Ч
то такое школа «Наследник». Для
меня это не «юридическое лицо»,
не стены и парты, не просто сете-
вой проект… Это живое родное дитя, ко-
торое для любящего родителя главный
проект в жизни! В его воспитание я вкла-
дываю всю свою душу, все свои знания,
на его образование не жалею ни средств,
ни времени. И делаю я это не только по-
тому, что как родитель ответственна за
судьбу ребенка и хочу передать ему все
самое лучшее. Моя забота о «Наследни-
ке» и «наследниках» – это мой граждан-
ский долг, своего рода отчет перед стра-
ной. Ведь от того, какими станут выпуск-
ники нашей школы – «наследники», на-
прямую зависит судьба моей родины –
России, и она мне не безразлична.
Кто наследует Россию. На этот во-
прос я и все, кто работает в «Наследни-
ке», отвечаем каждый день вот уже мно-
го лет. И для нас это не просто слова.
В этом вопросе, в наших делах – наше
неравнодушное отношение к жизни, к
детям, к родной стране, желание ме-
няться и меняться к лучшему и вера в то,
что это получится.
«Наследник» – это наша жизненная
позиция!
– Любовь Николаевна, начну со
стандартного вопроса: как возникла
и реализовывалась идея создания
холдинга «Наследник».
116
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Первостепенная задача –
повысить качество образования
С одной стороны, очень
легко, а с другой – очень
ответственно писать
о человеке, в которого
«влюбляешься» в процессе
общения. Но невозможно
этого не сделать, когда
перед тобой столь
одержимый и фанатично
преданный своему делу
профессионал, женщина
с горящими глазами,
учитель с большой буквы,
собравший вокруг себя
коллектив
единомышленников,
самозабвенно увлеченных
своим делом, излучающих
столь же сильный оптимизм
и непоколебимую веру
в лучшее. Уверена, что
именно о таких учителях
говорят: «Бог дал человеку
два колена: одно, чтобы
преклонить перед врагом,
а другое – перед учителем».
Речь пойдет о человеке-
искре, который умеет
поддержать эту искру и в
других, члене Общественной
палаты, президенте
образовательного холдинга
«Наследник» Духаниной
Любови Николаевне.
pg_0002
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
117
– Холдинг «Наследник» стартовал в
1992 году с создания общеобразова-
тельной средней частной школы. Пере-
стройка вместе с теми плюсами, кото-
рые она привнесла в нашу жизнь, вне-
сла изменения в график рабочего вре-
мени большинства из нас. Активная
часть населения стала работать так
много, что у нее не оставалось доста-
точного времени на общение со своими
детьми. Государственная школа не мог-
ла обеспечить тот режим пребывания и
обучения детей, который видели для них
их успешные в бизнесе родители. В свя-
зи с этим учредители акционерного об-
щества ПТО «Сабурово», одним из уч-
редителей которого являлась и я,
приняли решение о создании школы для
детей сотрудников и тем самым обес-
печили им возможность спокойно тру-
диться. Школа прошла начальные этапы
становления, заявила о себе как о хоро-
шем учебном заведении и, соответст-
венно, стала расти, так как на обучение
стали проситься извне.
Школа нуждалась в обеспечении га-
рантированного существования, но в
тот период в России не было закона об
образовании, никто не понимал, как
можно дать или передать частной школе
помещение. Было принято решение о
покупке здания для школы, что стало бы,
на мой взгляд, основной гарантией на-
дежного будущего школы и, главное,
обеспечило уверенность в завтрашнем
дне педагогам школы.
В то время нашей организацией
был успешно реализован крупный про-
ект, но далеко не все учредители захоте-
ли инвестировать свою часть прибыли в
покупку здания для школы. Во-первых,
дети многих из них уже окончили школу,
и личностная заинтересованность была
потеряна. Во-вторых, школа не являет-
ся доходным предприятием, а, наобо-
рот, требует периодических вложений
для своего развития. В итоге решение о
покупке здания приняла только я и как
учредитель осталась одна. Рост количе-
ства частных образовательных учрежде-
ний в Москве подтолкнул меня к следу-
ющему шагу, и я возглавила школу, что-
бы обеспечить интеллектуальный задел
ее успешного развития.
