– Россия, а, значит, и каждый из нас
с вами, подошла к краю обрыва. Мы на-
ходимся в кризисе, разрушение нашей
державы было полнейшей катастрофой.
И это сейчас уже видят все, но как спас-
ти от разрушения нашу страну, не только
в геополитическом, но и в нравствен-
ном смысле, не знает, похоже, никто.
– Прежде чем искать выход, сто-
ит понять, в чем причина такого по-
ложения дел.
– К величайшему сожалению, мало
кто на Земле выдержал столько испыта-
ний, сколько выпало на долю нашего
народа. Помню, еще в 1980-е годы, в
США я видел карту состояния цивили-
заций. Были там и исчезнувшие – шуме-
ро-акатская, инков… Как бурно разви-
вающиеся были отмечены китайская,
англо-саксонская, римская. На этой
карте была показана и Россия. Русь.
Начало – первое тысячелетие от Рож-
дества Христова. Тогда только собра-
лись силы славян. Шли века. Образова-
лась великая империя. А потом, по-
том… там, в той американской схеме
стоял знак вопроса. Исследователям
из США было непонятно, будет ли во-
обще Россия на карте мира в ХХI веке
или нет.
– Насколько объективна подоб-
ная оценка.
– Ну, это их взгляд… Но факт остает-
ся фактом: будущее нашей Родины по-
казалось неясным для составителей
карты. Хотя… Помните, еще Пушкин го-
ворил, что Европа невежественна и не-
благодарна по отношению к России.
Она нас не знает, не понимает. Отсюда
миф о загадке русской души
– Миф ли.
– Нет, конечно, не только миф, здесь
есть и объективная правда. Русская ду-
ша, русский человек – это особый, со-
кровенный, глубинный мир. Я сейчас на-
хожусь под впечатлением двух дней
Рождественских чтений, во время кото-
рых я окончательно понял, что мы как на-
род исходим из идеальных устремле-
ний. Божественных, духовных, стре-
мимся к Богу. К совершенству. Возмож-
но, мы никогда этого не достигнем, но
все это всерьез.
– На последних соборах Русской
Православной Церкви было про-
славлено много новых русских свя-
тых. Скажите, может быть, это ук-
26
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
СКРЫ
Т
СКРЫ
Т
АЯ СИЛА РОССИИ
АЯ СИЛА РОССИИ
Будет ли существовать в ХХI веке страна, давшая
миру Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова,
Ломоносова. Есть ли будущее у России.
Оказывается, еще двадцать пять лет тому назад,
в 1980 году, американские социологи
затруднились дать однозначный ответ на этот
жесткий, непростой вопрос. Почему. Об этом
и не только мы беседуем с видным современным
литератором, историком, заместителем главы
Всемирного русского народного собора,
председателем Союза писателей России,
членом Общественной палаты РФ
Валерием Николаевичем ГАНИЧЕВЫМ:
pg_0002
репит духовную жизнь нашего об-
щества. Даст надежду на будущее.
– Сомнений нет, актом канонизации
святых, таких как святой и праведный
Федор Ушаков, мы укрепили свой дух,
улучшили свое нравственное состоя-
ние. Но не только по вере, по самой
своей генетической сути русский чело-
век устремляется к горнему, возвышен-
ному. Но это-то как раз не совсем по-
нятно для западной цивилизации. Умом
мы чувствуем: надо зарабатывать, надо
«уметь жить», но душа просит чего-то
возвышенного.
– В этом, на Ваш взгляд, отличие
нашей цивилизации от цивилиза-
ции, скажем, протестантизма.
– Конечно. Суть христианства раз-
делилась как раз на протестантизме.
Пошел разрыв горнего, высокого и ма-
териального. И значение материально-
го постепенно стало превалировать.
Подчинять души людские, в том числе и
многих россиян. И вот на Рождествен-
ских чтениях Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II сказал, что нам гро-
зит распад, упадок, если мы снова не
обратим свой взор к тем ценностям, ко-
торые были всегда в нашем народе.
И здесь России не надо следовать по
пути других цивилизаций. Митрополит
Кирилл в своей речи отметил, что права
человека заканчиваются, когда встает
вопрос о вере.
– Объясните, пожалуйста, что
здесь имелось в виду.
– Приведу только один простой при-
мер. В Страсбурге было принято реше-
ние европейского сообщества о борь-
бе с гомофобией. А мировые религии, в
том числе, конечно, и православие,
дружно осуждают, так называемые, не-
традиционные сексуальные отношения.
Это неотъемлемая часть религиозного
мировоззрения буквально каждого ве-
рующего и вообще нравственного чело-
века. Иначе относиться к подобным ве-
щам он просто не может! Противоречие
налицо! И таких моментов находится до-
вольно много.
