60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
СОЛ
ОВЕЦКИЕ Ю
НГИ
За три года Великой Отечественной войны,
с 1943 по 1945 год, Соловецкую школу юнг
окончили 4110 человек. Было три выпуска.
Около тысячи ребят погибли.
pg_0002
Новый район Москвы, 15-я Пар-
ковая улица. Современная школа
№349. Обычное типовое здание, а во
дворе – памятник. Выкрашенные в
белый цвет два корабельных якоря.
Спрашиваю играющих рядом маль-
чишек: «Знаете ли вы, откуда здесь
якоря.» «Конечно, знаем», – ответи-
ли ребята. И довольно толково рас-
сказали о том, что у них в школе дав-
ным-давно открыт Музей соловец-
ких юнг – уникальный, второго такого
нет нигде в мире, посвященный од-
ной из малоизвестных страниц в
многогранной летописи Великой
Отечественной. Вот что об этом рас-
сказал выпускник Соловецкой шко-
лы юнг 1943 года, руководитель му-
зея Николай Васильевич ОСОКИН:
– Юнги появились еще на парусном
флоте. Чаще всего это были мальчишки,
которые сбегали из дома в поисках ро-
мантики и приключений. Не получая жа-
лования, выполняли любую работу. Мно-
гие великие мореплаватели выходили из
юнг. Самый известный – Кук. Юнгами бы-
ли и царь Петр Великий, и легендарный
полярник, командир ледокола «Красин»,
капитан Воронин.
Шли годы, и у нас в стране юнг ста-
ли готовить целенаправленно. Для этого
еще до 1917 года были созданы две
школы – в Севастополе и Кронштадте.
После революции Школа юнг появилась
лишь перед самой войной на острове
Валаам на Ладоге. Там учили боцманов.
Первый выпуск готовили на сентябрь
1941 года. Но пришла вой-
на, и доучиться ребята так
и не успели.
– Как сложилась их
дальнейшая судьба.
– Осенью 1941 года на
Ладоге шли очень тяжелые
бои. Наши дивизии были
прижаты к северному бе-
регу. Солдаты остались
без продуктов, без бое-
припасов. Их бы всех
уничтожили финны! И тог-
да наше командование
решило всеми силами, ко-
торые были на Ладоге,
эвакуировать наших крас-
ноармейцев, чтобы те не
попали в плен.
Шлюпки, катера и две
парусные шхуны с Валаам-
скими юнгами участвовали
в этой эвакуации. При-
шлось работать в «бухте
Смерти», которая вся про-
стреливалась, где негде
было укрыться! Когда всех, кого могли,
оттуда вывезли, юнги были переведены
под Ленинград. Они защищали город.
Школа боцманов в полном составе вли-
лась в четвертую бригаду морской пехо-
ты. Той самой, которая участвовала в
первом прорыве блокады Ленинграда в
1941 году. Наши моряки тогда форсиро-
вали Неву в районе Невской Дубровки.
Захватили на левом берегу плацдарм,
который называется Невский Пятачок. И
тогда на этом «пятачке» по-
гибли почти все юнги Вала-
амской школы боцманов.
Выживших можно пересчи-
тать по пальцам.
Следующая Школа юнг
была открыта на Соловецких
островах. Именно там, где
до 1939 года находился пе-
чально знаменитый «СЛОН»
– «Соловецкий лагерь осо-
бого назначения».
– А как Вы оказались
среди соловецких юнг.
– Тут целая история…
Когда началась Великая Оте-
чественная война, в военко-
маты стояли очереди желаю-
щих пойти добровольцем на
фронт. Сам ходил. Знаю!
Меня не взяли, мне было
13 лет. Рад был, что попал в
МПВО (Московская противо-
воздушная оборона) – дежурил ночами
на чердаке и крыше своего дома. Но
мальчишки все равно рвались на войну.
