожени-
лись. Моя мама Клавдия Афанасьевна
родилась в двадцать пятом году. Два го-
да была на фронте, награждена боевы-
ми медалями. Затем работала в школе.
Несколько лет назад ее не стало.
Мой отец родился в 1924 году в де-
ревне Ветлино, Калининской области.
Оттуда и ушел на фронт. Его молодость
прошла в огненном горниле войны. Ис-
торики установили, что из поколения,
рожденного в 1924 году, после войны в
живых остался лишь один мужчина из
ста. Мой отец, Виктор Васильев, летал
на всех типах самолетов от И-16 до аме-
риканской «Аэрокобры». Награжден за
героизм боевыми орденами и медаля-
ми, был ранен. Его два раза сбивали. Но
после лечения в госпитале он возвра-
щался в строй и снова дрался в небе.
Защищал небо Москвы, прошел Сталин-
градский, Ленинградский, Белорусские
фронты и закончил войну в Кенигсберге.
Я берегу его фотографию, где он, моло-
дой, ладный офицер, сфотографирован
с двумя товарищами в Берлинском Треп-
тов-парке в 1949 году, в тот самый год,
когда был установлен исторический па-
мятник советскому солдату. К большому
моему счастью, отец жив, относительно
здоров, ему уже за 80.
Многие другие родственники и вое-
вали, и трудились в тылу. Я считаю, что
эта дата для нас священна, мы должны
всегда помнить нашу историю и поддер-
живать память о подвигах наших отцов и
дедов, если хотим, чтобы поколения,
которые придут нам на смену, любили
свою страну и гордились ей.
И я хотел бы искренне поблагода-
рить ваши организации за эту награду.
Я глубоко тронут, поскольку считаю ее
очень высокой оценкой своей жизни и
деятельности со стороны общества.
Для меня эта награда означает то, что
мои усилия не проходят даром и мне
действительно удается сделать что-то
реально полезное и нужное обществу.
– Подводя итоги беседы, хоте-
лось бы задать вопрос о новых пла-
нах и задачах вашего комитета, что
планируете на очередную сессию.
– Задача всех задач – до первой де-
кады декабря работа над главным фи-
нансовым документом страны – феде-
ральным бюджетом. Впервые проект
федерального бюджета планируется
рассматривать в рамках трехлетнего
бюджетного планирования на
2006–2008 годы. Основные параметры
социально-экономического развития
страны на три ближайших года являются
первым реальным шагом к повышению
качества и точности показателей бюдже-
та, эффективности управления государ-
ственными финансами. Со времен Со-
ветского Союза многолетние планы пра-
вительством не принимались. Сегодня к
этой практике вернулись. Правда, не к
советской пятилетке, а к бюджетной
трехлетке, давно апробированной в
странах ЕС, США и Японии. На мой
взгляд, позитивным моментом является
то, что разработка основных парамет-
ров социально-экономического разви-
тия на три года по существу дает воз-
можность решить во взаимной увязке
проблемы сдерживания уровня инфля-
ции, обеспечения источников экономи-
ческого роста, проведение социальных
реформ, что позволит обеспечить повы-
шение реального уровня жизни населе-
ния. А также спланировать условия ста-
бильной работы, как для бизнеса, так и
для органов государственного управле-
ния.
Если прошлогодний бюджет был бю-
джетом надежной конструкции и соци-
альной направленности, то нынешний,
обладая этими же качествами, имеет
ряд новых преимуществ. В частности,
его можно назвать бюджетом развития
и инвестиционной политики. Это озна-
чает, что главная цель – решать соци-
альные проблемы за счет экономичес-
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Редкие часы отдыха. «Тихая охота» прекрасно
успокаивает нервы и помогает набираться новых сил
pg_0009
кого роста, а не только посредством
торговли энергоресурсами.
Думскому руководству фракции
«Единая Россия» уже на начальной ста-
дии обсуждения бюджета удалось до-
биться от правительства значительного
увеличения доходной и расходной части
бюджета. Если изначально правительст-
во предлагало доходную часть бюджета
объемом 4 триллиона 429 млрд., а рас-
ходную – 3 триллиона 929 млрд. руб-
лей, то сейчас доходы бюджета на 2006
год должны составить 5 триллионов 46
млрд. рублей, расходы свыше 4,3
триллионов рублей. Это почти на 25
процентов больше, чем в предыдущем
году. А профицит достигнет 776,1 млрд
рублей, вместо запланированных, ра-
нее 500,2 млрд. рублей.
