– Галина Васильевна, расскажи-
те, пожалуйста, как создавался Сла-
вянский фонд. Каковы были его за-
дачи.
– Все началось в 1990 году в раз-
гар общественной борьбы за обнов-
ление жизни страны. Я в то время ра-
ботала начальником управления куль-
туры, и в сферу моей деятельности
входила обязанность по контролю и
взаимодействию с церковными прихо-
дами. И вот однажды в моем кабинете
появился архимандрит Иннокентий
(Анатолий Иванович Просвирнин).
Этот необыкновенный человек тогда
произвел на меня сильнейшее впечат-
ление, мне показалось, что вся комна-
та осветилась какой-то неземной бла-
годатью. Батюшка пришел ко мне с
просьбой: передать в ведение Русской
Православной Церкви московский
храм Рождества Пресвятой Богороди-
цы в Путинках и Высоко-Петровский
монастырь. Задача была не из легких.
Судите сами, в храме Рождества тогда
размещалась репетиционная база
«Цирка на сцене», а в монастыре –
складские помещения «Росизопропа-
ганды» и ансамбля «Березка»! Но оду-
хотворенность отца Иннокентия про-
извела на меня столь глубокое впечат-
ление, что я просто не смогла ему от-
казать. Так я включилась в казавшуюся
непосильной работу.
– В чем же заключалась слож-
ность этой работы. Ведь тогда, после
празднования 1000-летия Крещения
Руси, отношение к церкви стало в
корне меняться, и ей начали возвра-
щать отнятые когда-то приходы.
– Все так, но одно дело вернуть
церкви пустующие руины, а другое – вы-
селить государственные «валютные»
организации с мировым именем из ре-
петиционных помещений. Здесь надо
было находить другие здания, оснащать
их оборудованием. Одним согласова-
ниям не было конца и края. А тут еще по-
надобились значительные финансовые
средства, которых в управлении не бы-
ло. И тогда стал помогать театр «Лен-
ком». Первой общиной нового храма
стали Караченцов, Абдулов, Шанина.
Александр Абдулов предложил устраи-
вать вечера для сбора средств на вос-
становление храма. Эти выступления
назывались «Вечера на задворках». Ус-
пех колоссальный. В то время уличные
представления были в новинку, а тут еще
участие самых популярных актеров. Со
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
СЛАВЯН ОБЪЕДИНЯЕТ КУЛЬТУРА
Сегодня мы открываем новую рубрику, где будем
рассказывать о членах Общественной палаты РФ.
Первым нашим героем, вернее героиней, стала
президент Славянского фонда России, заслуженный
работник культуры РФ, член Союза писателей России,
автор многочисленных статей, поэтических сборников
и новелл Галина Васильевна БОГОЛЮБОВА
pg_0002
сцены звучали стихи, старинные право-
славно-патриотические песни. На этих
праздниках тогда присутствовал митро-
полит Питирим. Тот самый, который по-
том стал президентом Славянского
фонда.
– А как одновременно шло вос-
становление Высоко-Петровского
монастыря.
– И тут мне тоже помогли актеры.
Помню, как вместе с выпускниками
Щепкинского училища, курс Ю.М.Соло-
мина, мы провели духовно-просвети-
тельскую акцию «Покаяние». Ее суть вы-
ражена в словах митрополита Москов-
ского Петра, сказанных им еще в ХVII
веке: «Господи, прости нас грешных,
прости нас в глухом беспамятстве рас-
топтавших и предавших забвению свя-
тыни предков наших. Прости нас озлоб-
ленных и не помнящих родства. И да
оживут церкви и храмы Твои, и да вос-
становится связь времен, и наполнятся
светом и любовью души людей, и да
возродится свеча всей Русской земли».
С того памятного вечера Высоко-Пет-
ровский монастырь стал по-настояще-
му возрождаться. Сейчас там находится
отдел катехизации и образования Мос-
ковского патриархата.
– Это очень символично, что
становление Славянского фонда
началось с покаяния!
– И не только с покаяния, но и еди-
нения! Впечатление незабываемое! Со-
бралось все тогдашнее руководство
Русской Православной Церкви, госчи-
новники и, главное, простой народ. Та-
кого прежде не наблюдалось. Это было
самое настоящее гражданское общест-
во. Мы, такие разные, коммунист рядом
с демократом, пожилые вместе с моло-
дежью, хотели одного: жить в нормаль-
ном, правовом, просвещенном госу-
дарстве. И всем нам казалось, что до
исполнения этого желания рукой по-
дать. Такое тогда у нас было романтич-
ное ощущение от жизни.
– А как к Вашей работе по воз-
рождению приходов относились
партийные деятели.