Сбегали из дома. Попадали на фронт, в
партизаны. Все это надо было хоть как-
то упорядочить. И одновременно созда-
лась ситуация, когда много моряков уш-
ли с кораблей в сухопутные войска. Су-
дите сами: все приморские города, Тал-
лин, Ленинград защищали моряки. На
некоторых кораблях на берег сходило до
одной трети личного состава. Взять та-
кой замечательный линкор, как линей-
ный корабль, флагман Черноморского
флота, «Севастополь». Экипаж – 1546
человек. Из них 540 ушло в морскую пе-
хоту. А «Севастополь» должен выходить в
море, выполнять боевые задачи!
Тогда Главком ВМФ СССР (Военно-
Морского флота СССР) Николай Гераси-
мович Кузнецов предложил Иосифу Вис-
сарионовичу Сталину поддержать стрем-
ление мальчишек защищать Родину.
И вопреки Женевской конвенции
(1923 год), согласно которой детям нель-
зя участвовать в боевых действиях, на
Соловках была организована Школа юнг.
Формировалась она в Соломбале –
одном из районов Архангельска. Туда сво-
зили ребят со всей страны. Брали только
добровольцев. Конкурс был больше, чем
в современные институты – 10–12 чело-
век на место. Это были уникальные маль-
чишки. Несколько парней – из партизан-
60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
В Школе юнг
Разминирование. Фото военных лет
pg_0003
ских отрядов. Остальные – от станков. Я
сам до этого больше года проработал на
Сокольническом вагоноремонтном заво-
де (СВАРЗ) токарем. И только летом 1943
года меня взяли в школу юнг.
– И Вы попали на Соловки.
– Да. Нас отвезли туда учиться из Ар-
хангельска на корабле «Краснофло-
тец» – бывший «СЛОН». Одна половина
Школы юнг разместилась в Соловецком
кремле в помещении только что
(1939 год) упраздненного Соловецкого
лагеря, другая – возле поселка Савва-
тиево. Но до того как разделить, нам вы-
делили кусок леса и сказали: «Это мес-
то, где будет ваша школа». Дали в руки
не ручку с тетрадочкой, а пилу, топор, ло-
пату – ройте себе землянки. Иначе зи-
мой вы тут замерзнете! И мы рыли. Кот-
лованы копали. А почвы там крайне тя-
желые. Валуны встречались с легковые
машины.
– И как вы справлялись с этими
громадинами.
– Очень просто – разводили костер.
Здоровый. Поливали из озера холодной
водой раскаленный камень. Он трескался.
– Сколько вас там было детей.
– Не детей – ЮНГ! 1346 человек.
– Кто же вас заставлял там так
работать. Многие из вас, наверное,
погибли от невыносимых условий…
– Да полно, что вы говорите! Какая ги-
бель! Мы вообще почти не болели. И ни-
кто никого не заставлял! Тут некоторые
рассказывают: «Солдаты воевать не хоте-
ли, всюду стояли заградотряды!» Неправ-
да это! У нас дисциплина была потрясаю-
щая! Мы рвались бить фашистов! Не под
маменькино крылышко. Чтобы попасть на
фронт, врали, что родителей нет, что они
погибли. «Только возьмите!»
– И Вы тоже врали.
– Нет, я не врал. Моя мама действи-
тельно умерла, когда я еще был малень-
ким ребенком. Отец погиб во время бит-
вы под Москвой. Я остался один. Без ро-
дителей.
– Трудно пришлось.
– Да нет. Нормально. И на крыше с
ребятами дежурил – зажигалки тушил.
И карточки сам себе отоваривал. По-
мню, однажды наш магазин, куда я был
прикреплен, оказался на замке. Метро
не работало. Так я шел по рельсам от
своих Сокольников до Красносельской.