– Вы фактически стали директо-
ром школы.
– Да, я приняла обязанности дирек-
тора и написала программу обучения
детей в цепочке школа – вуз. Были раз-
работаны первые образовательные
проекты, в результате которых у школы
появляются вузы-партнеры. Одним из
таких проектов стало сотрудничество с
факультетом информационной безо-
пасности МИФИ по совершенно новой
тогда специальности «Информационная
безопасность». В тот момент МИФИ от-
крыл первую в России кафедру юрис-
пруденции и стал готовить юристов, за-
нимающихся компьютерным правом.
Проект позволил начать подготовку де-
тей, которые на выходе из института по-
лучат два высших образования в облас-
ти информационных технологий: это не-
посредственно специалист по защите
информационных систем и юридиче-
ское образование. Справиться с этой
задачей мне помогли факультет инфор-
мационной безопасности МИФИ и
Юридическая академия.
– Каким образом Вы, человек, в
своей деятельности не касающийся
образовательной системы, в столь
короткий срок не только адаптиро-
вались, но и сумели создать столь
серьезный обучающий проект.
– Я родилась в учительской семье, в
которой царит культ образования, все
постоянно учатся, имеют научные сте-
пени и продвигаются в науке. Сама я
окончила МИФИ, к тому моменту, когда
возглавила школу, я окончила Академию
общественных наук и была кандидатом
исторических наук, а также, окончив
Академию внешней торговли, экономи-
стом-международником. Мое разно-
стороннее образование позволило
мне, на мой взгляд, иметь свое личное
понимание того, чему учить ребенка,
чтобы он в дальнейшем был успешен.
Смена области деятельности не яви-
лась для меня чем-то новым, так как са-
ма я в большей степени сформирова-
лась как проект-менеджер и к школе
отнеслась как к проекту, который нахо-
дится в области образования. Мои ро-
дители всегда учили, что, если ты что-
то делаешь, делать надо не просто хо-
рошо, а лучше всех. Эта установка, мо-
жет быть, иногда излишне давит на ме-
ня, но я стараюсь всегда войти в десят-
ку лучших, в независимости от того, в
какой области находится проект, кото-
рым я занимаюсь. Поэтому с задачей,
которую я поставила по школе, за пять
лет справилась. Если учесть, что обра-
зование – это та отрасль, в которой бы-
стрых результатов не бывает, я считаю
это достаточно коротким периодом. И
начала я с содержания образования,
потому что считаю, что ключевым явля-
ется то, чему мы учим и как мы учим. По-
этому все образовательные проекты,
которые делает школа «Наследник»,
имеют серьезное научное обоснова-
ние, сущностную образовательную
идею, они хорошо проработаны.
– Замечательно. А если ребенок
хочет стать не юристом, а артис-
том.
– Школа «Наследник» – многопро-
фильное учебное заведение. У нас 15 ву-
зов-партнеров. После 9-го класса роди-
тели вместе с учеником выбирают про-
филь и 10–11 классы являются профиль-
ными. В условиях нашей численности, а
мы ее не расширяем, творческую про-
фессию может выбрать всего 1–2 учени-
Турслет в Молоково
pg_0003
ка. И для этих двух учеников будет обес-
печена полная подготовка, так как одним
из наших партнеров является ВГИК. По-
мимо этого в школе действует множество
творческих студий, таких как вокал, со-
временные и бальные танцы, изостудия,
флористика, шахматы, декоративно-при-
кладное творчество, а также мы распола-
гаем прекрасной студией детской анима-
ции и web-дизайна. Анимационные роли-
ки, созданные в студии, не раз удостаива-
лись самых лучших отзывов и солидных
наград, а программа студии в 2002 году
была признана лучшей школьной про-
граммой медиаобразования.
– Что является составляющим
холдинга «Наследник».
– Два здания в Москве: южное и
школа-пансион на севере, художест-
венная галерея, подростковый клуб, че-
рез который мы делаем все междуна-
родные проекты, экзаменационный
центр по английскому языку, приложе-
ние к «Аргументам и фактам» «Я хочу
все узнать», детский биржевой центр.