– Они были неглупыми людьми и по-
степенно признали необходимость ду-
ховного обновления. Поняли, что пора
возвращаться к истокам, стыдно чувст-
вовать себя не помнящими родства
манкуртами. Ведь тогда многие не зна-
ли даже, кто такие Кирилл и Мефодий, и
почему наша азбука называется кирил-
лицей.
– С чего началась Ваша работа в
фонде.
– В 1991 году мы провели акцию
«Славянский ход». Собрались перед
Пасхой в Богоявленском кафедральном
соборе. Пришел Ю.М. Соломин, он тог-
да был министром культуры, председа-
тели творческих союзов. Это была див-
ная ночь. Горели десятки свечей. Шест-
вие возглавил Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II. Мы
шли все вместе, объединенные одним
крестным ходом, вокруг сверкающего
праздничного собора. Так начался
«Славянский ход» по городам России,
зарубежным славянским странам.
– Какова роль отца Иннокентия в
создании фонда. Если я правильно
поняла, официально он не занимал
в нем никакой должности.
– Создание фонда – его идея. В то
время отец Иннокентий завершал рабо-
ту над «Русской библией» и так замеча-
тельно рассказывал о духовном единст-
ве славянских народов, что именно с
его подачи мы решили создать Россий-
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
Члены Общественной палаты РФ Г.В. Боголюбова и М.А. Большакова на встрече в Кремле с
президентом России В.В. Путиным
Мэр г. Москвы Ю.М. Лужков, Г.В. Боголюбова и ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий
pg_0003
ский славянский фонд. Учредителями
фонда, кроме нашего управления, стали
«Интурист» и издательство «Молодая
гвардия». Президентом был избран ми-
трополит Питирим. Я – вице-президен-
том. Председателем Попечительского
совета Фонда стал Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II. Вот
что сказал Патриарх в своем поздравле-
нии к пятнадцатилетию со дня нашего
основания: «Славянский фонд России
делает много для укрепления мира и
дружбы между народами. Через госу-
дарственные и общественные институ-
ты, культурные центры и творческие
объединения Фонд формирует общест-
венное мнение в пользу толерантности
людей разных конфессий и националь-
ностей. Праздник славянской письмен-
ности и культуры является ярким приме-
ром такого подхода. Взаимное уваже-
ние, стремление понять друг друга, ус-
тановить равноправные культурные,
экономические и научные контакты – вот
тот путь, по которому идет Славянский
фонд России».
– Вы в своих статьях подчерки-
ваете, что необходимо единение
славянских народов. Это правиль-
но! Но на основе чего, по Вашему
мнению, должно происходить такое
единение: на экономической, куль-
турной, или все-таки религиозной
основе.
– Важны все эти аспекты. Но при
этом не стоит забывать, что славянская
культура это не обязательно правосла-
вие. Польша, Чехия, Словакия – католи-
ческие страны. Среди славян много му-
сульман. Огромное количество атеис-
тов. Для меня главной доминантой в
этом взаимодействии является культур-
ная общность. Сохранение языка. Рус-
ский язык остается языком междуна-
родного общения. Но даже в некоторых
бывших союзных республиках молодежь
его уже не знает. С трудом говорят на
родном языке и дети русских эмигран-
тов. А если взять маленькие страны, та-
кие как Македония, Словения, Сербия,
то их языковое и культурное пространст-
во без единения с остальным славян-
ским миром вообще может исчезнуть.
Поэтому мы еще в 1998 году задумались
о создании культурно-экономического
международного центра для сохране-
ния славянского культурного наследия.
Но шли годы. В стране на первый план
все больше выдвигалась идея создания
Союзного государства «Россия-Бела-
русь». Но я всегда говорила: возьмите
шире постсоциалистическое простран-
ство. Давайте начнем интеграцию сла-
вянских народов с культуры. Иначе в
глобализирующемся мире будет поте-
ряна самобытность малых народов, ут-
рачена культура, и язык станет англий-
ским. Понимаете. Уникальная, яркая,
самобытная славянская этнокультура
погибнет, она просто растворится в
единообразии постиндустриального
мира.
– Говоря о славянской культуре,
Вы имеете в виду фольклор, песни,
сказки...
– Фольклор – лишь маленькая часть
неповторимой культуры народов. И дело
тут отнюдь не в этнической принадлеж-
ности каждого отдельного человека.
Пушкин, Блок, Бродский, Пастернак,
Есенин, Окуджава, Шостакович, Шнит-
ке, Губайдуллина – все это русская куль-
тура. То же самое можно сказать и о
представителях малых народов.
Культура, это больше, чем просто
традиции, глубже, чем язык, это своеоб-
разное, присущее только данному этно-
су ощущение мира. Это поняли и пред-
ставители небольших славянских госу-
дарств. В 2002 году министр культуры
Словении Андреи Рихтер собрала в
Любляне неофициальную встречу своих
коллег – министров культуры славянских
государств и стала, как говорится, «бить
в колокола», потому что ситуация тогда
уже дошла до предела. Малые славян-
ские народы вообще никто не видит и не
замечает!