Там, возле площади трех вокзалов, был
магазин для всех. Как тогда говорили,
«без прикрепления». Вышел из метро –
тревога. Бомбы посыпались. Меня схва-
тили за шиворот – иди в убежище. Я по-
стоял, подумал – снова пошел за хле-
бом. Есть-то ведь очень хотелось.
– И Вам хлеба досталось.
– Нет. Пока шел, весь кончился. Так
голодным домой и вернулся.
– А почему Вы не эвакуировались.
– Из нашего двора никто никуда не
уехал. Чего бежать. Куда. На какие
деньги. У нас жила одна нищета. Дере-
вянный дом, комнатухи по 12–14 метров.
Одна кухня, отопление печное. Воду до
самой почти войны брали в колонке. Но
главное не это. У нас все знали, откуда,
не важно, но твердо верили: Москву не
сдадут. Так оно и получилось. И одна
мечта у нас была, у мальчишек – успеть
повоевать с немцами. Боялись, что вой-
на без нас кончится. Если бы не Школа
юнг, я бы все равно на фронт сбежал.
И мои друзья тоже. Так что мне, можно
сказать, повезло. Я был крайне доволен,
когда меня зачислили юнгой. Правда с
будущей специальностью произошла
осечка. На вопрос, кем бы я хотел стать,
ответил – сигнальщиком или рулевым.
Однако председатель приемной комис-
сии, капитан третьего ранга, был далек
от флотской романтики. Он сказал при-
мерно следующее: «Выучишься на сиг-
нальщика, закончится война, демобили-
зуешься, и кем ты будешь работать. Ми-
лиционером на перекрестке палкой ма-
хать. Будешь электриком. Это тебе спе-
циальность на всю жизнь».
– А как Вы попали в Соловецкий
кремль, на территорию бывшего ла-
геря, ведь землянки вы рыли в лесу.
По какому принципу вас отбирали.
– Уже потом, после того как вырыли
землянки, нас разделили на две группы.
Одна перешла в кремль, другая оста-
лась в лесу. Меня, поскольку я учился на
электрика, перевели в кремль. Жили мы
там в кельях, переоборудованных под
лагерные камеры. По 12 человек на 12
метрах площади. У нас были трехъярус-
ные койки. Тумбочки. Если все разом
60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Вахта памяти – связь поколений
Сотрудники лаборатории МАИ, отладившие ЭВМ «УРАЛ»
pg_0004
спрыгивали вниз, стоять приходилось
плотно плечом к плечу.
– Вы жили примерно так, как жи-
ли заключенные. Работали по 12 ча-
сов. Мерзли. У вас первое время не
было даже элементарной крыши
над головой. Почему же вы не поги-
бали, а заключенные умирали тыся-
чами.
– Во-первых, нас хорошо кормили.
Полным довольствием – первое, вто-
рое, компот. Но, главное… Дело в том,
что мы были ДОБРОВОЛЬЦАМИ! И это
многое объясняет. И никаких нарушений
дисциплины у нас тоже не было. Потому
что знали: при первом же ЧП выкинут из
школы, а это такой позор, пройти ог-
ромный конкурс, а потом оказаться не
понятно на каком положении. Вот, по-
смотрите, аттестаты наших ребят: одни
пятерки. И это потому, что отличники
имели право выбирать себе флот, где
они будут служить. Отличники могли
сразу принять участие в сражениях. Тро-
ечники же рисковали попасть, скажем,
на Дальний Восток или на Каспий. А там
какие бои. Никаких. Вот мы и стара-
лись, как могли. Учились более чем доб-
росовестно.
– А как у вас был организован
быт. Кто стирал, готовил…
– Мы были на полном самообеспе-
чении. Сами на себя стирали, сами раз-
гружали пароходы с провизией, дрова-
ми, боеприпасами.
– А зачем вам были нужны бое-
припасы. Вы же учились, а не вое-
вали.