– Но ведь вопросы защиты прав
человека – краеугольный камень
правозащитного движения. На
этом постулате строится работа
практически всех общественных
организаций.
– Нельзя загонять все обществен-
ные организации в рамки только защи-
ты прав человека. И в рамки создания
гражданского общества, кстати, тоже.
Это однобоко. Есть такие организации,
которые создаются для защиты группы
людей, которые объединяются по про-
фессиональному, идейному признаку.
По признаку общности интересов. На-
пример, наш Союз писателей объеди-
няет людей, стремящихся художествен-
но осмыслить, отобразить то, что про-
исходит у нас в Отечестве, в мире. Не
тот писатель, кто выпустил книгу, писа-
тель – тот, кто умеет образно отобра-
зить окружающую его жизнь. И люди
творческих профессий желают не толь-
ко защитить свои права, хотя это тоже
важно, их цель – встретиться, обсудить
вопросы творчества. Здесь на первый
план выступает не только эстетика, но и
идеология, нравственность. Мировоз-
зрение. Гражданское чувство. Недаром
у нас так популярны слова «Поэтом мо-
жешь ты не быть, но гражданином быть
обязан».
– И это говорите Вы – председа-
тель Союза писателей России!
– Да! И я готов доказать эту свою
мысль. Скажите, пожалуйста, кто из ве-
ликих писателей не был гражданином.
Тот же Фет. Он вроде бы в стороне. Сти-
хи о трелях соловья… Но на самом деле
это воспроизведение мира Божьего, и
то, как Фет его воспроизвел, поражает
душу! Помните времена перестройки.
И потом, уже в конце 1990-х… Тогда
вставал вопрос, для чего вообще нужна
литература. Мы говорили: литература
ставит мучительные вопросы. Потом вы-
яснилось, что учительные. Литература,
на мой взгляд, должна учить. Своими
методами, тем, что она показывает и от-
рицательные, и положительные явления.
Литература меняет жизнь. И мы, как
общественная организация, участвуем
в общественном гражданском процес-
се. Наше орудие труда – слово. Это ог-
ромная сила. Оно может и возвысить, и
разрушить.
– Что, на Ваш взгляд, оно разру-
шает.
– Огромным количеством вторгнув-
шегося в нашу жизнь «инояза», который
затуманивает суть дела. Представляет
все в каком-то непонятном, переверну-
том, извращенном виде. Возьмем, на-
пример, слово «киллер». Звучит замеча-
тельно! Романтично. Как Робин Гуд. А на
самом деле это же «убийца»! Или те же
«путаны». Красиво. Очень! А смысл.
Вспомним классику восемнадцатого ве-
ка. Какие имена! Сумороков, Карамзин,
Фонвизин, Ломоносов… И как много все
они сделали для сохранения, создания
русского языка, литературы. Мы будем
праздновать 300-летие со дня рождения
Ломоносова. Уже провели пленум Союза
писателей в Архангельске. Были в Холмо-
горах. Да, до юбилея еще пять лет, но это
время проскочит незаметно. А нам, сего-
дняшним, надо понять, как пробился
этот парень из далекого села. Откуда в
нем столько силы. Ведь он поехал учить-
ся в Германию, и он же потом был пер-
вым, кто в Академии наук стал читать лек-
ции не на латыни, а по-русски. И он уже
тогда понял ценность русского языка. На
его лекции собирался весь Петербург.
Были офицеры-преображенцы, чиновни-
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
27
Проводы М. Шолохова на московском вокзале (В.Ганичев крайний справа)
pg_0003
ки. Даже простонародье слушало докла-
ды Михаила Васильевича по минерало-
гии, о Северном морском пути.
– Но и сам Ломоносов был из
простонародья.
– Да, хотя, знаете, сначала, для того
чтобы получить доступ к образованию,
он выдал себя за сына дворянина.
Правда, его отец действительно был
состоятельным человеком. У него была
даже небольшая судостроительная
верфь.
– Но ведь Ломоносов потом стал
дворянином.
– Уже на пятидесятом году жизни. За
заслуги перед Россией! Но многие ли
знают о еще одной его заслуге. Он, как
и другие выдающиеся литераторы во-
семнадцатого века, не только писал
стихи, прозу, но и осознанно развивал
родную речь. Искал и находил русские
слова – соответствия латинским терми-
нам. Так у нас появились «горизонт»,
«кислород», позднее, следуя традициям
Ломоносова, возникли «водитель»,
«летчик», «вратарь».
– Но есть такое мнение, что язык
защитит себя сам.