Сейчас готовимся к строительству но-
вого здания школы. Если нам удастся
построить его по существующему про-
екту – это будет явлением в России.
– Сколько учеников в школе и
классах.
– У нас две площадки. И на сего-
дняшний день 200 учеников. Мы стара-
емся, чтобы в начальных
классах было до 10 уча-
щихся. Чаще это
семь–восемь, и мы мо-
жем позволить себе де-
ление по уровню подго-
товки на группы, состоя-
щие из двух и шести или
одного и семи учеников.
Что не может позволить
себе государственная
школа, где в классах по
25–30 человек.
В старших классах
учатся до 15 человек, и
все они могут выбрать
разные профили. В этом
заключается понятие
элитарного, а не массо-
вого образования.
– Какова числен-
ность педагогическо-
го состава.
– Под двести человек.
– Практически 1:1
по отношению к ко-
личеству учащихся.
– Это не очень экономически эффек-
тивно. Но это происходит потому, что мы
действительно сделали много уникаль-
ного и очень много работы у нас строит-
ся во второй половине дня через факуль-
тативы, спецкурсы, и на эту работу мы
привлекаем большое количество вузов-
ских преподавателей либо ученых, кото-
рые привносят совершенно другую куль-
туру в школьную образовательную среду.
– Может ли попасть в школу
обычный ребенок из среднестати-
стической семьи. Сколько стоит
обучение и по каким критериям
идет отбор.
– Цена зависит от класса, в котором
обучается ребенок, и соответствует ре-
альным затратам. В связи с этим обуче-
ние в начальной школе стоит 7800 у.е. в
год, в старшей школе – 10200 у.е. в год.
В этой цене все, что может предложить
школа: обучение, пребывание с 9 до
18 часов, трехразовое питание, витами-
низация, все спецкурсы, спорт, культур-
ная программа.
Образовательная программа школы
рассчитана на способных и перспектив-
ных детей, то есть мы работаем в ситуа-
ции ближе к одаренным детям. При за-
числении даже первоклассники прохо-
дят собеседование с будущим учите-
лем, логопедом и психологом. В сред-
нюю школу надо сдать письменный эк-
замен по трем предметам: математике,
русскому и английскому языкам. Если
же ребенок хочет прийти к нам в 10-й
класс, тогда добавляется экзамен по
профильному предмету.
– В чем разница между государ-
ственным и частным учебным заве-
дением (с позиции государствен-
ной власти).
– Мы обычная аккредитованная
школа и находимся в том же положении,
как и государственная, в части прове-
рок, контроля, отчетности, выращива-
ния медалистов. С точки зрения базо-
вого учебного плана все аккредитован-
ные школы одинаковы независимо от
статуса – государственные они или част-
ные. А если продолжить эту тему, то на-
118
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Зимний лагерь в Подмосковье
Масленица
pg_0004
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
119
до отметить, что на сегодняшний день
нет ни одной государственной школы,
которая живет за государственный счет.
В этом смысле с точки зрения финанси-
рования все школы уже давно являются
общественными по своей сути, потому
что родители инвестируют колоссаль-
ное количество денежных средств на
образовательные программы школы.
Учитывая этот факт, школы находятся в
одинаковых условиях, кроме одного: го-
сударственные школы финансируются
еще и государством, а негосударствен-
ные аккредитованные школы с этого го-
да финансируются государством час-
тично.
– Современные ученики, да и де-
ти в целом, на мой взгляд, перегру-
жены и выглядят хронически усталы-
ми. Есть ли в этой связи в вашей
школе «здоровьесберегающие» про-
граммы.
– Во-первых, все, что связано с ме-
дицинской частью, – это диспансериза-
ция, прививки, три курса витаминных
препаратов в течение года, а также сис-
тема кислородных коктейлей, соки,
фрукты. Приборы для обработки поме-
щений, аналог люстры Чижевского. Ре-
жим дня, включающий обязательные
ежедневные прогулки, спортивные иг-
ры, а также бассейн, теннис, лыжи, ми-
ни-футбол, стритбол и баскетбол. Для
начальной школы существует лечебная
физкультура и дыхательная гимнастика.