– Немцы стояли совсем рядом. На
побережье. Возле кремля располага-
лись зенитные батареи. Там служили
зенитчики, мы же в первое время им,
как могли, помогали. А в декабре 1943
года мне так же, как и большинству юнг,
исполнилось 16 лет. 12 декабря мы
приняли присягу. Нам дали карабины и
противогазы. Каждой роте вручили по
два пулемета. Сказали: «С сегодняш-
него дня вы бойцы Красной Армии».
Выделили куски побережья. Мы выко-
пали окопы и по тревоге занимали обо-
рону.
– Оборону.
– Конечно! Тогда и диверсанты фа-
шистские высаживались, и подлодки не-
мецкие подходили. Гитлеровцы часто
сбрасывали диверсантов с самолетов.
Мы гонялись за фрицами по лесам. Ту-
шили пожары, которые немцы устраива-
ли нарочно.
– Почему такой интерес к пус-
тынному, далекому от берега, не-
большому острову.
– Фашисты знали, что на Соловках на-
ходится учебный отряд С.Ф. (Советского
флота) и Школа юнг, что там готовится
мощное пополнение, и хотели уничтожить
нас всех «на корню». Отравляли воду в
озерах. Бомбили. Я же говорил, они стоя-
ли очень близко. Буквально на берегу.
10–15 минут полета, и самолет достигал
цели. Но для нас это была суровая боевая
школа. Мы привыкали к бою. Учились вы-
живать в самых невероятных условиях. И
делали это исключительно успешно. У нас
не погиб ни один человек. Все доучились!
– Зато вы вышли стойкими, при-
способленными к жизни…
– Конечно! И как не вспомнить доб-
рым словом наших учителей: Алексея
Николаевича Андреева, он преподавал
корабельную телефонную связь, Алек-
сандра Николаевича Васильева – педа-
гога по электротехнике. Образование у
нас было 6–7 классов. Понятие об эле-
ктричестве – минимальное бытовое. А
ведь нам предстояло эксплуатировать
сложнейшее электрическое корабель-
ное хозяйство: генераторы, моторы, ак-
кумуляторы, многое другое. И о самых
сложных законах электротехники Алек-
сандр Николаевич рассказывал так
просто и доходчиво на житейских при-
мерах, что понимали все. Его объясне-
ние закона Ома, Кирхгофа я помню до
сих пор. Мы не зубрили формулировки,
мы старались понять суть и применить
на практике.
А какие у нас были ребята! Замеча-
тельные. Талантливые. Потом из них вы-
шли литераторы, художники, военнона-
чальники. Писатель Валентин Пикуль то-
же был соловецким юнгой. Жил в зем-
лянке под Савватиевом. Спал на дере-
вянных нарах. Его первая книга «Мальчи-
ки с бантиками» посвящена именно на-
шей школе. И знаете, почему она так на-
зывается. У юнг на бескозырках были не
ленты, а маленькие банты.
Герой Советского Союза адмирал Ко-
робов тоже наш выпускник. Он служил уже
60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Бессменный знаменосец на традиционных
парадах 9 мая у школы №349 города Москвы –
руководитель школьного Музея соловецких юнг
Осокин Николай Васильевич
Шествие для возложения цветов к памятнику соловецким юнгам у школы №349
pg_0005
после войны на подлодке. И в 1960-х го-
дах с его лодки из-под воды была выпуще-
на первая в Советском Союзе баллисти-
ческая ракета. А в 1976 году он совершил
кругосветное плавание. Под водой. Не
всплывая. За это получил Звезду Героя.
– Как сложилась Ваша судьба
после выпуска.
– В сентябре 1944 года я окончил
Школу юнг на все пятерки, «по первому
разряду» и получил право выбирать флот,
где служить. Пошел на Балтику. В первых
числах октября 1944 года вместе с друзь-
ями был отправлен в Ленинград. В Пер-
вом балтийском флотском экипаже нас
распределили по кораблям. Мне присво-
или звание «краснофлотец» и отправили
служить электриком на тральщик. Через
неделю наш корабль вышел на боевое
траление мин в Финском заливе.