– На такой позиции сейчас частично
стоит и Академия наук. Но я с этим кате-
горически не согласен! Слишком много
пошло грязи. Когда в живую реку спус-
каются отходы, да, на каком-то этапе
она очищается сама. Потом, довольно
скоро, приходится ставить фильтры.
Иначе нельзя. Вода в такой реке стано-
вится непригодной для использования.
Гнилой. Ядовитой.
– Как Вы предлагаете ставить
эти «фильтры».
– Превзойти образцом. Вот сейчас
некоторые говорят, «масоны», жалуются
на «заговор», я отвечаю – вы сами ра-
ботайте блестяще! Сделайте так, чтобы
у нас было лучше, чем где бы то ни бы-
ло в мире. В экономике, науке, армии,
служении Господу, литературе. И опа-
сайтесь забвения отечественных та-
лантов. Да, я согласен, прекрасны пи-
сатели нашего зарубежья. Тот же Набо-
ков. Но и они не превзошли то богатст-
во, которое мы имели у себя дома.
Нельзя считать, что все хорошее к нам
идет только из-за рубежа. Это не пра-
вильно. Несправедливо!
– Многое пришло на Запад от
нас. Наша эмиграция обогатила ми-
ровую культуру.
– Конечно! Помню в США, еще в
1970-е годы, в магазине русской книги,
один наш бывший соотечественник рас-
сказывал мне, сколько дала Америке
русская культура. Сикорского, Леонтье-
ва, Зворыкина и других великих. Какую
мы привнесли любовь к литературе.
Скольких американских авторов подни-
мали мы, русские.
– Но ведь и на Западе есть то, что
полезно почерпнуть России. Как Вы
считаете, нужны ли нам столь рас-
пространенные там общественные
организации, если да, то зачем.
– Безусловно, нужны! Но каждая об-
щественная организация должна не
только служить тому делу, во имя которо-
го она создана, но и помогать поддер-
28
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
В издательстве «Молодая гвардия» М. Егоров и М. Кантария рассказывают о взятии Берлина
С Сергеем Михалковым
pg_0004
жанию нравственности, помогать уста-
навливать связь между обществом и
властью. Быть созвучной времени. И на
Руси тоже есть свой давний, начиная с
Новгородского вече, опыт создания по-
добных соборных структур. Сейчас к ним
прибавилась Общественная палата.
– Зачем, на Ваш взгляд, создана
Общественная палата, и каким Вы
видите свое участие в ее работе.
– Господь дал каждому человеку
жизнь, голос, но чтобы этот голос про-
звучал, к нему надо прислушиваться.
И через Общественную палату голос
всего народа можно и нужно доносить
до власти. Надо, чтобы перед всеми ор-
ганизациями, и входящими в Палату, и
туда не вошедшими, стояли ступенчатые
задачи. Все сразу сделать очень сложно.
Скажу о нашем Союзе. Он объеди-
няет 7000 человек. Ни одной копейки го-
сударство нам не дает. И я думаю, это
несправедливо. Как можно не помогать
творческому союзу, который объединяет
профессионалов такого уровня, каким
являются наши члены. Русская литера-
тура – самая большая инвестиция, кото-
рую мы вкладываем в мировую эконо-
мику. Недавно меня спросили китайцы,
сколько человек в России праздновали
юбилей А.С.Пушкина. Я сказал, все 140
миллионов. «А у нас его отмечало 500
миллионов!». Мы ввели звание – почет-
ный член Союза писателей России. Его
удостаиваются иностранцы, в основном
это переводчики, имеющие выдающие-
ся заслуги перед нашей литературой.
– А есть ли признание творчест-
ва наших писателей, в частности,
членов Союза писателей России, за
рубежом.
– Конечно. Простите, скажу о себе.
Перед самым Новым годом я был при-
знан «Лучшим автором года» за созда-
ние жизнеописания адмирала Федора
Ушакова. Это звание присуждается по
решению редколлегии еженедельника
«Русская Америка» и радиостанции
«Наш голос». Это признание тоже гово-
рит о глубоком проникновении нашей
культуры в США.
– Вы идете в Общественную па-
лату России. Зачем Вам лично нужна
еще одна общественная нагрузка.
– Я иду в Общественную палату, в
том числе и для того, чтобы наш голос,
голос писателей, был услышан и во вла-
сти, и в капитале. Сейчас опять возвра-
щается нормальная, неизвращенная
иерархия ценностей. Только что наи-
больший интерес был к эстраде. А те-
перь вновь самыми востребованными в
мире становятся исполнители классики.