У нас очень развит как внутрироссий-
ский, так и зарубежный туризм, сочета-
ющийся с исследовательской деятель-
ностью. Походы пешие, есть традицион-
ный двадцатидневный байдарочный по-
ход. В году два трехдневных туристиче-
ских слета, на которые выезжает вся
школа. И если ребенок следует режиму
дня, который выстроен внутри школы,
перегруза не возникает. Он возникает,
когда нет смены деятельности.
– Кто является зачинщиком все-
го этого. Где Вы находите такие
ценные кадры, ведь надо быть не
только профессионалом, но еще и
«гореть» на работе.
– Кадры подбираются годами и по
крупинкам. Кто-то выращивается здесь,
кого-то «перекупаем», причем не всегда
с позиции заработной платы. Если чело-
век по природе педагог, он творец и ему
нужно поле деятельности. В учителе
очень важно поддерживать огонек, и мы
всячески стараемся этому потворство-
вать. В этих стенах куча идей. Я вхожу в
школу, бегу по коридору и со всех сто-
рон слышу предложения о создании че-
го-то нового.
– Любовь Николаевна, давайте
перейдем к более глобальным во-
просам. Бурные споры о том, что де-
лать с российским образованием не-
много поутихли. Как Вы относитесь к
реформе образования в целом.
– В целом я отношусь положительно
к тем стратегическим направлениям, ко-
торые зафиксированы в реформе обра-
зования. Они вычленены абсолютно
верно. Речь идет только о том, чтобы
правильно это сделать тактически.
– Ваши первые шаги как члена
Общественной палаты в этой связи.
Приверженцем чего являетесь Вы.
– Я сторонница грамотного подхода.
Первостепенная задача в этом направ-
лении – повышение качества образова-
ния. Мы еще помним то время в Совет-
ском Союзе, когда образование в сред-
ней школе было самого высокого каче-
ства. За время перестройки мы его по-
теряли. При этом мы сохранили позиции
по количеству обучающихся, и не просто
за счет масштабов страны, а за счет то-
го, что все мамы и папы помнят, что ре-
бенок должен ходить в школу. Но качест-
во потеряно, и это видно по результатам
олимпиад. Для того чтобы страна дейст-
вительно сделала качественный рывок и
была мировым лидером в науке и про-
мышленности, должна быть совершенно
другая система подготовки кадров, а ка-
дры – это школьники и студенты.
И сейчас самая главная задача – это
проработка позиций по улучшению ка-
чества образования. Я очень рада тому,
что созданы центры качества, которые
объединили лучшие интеллектуальные
силы, занимающиеся проработкой кри-
териев качества.
Мы же до сих пор в России не разо-
брались, как сравнивать школы. Хоро-
шо, что уже четвертый год идет очень
серьезный разговор о том, как пони-
мать качество образования и образова-
тельного учреждения. И на сегодняшний
день, я считаю, в Москве уже выработа-
ны подходы и определенные критерии
понимания качества. Это вопрос, кото-
рый интересует все перспективные об-
разовательные учреждения, потому что
только при «правильных» критериях
можно показать, каков реальный уро-
вень школы. Сейчас же многое зависит
от пиара. И больше всего в этой ситуа-
ции жалко родителей, потому как они не
в состоянии реально оценить уровень
школы. И в итоге останавливают свой
выбор чисто интуитивно на той школе, в
которой им понравилось чье-либо лицо
или сказали много непонятных, но муд-
реных слов.
– Каким образом центры каче-
ства будут оценивать учебное за-
ведение.
– Для начала школы получат от цен-
тров необходимые критерии. Затем
они должны выстроить все свои педа-
гогические системы под эти критерии.
Позиции критериев формулируются
исходя из того, чтобы сделать ребенка
конкурентоспособным. Процесс обу-
чения длится не один год, и за это вре-
мя в мире все меняется. На днях мы с
ВИА школы
pg_0005
руководителем Московского центра
образования встречались с двумя ди-
ректорами школ, которые принимают
участие в разработке критериев. Да-
лее планируется встреча более расши-
ренным составом. Посмотрев все ма-
териалы, я убедилась, что они полно-
стью соответствуют моему пониманию.