– Где Вам еще пришлось порабо-
тать.
– Мы участвовали в очистке от мин
фарватеров от Кронштадта до Лавенсари
и Таллина. Уничтожали минные загражде-
ния в Ирбенском проливе, вдоль побере-
жья Прибалтики в Германии, в районе
Кольберга, Свинемюнде и острова Рюген.
– Расскажите, пожалуйста, о Ва-
шем самом первом опыте встречи с
миной.
– Со своей первой миной я познако-
мился осенью 1944 года при контроль-
ном тралении фарватера в районе Ше-
пелёвского маяка. Закончив очередной
проход – галс, наша пара тральщиков
отошла с фарватера для очистки трала.
Однако очистить трал не удалось, и мы
на малом ходу начали осторожно его
выбирать (поднимать). Выбрали почти
половину, и тут увидели, что метрах в
трех за кормой, зацепившись за трал,
висит мина. Доложили на ходовой мос-
тик. Подошел командир корабля. Опре-
делил, что это мина с инерционным
взрывателем. Самая опасная из якор-
ных мин. Нам с большим трудом удалось
тогда убрать ее с фарватера, перемес-
тить на более мелкое место и при этом
сохранить трал. Это было мое первое
«боевое крещение». Потом подобных
моментов было довольно много.
– Например…
– Однажды перед двумя нашими
тральщиками была поставлена задача:
специальными вешками разметить мин-
ное поле на «коридоры». По каждому из
них магнитному тральщику надо было
сделать не менее 21 галса и своим силь-
ным магнитным полем воздействовать на
донные мины, которые взрывались, как
правило, метрах в 40–50 впереди кораб-
ля и почти не причиняли ему вреда.
Мы разметили три «коридора», и у
нас кончились вешки. Пришлось сни-
мать вешки с уже протраленного прохо-
да. Мы мотались по минному полю
вдоль и поперек. И на очередном галсе
раздался мощный взрыв: сработал
взрыватель глубоководной мины. Но на
наше счастье не непосредственно под
нами, а впереди по курсу. Удар был та-
кой, словно наш тральщик врезался в
бетонную стену. У нас были серьезные
повреждения, но мы остались на плаву.
Второй тральщик смог взять нас на бук-
сир и отвести в Раушен, где мы приткну-
лись к песчаному пляжу. На другой день
нас отбуксировали в Пиллау, где наско-
ро заварили лопнувшие швы и отправи-
ли на ремонт в Таллин.
60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Экскурсия учащихся в школьном
Музее соловецких юнг
pg_0006
– Ваш тральщик занимался толь-
ко поиском и обезвреживанием мо-
ря от мин противника.
– Нет. Были и другие задания. Так,
после ремонта тральщика, мы в составе
дивизиона вошли в Данцигскую бухту и
были заняты поисками немецкой сек-
ретной подводной лодки.
– Что Вы имеете в виду, говоря
«секретной».
– Дело в том, что к 1945 году фаши-
сты построили уникальную подводную
лодку U-798 с единым двигателем. Ис-
пытание этой лодки производилось в
Данцигской бухте. Однако завершить
работы на этой подлодке до конца вой-
ны немцам не удалось. В апреле 1945
года гитлеровцы затопили ее в районе
Гдыни и выставили вокруг нее мины.
– И вам удалось найти эту лодку.
– Да. Удалось. Правда, нам тогда об
этом официально не сообщили. Все бы-
ло засекречено. Но мы все поняли, ког-
да нам дали команду: «Работы прекра-
тить, придонные тралы сдать на склад».
Но все-таки основная наша задача за-
ключалась в боевом тралении Балтий-
ского моря. Наш тральщик «пропахал»
практически всю Балтику. Уничтожил бо-
лее сотни мин.
– А как сложилась Ваша судьба
после войны.