Единороссы считают, что расходную
часть бюджета целесообразно напра-
вить на инвестиции в целевые экономи-
ческие программы, на строительство до-
рог, жилья, на безопасность, медицину,
образование. Как образно сказал Борис
Вячеславович Грызлов, одним из основ-
ных направлений федерального бюдже-
та на следующий год станут «инвестиции
в человека». То есть речь идет о повыше-
нии качества жизни наших граждан.
Был решен вопрос о создании ин-
вестиционного фонда и увеличении ин-
вестиционных расходов через адрес-
ные и целевые программы (около 600
млрд. рублей). Правильность выбран-
ной нами позиции была еще раз под-
тверждена в программном обращении
президента страны Владимира Путина
в Кремле 5 сентября. И его инициатива
по повышению социальных расходов на
инвестирование в человека за счет вы-
деляемых из бюджета дополнительно
115 млрд. рублей не меняет основных
параметров бюджета. В ходе предвари-
тельных консультаций с правительством
были изысканы деньги на социальные
программы, упомянутые в Послании
президента. Этого удалось добиться за
счет перераспределения расходов и их
оптимизации. Режим нулевого чтения
позволил увеличить расходную часть
бюджета более чем на 340 млрд. руб-
лей. Не исключено, что денег на реали-
зацию президентских социальных про-
грамм может потребоваться больше, и
это может произойти если не в 2006, то
в 2007 году. В грядущем году эти проек-
ты будут только запущены и, если эко-
номика переварит инвестиции в эти со-
циальные программы, то на следующий
год выделяемые на них средства могут
быть увеличены на 50%. Кроме того,
увеличения потребуют расходы не толь-
ко на социальные нужды, но и на обес-
печение обороноспособности страны.
Эти конкретные вопросы будем рас-
сматривать перед вторым и третьим
чтениями. Не сомневаюсь, что ко вто-
рому и третьему нам удастся улучшить
структуру бюджета с точки зрения реа-
лизации национальных проектов по че-
тырем приоритетным направлениям:
образование, здравоохранение, строи-
тельство жилья и реформа сельского
хозяйства. Бюджет будет дорабаты-
ваться так, чтобы граждане страны ре-
ально почувствовали улучшение своего
благосостояния.
Андрей Тимофеев, Василий Тресков.
Фото А. Тимофеева и из личного
архива Ю.В. Васильева
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Юрий Викторович Васильев родился 1 мая 1951 года в горо-
де Калинине (ныне Тверь) в семье военнослужащего.
В 1974 году окончил экономический факультет Ростовского
государственного университета. Защитил кандидатскую
диссертацию по экономике в очной аспирантуре Ленин-
градского государственного университета.
Преподавал в вузах, занимался научной деятельностью.
В 1995 году защитил докторскую диссертацию по экономи-
ке. В 1998 году получил звание профессор. Является дейст-
вительным членом Академии социальных наук .
Имеет второе высшее образование по специальности юрис-
пруденция.
С 1992 года стал главой города Пятигорска, Ставропольско-
го края. Избиратели 12 лет подряд оказывали ему доверие
как мэру этого города и бессменно избирали Юрия Василь-
ева на этот пост. Был депутатом Государственной думы Ста-
вропольского края, председателем комитета по бюджету,
банкам и финансам. Возглавлял Контрольно-cчетную пала-
ту Ставропольского края.
С декабря 2003 года – депутат Государственной думы Фе-
дерального Собрания Российской Федерации, председа-
тель комитета по бюджету и налогам.
Член партии «Единая Россия».
Награжден «Орденом дружбы» и медалью «За заслуги в
проведении всероссийской переписи населения», юбилей-
ным гражданским орденом Серебряная Звезда «Обществен-
ное признание» и многими другими.
Женат, имеет дочь и внука.
Васильев Юрий Викторович