И вот на этом фоне уже нужно гово-
рить, каков должен быть педагог, чем
обладать и какая должна быть зарпла-
та. Просто идти по пути повышения
зарплаты – это не перспективно. Надо
поддерживать тех, кто работает на раз-
витие и вносит реальный вклад. Работа
на развитие означает, что даже внутри
образования приоритетной поддерж-
кой должны пользоваться те школы, ко-
торые являются инновационными, ко-
торые отрабатывают эти инновацион-
ные проекты, и соответственно педаго-
ги-новаторы.
– Что еще Вы собираетесь сде-
лать в качестве члена Обществен-
ной палаты.
– Одно из моих основных направ-
лений, которое я планирую, это гармо-
низация законодательной базы. Все
дело в том, что попытка убрать на уров-
не государства разночтения в разных
законах и синхронизировать закон об
образовании и налоговый кодекс в ито-
ге привела к тому, что с введением по-
правки из закона об образовании уб-
рали очень серьезные пункты, которые
относили наш закон об образовании к
наиболее демократичным в мире. Уб-
рали позицию о том, что если школа
использует заработанные деньги на
развитие образования, то они уходят
из налогооблагаемой базы. Произош-
ла ситуация, когда с позиции двух нало-
гов, на имущество и на землю, школу
приравняли к любой коммерческой
структуре, и это касается любой аккре-
дитованной школы, как государствен-
ной, так и частной. Положение нужно
изменить, так как оно неправильно по
сути и приведет только к тому, что шко-
ла вынуждена будет собирать с родите-
лей еще больше денег. При условии
введения подушевого финансирова-
ния, которое начинается в этом году,
увеличатся и сборы в тех же государст-
венных школах.
– Что такое подушевое финан-
сирование.
– Это система, при которой деньги
следуют за ребенком. На мой взгляд,
правильная мысль: к примеру, на сего-
дняшний день есть две государствен-
ные школы, в одной из которых тысяча
учеников, в другой двести, а материаль-
ная база, созданная государством, оди-
накова, и они получают равное бюджет-
ное финансирование. Теперь же деньги
будут идти вслед за ребенком. Не нра-
вится ребенку школа, перешел он в дру-
гую, и деньги соответственно придут в
ту школу, которая соответствует его за-
просам, и это правильно. Главная зада-
ча, чтобы директора школ смогли с этим
справиться, то есть научились правиль-
но планировать денежные потоки.
Своей же главной задачей считаю
говорить о реальной ситуации в обра-
зовании через СМИ, чтобы я могла ус-
лышать отклик родителей о правильнос-
ти понимания вопроса, чтобы в даль-
нейшем транслировать эту точку зрения
и на заседании Государственной думы, и
на заседании правительства. По закону
Общественная палата дает очень хоро-
шие рычаги воздействия, нужно только
ими правильно распорядиться.
– Вы говорите о рычагах воздей-
ствия, а президент относительно
Общественной палаты сказал, что
чиновники не ждут ее представите-
лей, но, тем не менее, он уверен,
что работа этого органа поможет
развитию нашего общества. Не ус-
матриваете ли Вы в этом некоторое
противоречие.
– Здесь возникает естественное
противоречие между функциональны-
120
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Идут занятия
Мексиканский танец
pg_0006
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
121
ми обязанностями. Общественная па-
лата по закону обладает правами всего
лишь экспертизы. И любому нормаль-
ному человеку, даже если он очень хо-
рошо работает, не нужен проверяю-
щий. И поэтому я думаю, что очень
многое будет зависеть от личностных
качеств членов Общественной палаты,
насколько они смогут выстроить свой
диалог с людьми, занятыми в той или
иной отрасли, так, чтобы это было во
благо России и в данном случае обра-
зования. И это действительно очень
сложная задача первого состава Об-
щественной палаты. Ведь механизма
привлечения к обсуждению каких-либо
перспектив, к обсуждению их общест-
вом нет. А это было бы правильным
сделать, потому что на фоне проблем,
которые возникли с введением Едино-
го госэкзамена, совершенно ясно, что,
если бы разработку системы сделали
более открытой, больше информиро-
вали людей и обсуждали с ними, мно-
гие вопросы вообще бы не возникали и
введение было бы более эффектив-
ным. Но здесь необходимо сказать о
том, что СМИ должны глубже вникать в
вопросы для их более эффективного
освещения, но это, наверное, тоже
связано с проблемой подготовки кад-
ров журналистов.