Я часто хожу в Консерваторию, еще со
времен Свиридова. Но как же измени-
лась ситуация! Слава Богу, еще на га-
лерке есть места, на которых могут си-
деть студенты. А в партере! 700–800
рублей надо отдать за один билет. Спа-
сибо, кажется, ЛУКОЙЛ оплатил моск-
вичам абонементы на концерты Федо-
сеева. Зал заполнен. Москвичи – народ
музыкальный. А Федосеев – ведущий
дирижер мира. После Караяна стал ру-
ководителем Венского симфонического
оркестра! Но, помните, двадцать лет на-
зад, как многие над ним посмеивались –
«народник», мол. Ныне его оркестр
им. П.И.Чайковского лучший в мире. Во-
обще, Господи, какими богатствами мы
все еще обладаем. Нам надо их только
не потерять.
– Но ведь и Ваша судьба тоже не
совсем обычна и интересна. Вы ро-
дились в Ленинградской области на
небольшой станции Пестово…
– Потом жил в Омской области, шко-
лу окончил на Украине, на Полтавщине.
Учился в Киеве. Возглавлял издательст-
во «Молодая гвардия». Но самой моей
серьезной школой была работа главным
редактором «Комсомольской правды».
– Вы ушли из «Комсомольской
правды» в 1980 году. Почему.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
29
Встреча с Расулом Гамзатовым
В Союзе писателей России: Н. Скатов, М. Алексеев, В. Федосеев, В. Ганичев, В. Распутин
pg_0005
– Оттуда меня «попросил» Михаил
Васильевич Зимянин. Мы договорились
с журналистами – «ударим по корруп-
ции». Этим злом тогда особо отличался
юг России. И Краснодарский край, и
Чечня, и Ингушетия, и Осетия. По срав-
нению с сегодняшним, это, конечно,
были «цветочки», но тогда выглядело
страшновато. И мы договорились, «Кро-
кодил», «Правда», «Комсомолка», – на-
пишем серию фельетонов… Написали!
Главный редактор «Правды», член ЦК
КПСС Афанасьев «выкрутился». У нас
же тогда прошел материал «Следствие
ведут кунаки». Все в этой статье было
правдой! Каждое слово подтверждено
документами. Представлено 500 подпи-
сей свидетелей. Ну и что, меня все рав-
но вызвали и сказали: «Вы обижаете це-
лые народы!».
И я ушел в «Роман газету». И, знае-
те, не прогадал. Появилось время, я ус-
пел написать главные свои вещи. «Росс
непобедимый», «Флотовождь», «У ог-
ня», «Во имя потомков». Так что все в
моей жизни складывается к лучшему.
Все идет по Божьему промыслу.
– В начале беседы Вы сказали,
что в 1980 году в США на карте-схе-
ме судеб цивилизаций напротив
России стоял знак вопроса. Скажи-
те, каков Ваш собственный ответ на
этот давний вопрос. Есть ли буду-
щее у цивилизации, имя которой
Россия.
– Когда я заканчивал десятый класс,
думал, что знаю все. После университета
понял, что чего-то не знаю. После док-
торской убедился в тщетности попыток
объяснить все события в мире. Так что
уверенность в том, что Россия выживет,
будет развиваться, у меня находится по-
ка на уровне духовного восприятия.
– А если проанализировать
факты.
– Если анализировать факты, легко
прийти в ужас. Демографическая ситуа-
ция чудовищная! Развал… тут и говорить
не о чем, но… Но давайте вспомним со-
бытия 1612 года: в Москве сидят ино-
земцы. Все распалось. Все друг друга
предали… И, вдруг, находятся не толь-
ко Минин и Пожарский, но и монах Бо-
рисоглебского монастыря святой Ири-
нарх. Он тридцать три года жил прико-
ванным к стене, носил вериги, а в
1610 году оставил обитель, пришел
пешком в Москву. Сказал Василию
Шуйскому, что на Русь идет войной За-
пад, латиняне. Надо объединяться.
К сожалению, Шуйский это не понял.
Позднее он сказал польскому гетману
Яну Сапеге – уходи, иначе погибнешь.
Так и произошло. И этого храброго че-
ловека, этого святого монаха тогда не
убили даже враги православных!
И в 1612 св. Иринарх благословил
Минина и Пожарского идти на Москву.
Снял нательный крест, отдал Пожарскому:
«Вернешь, когда возьмешь город». Сей-
час многие спрашивают: «Какие такие со-
бытия были 4 ноября.» Позор не знать
такого! Ведь это был поворотный день
истории, день, когда не указами и прика-
зами сверху, а лишь силой духа простого
нашего народа спаслась Россия!
Беседовала Елена ГРИГОРЬЕВА
30
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручает В. Ганичеву орден Сергия Радонежского
Награждение юбилейным гражданским орденом Серебряная Звезда «Общественное признание»