– То, что я сейчас услышала от
Вас, очень интересно. А теперь рас-
скажите, пожалуйста, о своем опы-
те духовного становления как писа-
теля, поэта, политика.
– Сама я культпросветчик. Окончила
Ленинградскую высшую профсоюзную
школу культуры. Образование там тогда
давали очень добротное. У нас было
очень хорошее финансирование, рабо-
тали самые сильные педагоги.
– А какая у Вас была семья. Кем
были Ваши родители. Наверное,
они тоже принимали участие в Ва-
шем личностном становлении.
– Какая семья… я росла в интернате.
Родилась и провела детство в Сарато-
ве. Мы жили в сыром, с холодным полом
подвале. Папа был ранен во время вой-
ны. Болел открытой формой туберкуле-
за. Нас с сестрой Ниной отправили в
«лесную школу» для детей с ослаблен-
ным здоровьем. Одна из моих книг на-
зывается «Штрихи к портрету». Там есть
повесть «У камина». И, хотя рассказ ве-
дется в третьем лице, героиня – я сама.
Моя мама четыре года, с 1949 по 1953
провела в тюрьме. И маленькая девоч-
ка, навестившая отбывавшую срок маму,
это я. И каждое слово в том рассказе –
правда.
– Как грустно, что у Вас о детстве
нет добрых, светлых воспомина-
ний…
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
С болгарским Патриархом Максимом и предстоятелем Болгарской Церкви в России
pg_0004
– Ну, почему же, есть. У меня было
много друзей. Я читала потрясающие
книги. У нас были хорошие педагоги и
вообще, нет худа без добра: выросшая
в коллективе, я стала легко сходиться с
людьми. Это потом пригодилось мне в
работе. Но главными событиями в сво-
ей жизни, сформировавшими меня как
личность, я считаю встречи со Святей-
шим Патриархом Московским и всея
Руси Алексием II, митрополитом Пити-
римом. Это светлейшие, одухотворен-
нейшие, мудрые люди. Знать их, разго-
варивать с ними, получать поддержку –
величайшее счастье.
– Вы недавно были избраны чле-
ном Общественной палаты РФ. Как
Вы относитесь к тому, что многие
считают ее декоративным органом,
не имеющим долгой перспективы.
– Думаю, что это не так, иначе я бы не
пошла в Общественную палату. Надеюсь,
что теперь смогу на более высоком уров-
не делать то, что уже много лет делаю в
Славянском фонде – поддерживать му-
зеи, библиотеки, театры. Необходимо как
можно скорее создавать межнациональ-
ный совет по культуре и искусству.
– Нужна ли еще одна экспертиза
принятых законов, не слишком ли
много и без того всяческих согласо-
ваний.
– Не просто нужна – необходима!
Будь у нас реальная независимая экс-
пертиза, разве мог в таком сыром, не-
продуманном виде быть принят тот же
закон «О монетизации льгот», «авто-
гражданка»…
– Скажите, пожалуйста, каким
Вы видите будущее России. Разде-
ляете ли столь распространенные
сегодня «катастрофические» сцена-
рии.
– Все сценарии гибели России – ис-
кусственны. Никакой обреченности нет
и быть не может. Но нужно проводить
жесткую миграционную политику, как это
происходит во всем мире, где приезжих
принимают только на определенные,
заранее оговоренные рабочие места.
Есть работа – добро пожаловать. Нет –
извините. Нам новые люмпены не нуж-
ны. Своих девать некуда.
– На какую работу, Вы считаете,
прежде всего нужно принимать
граждан зарубежных стран.
– Сейчас ситуация с финансами ста-
билизировалась. Но очень тяжелое по-
ложение на селе. Деревня наша спива-
ется. Работать некому. Так почему же не
приглашать туда способных поднять
сельское хозяйство иностранцев.
– Но как быть с россиянами, ока-
завшимися волей судьбы вне Роди-
ны. Неужели и их мы будем прини-
мать по тем же жестким правилам.
– Нет, наши бывшие соотечествен-
ники должны иметь возможность полу-
чения гражданства на облегченных,
льготных условиях. Так как это проис-
ходит в других странах, скажем, в Гер-
мании.
Кроме того, я вижу перспективу раз-
вития России в демократизации обще-
ства. И понимаю под этим одно: соблю-
дение законов. Всеми. Вне зависимости
от занимаемого положения. Страны, где
не соблюдаются законы, легко скатыва-
ются к тоталитаризму. А это уже действи-
тельно «катастрофический» сценарий, и
мы его уже проходили!
Елена ГРИГОРЬЕВА
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
Детская православная паломническая миссия
На арт-фестивале «Прямая линия»