– Давайте более подробно пого-
ворим о том, что же, на Ваш взгляд,
ожидать от предложения унифици-
ровать российские стандарты обра-
зования под европейские: повсемест-
но ввести единый госэкзамен (ЕГ) или
высшее образование перевести на
бакалавриат и магистратуру.
– В декабре я была на Думских чте-
ниях по этому вопросу, были там и
представители регионов. Я поняла, что
и москвичи, и представители регионов
судят по какой-то новации в преломле-
нии к себе. Ведь основной целью ЕГ яв-
ляется обеспечить доступность образо-
вания. Конечно же, москвичам это не
понятно, им и так почти все доступно. На
самом же деле страна очень большая, и
дети из регионов, какими бы они ни бы-
ли талантливыми, поступить в вуз не мо-
гут. К примеру, для того чтобы просто
прилететь на экзамен с Дальнего Вос-
тока, нужно порядка 30 тысяч рублей, не
говоря о питании и проживании на вре-
мя сдачи вступительных экзаменов. И в
этом смысле ЕГ – единственный шанс
для того, чтобы сильные дети из дальних
регионов России могли попасть в Мос-
ковские, Санкт-Петербургские и другие
самые лучшие образовательные учреж-
дения страны.
Конечно, с точки зрения учителя ос-
воение тестов для ЕГ – это дополни-
тельная работа, за которую не доплачи-
вают, но ведь с его введением появля-
ется механизм реального оценивания
результата, и фактически оценивания
независимого. Механизм позволяет
оценить результат труда учителя по фак-
тическим результатам детей.
Но цель, которая ставилась введени-
ем ЕГ в части доступности, будет решена
государством полностью, если вузы дей-
ствительно будут зачислять по его ре-
зультатам, иначе это не имеет никакого
смысла. Конечно, ЕГ не даст процветать
репетиторству. Преподаватели говорят,
что детям нужны дополнительные заня-
тия, что в школе их ничему не научили. А я
думаю, что каждому преподавателю пра-
вильнее думать о собственной профпри-
годности и брать на обучение реально
хороших детей, которые действительно
уже во многом опережают учителей, и
работать с ними. Произошли цивилиза-
ционные изменения, общество меняется
очень быстро, дети приспосабливаются
к этим изменениям мгновенно, а педаго-
ги так быстро перестроиться не могут, и
на самом деле проблема взаимоотно-
шений между сильными учениками и пе-
дагогами существует.
Вручение премии в Оксфорде
Беседа с послом США
pg_0007
– Но ведь ЕГ не панацея, не сек-
рет, что ответы на тесты можно ку-
пить. Именно этого боятся ректо-
ры вузов, которые берут к себе на
обучение классического «кота в
мешке».
– На мой взгляд, во избежание этого
каждые три года надо менять формат
проведения ЕГ. Россия талантлива, и на-
до дать сильным детям из глубинки воз-
можность учиться.
Что касается бакалавриата и магис-
тратуры – у нас большая страна и очень
большая палитра типов образователь-
ных учреждений, поэтому, что можно
для одного учреждения, невозможно
для другого. Для гуманитарного и тех-
нического учреждения логика образо-
вательного процесса совершенно раз-
ная. Приобрести специальность в тех-
ническом вузе возможно только за пять,
а не за три года. И я очень рада, что об-
суждение реформы образования сей-
час находится именно в этой содержа-
тельной плоскости. Уже никто не гово-
рит огульно, что надо поделить обуче-
ние на три и пять лет соответственно.
Мы стали глубже мыслить, и это очень
хорошая тенденция. А мыслить еще
глубже и быстрее нам позволило бы
привлечение к обсуждению более ши-
роких преподавательских кругов, и не
всегда руководителей, а преподавате-
лей вузов, заведующих кафедрами.