– Меня еще в 1947 году направляли
в военно-морское училище, но я не хо-
тел уходить с тральщика, потому что на
Балтике еще осталось очень много мин.
Только в Финском заливе более 70
тысяч. Но в 1949 году меня вызвали в
политотдел и твердо сказали: «Ты ком-
мунист, и мы тебя направляем учиться».
Я проучился четыре года в военно-мор-
ском училище, и уже офицером служил
на самых разных кораблях. И в районе
Новой Земли, где был наш атомный по-
лигон. И границу охранял. И американ-
ские лодки гонял. Все было!
После демобилизации, в 1960 году,
вернулся в Москву. Окончил МАИ. Рабо-
тал там сначала старшим, потом веду-
щим инженером. Вел монтаж и наладку
больших электронно-вычислительных
машин «Урал-2», «Урал-3», «М-220», «М-
222». Проработал 36 лет. Последние 17
– начальником научно-исследователь-
ской лаборатории.
– А как у Вас возникла идея со-
здать музей.
– Это было уже после войны. Начало
1980-х. Соловецкие юнги начали объе-
диняться. Появился Совет соловецких
юнг. Решили, что нам нужен музей. Пош-
ли в комитет ВЛКСМ. Там сказали, вот
вам школа, действуйте. Дали два класса.
И мы стали приносить из дома реликвии.
У кого что было. Все вещи подлинные.
Потом, когда пришла перестройка, мно-
гие школьные музеи закрылись. Вещи
буквально выкидывались на помойку. Но
наш директор, Татьяна Анатольевна Кри-
вошеева, твердо сказала, что музей надо
сохранить. И мы с тех пор так и работа-
ем. И 7 мая, перед самым Днем Победы,
открыли памятник соловецким юнгам на
пересечении 16-й Парковой и Сирене-
вого бульвара. Сами собрали часть де-
нег. Кроме того, нам очень помог Юрий
Михайлович Лужков. Это уже наш четвер-
тый памятник соловецким юнгам. Пер-
вый был открыт в 1972 году на Соловках.
Второй – в 1988 году здесь, возле нашей
школы. Третий – в 1993 году в Архангель-
ске. Там, где Школа юнг формировалась.
– И 9 Мая у вас тут устраивается
большой праздник.
– Каждый год! На весь Восточный
округ! Съезжаются соловецкие юнги со
всей России. Приходят представители
главного штаба ВМФ. Адмиралы. Взвод
морской пехоты. Десантники. Съезжа-
ются кадеты. Идут народные гуляния.
Один раз даже катали желающих на воз-
душном шаре.
Музей нужен людям. К нам постоян-
но приходят экскурсии. Школа стано-
вится известной по всей Москве, не
только в округе. Директор – заслужен-
ный учитель России. Дети с удовольст-
вием занимаются в кружке юных моря-
ков. Лучшие из лучших получают офици-
альную награду – «медаль Нахимова».
У нас эту медаль имеют не только
школьники, но и 15 человек учителей.
Им это очень приятно.
– А Ваш музей развивается со
временем.
– Да, разумеется. Он у нас живой, по-
стоянно прибывают новые экспонаты.
Примерно два года тому назад Владимир
Владимирович Путин и патриарх Москов-
ский и всея Руси Алексий II ездили на Со-
ловки. Этому событию у нас посвящен
целый стенд. О нас выходят книги. Сни-
маются фильмы: «Юнги соловецкие»,
«Юнга Северного флота», «Соловецкая
песня». Наши юнги пишут картины. Мы
все живем полной, активной жизнью. Де-
ти получают уроки любви к Родине. Учи-
теля истории всегда имеют под рукой
уникальный фактический материал. От
нашей работы выигрывают многие. И что
очень важно, дети любят и знают про-
шлое своей Родины. Оно им интересно!
Елена ГРИГОРЬЕВА
60-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Вид на Соловецкий монастырь со стороны Святого озера