Очень важны критерии знаний, которы-
ми должен обладать бакалавр и ма-
гистр. И самое важное, чтобы эти кри-
терии формулировали работодатели.
Недавно я встречалась с рабочей груп-
пой по образованию РСПП. В ближай-
шее время ими будет проведен круглый
стол, чтобы определить формулировки
и требования, предъявляемые к качест-
ву знаний специалиста в той или иной
области и создания механизма транс-
ляции этих критериев в учебные заве-
дения.
– А мы не запутаемся. Разные
вузы, разные системы, разные дип-
ломы...
– Работодатели говорят о том же.
Они не знают, какие вузы готовят нужно-
го им специалиста. Учебных заведений
много, а специалистов на выходе ноль.
Выбор учебных заведений огромен, но
кто возьмет тебя на работу – вопрос.
Поэтому в этой области требуется боль-
шая работа по систематизации того, что
есть, по созданию критериальной базы
того, что нужно на выходе, и, повторюсь,
механизма транс-
ляции требований
работодателя в
образовательную
систему.
– У Вас масса
профессиональ-
ных наград и
званий, Вы явля-
етесь председа-
телем ревизион-
ной комиссии
Международно-
го общественно-
экономического
союза женщин,
вице-президен-
том Ассоциации
негосударствен-
ных образова-
тельных учреж-
дений регионов
России, членом
экспертного со-
вета Южного ок-
руга, членом-
корреспонден-
том Междуна-
родной Гермес-
академии и
Международной
академии ме-
неджмента, а
также председа-
телем попечи-
тельского сове-
та Фонда им.
С.В. Образцова,
а теперь и чле-
ном Обществен-
ной палаты. За-
чем такие на-
грузки на хруп-
кие женские плечи.
– Я про награды не помню, я помню
про задачи и те проекты, которые мне
нужно реализовать сейчас, а награды
возникают по ходу, как финал какого-то
труда. Я не думаю о них. Так же естест-
венно, как женщина хочет новое пла-
тье, я хочу новый образовательный
проект. Я очень много работаю, и бог
дал мне колоссальную работоспособ-
ность. У меня очень хорошая команда
профессионалов, которая любит рабо-
тать и знает свое дело, все они люди
творческие. За последние два года в
нашем педагогическом коллективе за-
щищены две докторские и три канди-
датские диссертации. При этом я не
забываю всем, кто занимается научной
деятельностью, повторять слова очень
уважаемого мной ученого: «Вы будете
в научном плане правы только при ус-
ловии, что не потеряете связь со шко-
лой и каждую неделю будете выходить к
доске и давать уроки. Это будет гаран-
тией того, что все ваши научные изыс-
кания в области педагогики будут кор-
ректными».
– Наверное, от бесконечных на-
грузок Вас спасают длительные лет-
ние каникулы.
– Лето – очень хороший период
для плодотворной работы. Нет детей,
и можно подготовиться к следующему
учебному году. И тогда все знают, что
122
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
На юбилее школы-пансиона
pg_0008
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
123
они придут 1 сентября, и будет что-то
новое. Это ощущение нужно во всех
подогревать, и это новое должно со-
ответствовать высокому уровню (глаза
Любови Николаевны так горят, что я
понимаю, что в ней неисчерпаемый
источник новаций, которого хватит на-
долго).
– Образовательный холдинг «На-
следник» – Ваш третий ребенок, а
кто два первые.
– Сын и дочь. Сын в прошлом году
окончил Академию внешней торговли,
экономист-международник. В свое вре-
мя он окончил нашу школу, наследник –
это он, и школа названа в честь него.
Дочь – студентка первого курса МИФИ,
окончила нашу школу в 15 лет благодаря
возможности заниматься по индивиду-
альной образовательной программе.
– Кому больше всего Вы благо-
дарны в жизни.
– Маме с папой. За то, что они пе-
редали мне природные способности,
за ту обстановку внутрисемейной
любви, которая царила в нашем доме.
Папы, к сожалению, уже нет с нами.
Когда-то давно я его спросила: «За-
чем ты меня так назвал.» – и он отве-
тил: «Любочка, ты еще ничего не пони-
маешь, я назвал тебя самым лучшим
именем, тебя люди будут звать Любо-
вью, и, когда они будут так говорить,
они будут так к тебе и относиться, а
твоя задача дарить им любовь». В се-
мье были необычайно теплые отноше-
ния и всеобъемлющее внимание друг
к другу, особенно к детям, ко мне и
брату, мы были целью семьи. В этом
смысле я в своей семье тот человек,
который обделяет своих детей внима-
нием, но надеюсь, что я компенсирую
его своим реальным состоянием все-
ленской любви к ним.
И, конечно, я обязана очень мно-
гим своим учителям. У меня были очень
хорошие учителя. Наверное, бог или
кто-то еще меня вели по жизни, начи-
ная с первой школьной учительницы и
заканчивая научными руководителями
моих кандидатской и докторской дис-
сертаций. Я всегда испытывала полный
психологический комфорт, и это во мне
усиливало чувство ответственности,
когда я должна не просто сделать, а
сделать лучше. И это стало нормой
каждого дня. При этом стержень, кото-
рый дает мне силы, – это любовь к ок-
ружающим.
– Ваш девиз по жизни.
– Сделать как можно больше для тех
людей, которые нуждаются в моей по-
мощи, и увидеть их счастливые глаза.
– Было ли в Вашей жизни что-
то, в корне изменившее привычный
ход событий.
– Это было во времена моей ком-
мерческой деятельности, и к школе я
имела отношение только как учреди-
тель. Я полетела в Бразилию на научную
конференцию под названием «Защита
прав биосферы». Тема была такова, что
состав присутствующих был удивитель-
ным: все ученые и шаманы мира. На не-
делю я поместила себя в сказку, увидев
и услышав массу непостижимого и гени-
ально простого одновременно. Одной
из обсуждаемых тем было предназначе-
ние человека на земле. Конечно, мне,
как и любому человеку, было интересно
узнать о своем предназначении. И по
схеме, истоки которой уходят еще к пле-
мени Майя, моим предназначением
оказалось образование. Мне это запа-
ло в голову. И когда я вернулась в Моск-
ву, еще не будучи директором школы,
поверив в свое предназначение, я ре-
шила стать им и добиться результатов.
– Что бы Вы могли пожелать на-
шему журналу в заключение нашего
разговора.
– Журнал очень хороший, очень ин-
теллектуальный, в нем присутствуют те
персоны, которые реально являются ин-
теллектуальным цветом нации. Содержа-
ние формирует и читателя: те интервью,
которые вы печатаете, хочется перечиты-
вать, многие детали проецируешь на се-
бя и находишь подсказки. Я хочу, чтобы
ширился круг ваших читателей, потому
что это будет хорошим показателем ин-
теллектуального роста россиян.
Профессионального успеха, семей-
ного счастья, реальной заботы государ-
ства – всем вам, дорогие читатели.
– Любовь Николаевна, не упусти-
ли ли мы что-то важное в разговоре.
– Я бы еще раз хотела коснуться
уникального биржевого проекта, кото-
рому нет равного в мире, участниками
которого являются дети 15–17 лет. Не-
давно проходил конкурс трейдеров, в
котором участвовали 856 студентов из
42 ведущих вузов, представляющих
15 городов России.
Первое место в этом конкурсе заня-
ла команда школы «Наследник», но
главное не это. Главное, что российские
дети из обеспеченных семей показыва-
ют такие результаты, и это очень важно.
Ведь не секрет, что в обществе сущест-
вует мнение о том, что тот, кто сегодня
растет в обеспеченной семье, – плохой,
не такой, как надо. Я хочу, чтобы вы на-
печатали, что это очень хорошие дети и
они достойны тех хороших семей, в ко-
торых растут. Они интеллектуалы, для
того чтобы так побеждать, нужно много
трудиться. Это не «распальцованные»
дети, которые не понимают что и откуда,
все имеют и ничего не хотят. Это хорошо
образованные и воспитанные трудяги.
P.S. Низкий поклон вам, дорогие
учителя школы «Наследник», за такую
искреннюю любовь к детям.
C уважением, Инна ШАРИНА
Л.Н. Духанина награждена Золотым почетным знаком «Общественное признание»