Коллеги! Дорогие друзья!
Прежде всего хочу поздравить вас с началом работы Общественной палаты Российской Федерации.
Сегодня мы фактически подводим черту под важным организационным этапом – созданием этой прин-
ципиально новой структуры, призванной содействовать развитию гражданского общества, структуры, кото-
рая, как я надеюсь, станет площадкой для согласования позиций по существенным вопросам государствен-
ной политики и сформирует на этой основе сугубо демократические инструменты сотрудничества общест-
венности и государства, органов власти и управления.
В состав Палаты вошли лидеры общественных движений, известные публицисты, правозащитники, уче-
ные, религиозные деятели, многие из тех, кто имеет широкую поддержку и личный авторитет в обществе,
кто уже немало сделал для продвижения гражданских инициатив, для утверждения демократических прав и
свобод граждан.
И как членам Общественной палаты вам предстоит решать содержательно новые задачи, включая со-
здание действенных каналов связи общественных организаций и государственных органов: имею в виду
функции Палаты по проведению общественных экспертиз, общественного контроля, а также выработке ре-
комендаций органам власти. Главное здесь – на деле практически добиться роста влияния граждан и обще-
ственных институтов на власть.
Для меня как для главы государства России важно, чтобы уважение общественного мнения, уважение
интересов и потребностей конкретного человека стали ключевым ресурсом повышения эффективности ра-
боты власти на всех ее уровнях.
Уважаемые коллеги, большое значение имеют и функции Палаты по контролю за соблюдением свобо-
ды слова в средствах массовой информации. Думаю, при их осуществлении перед Палатой встанет двуеди-
ная задача: во-первых, добиться объективности освещения в СМИ общественной жизни страны и, во-вто-
рых, способствовать реальной независимости информационных средств и каналов.
Конечно, подходы Общественной палаты к осуществлению полномочий будут формироваться постепен-
но в самом процессе ее деятельности. Однако, как и во всяком деле, многое будет зависеть, конечно, от
первых шагов, от первых решений. И в этой связи хочу привлечь внимание к ряду важных, на мой взгляд, мо-
ментов.
4
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ
Выступление Президента РФ В.В. Путина
на первом пленарном заседании Общественной
палаты Российской Федерации
pg_0002
Прежде всего рассчитываю, что ваша работа будет способствовать утверждению в обществе прин-
ципов взаимоуважения, веротерпимости и толерантности, внесет свой вклад в формирование высокой
культуры общественной жизни, культуры, обладающей прочным иммунитетом от каких бы то ни было
проявлений вражды, национальной или религиозной розни. Любые проявления, любые призывы к не-
нависти и нетерпимости должны становиться для их авторов концом общественной, а значит, и полити-
ческой карьеры в России. Я очень рассчитываю на вашу помощь и поддержку по этому направлению
работы.
Во-вторых, полагаю, что при осуществлении своих функций члены Общественной палаты проявят при-
сущее им умение сотрудничать, договариваться и консолидировать усилия других групп российской об-
щественности. И будет, безусловно, полезно, если вы сумеете собрать вокруг себя экспертные сообще-
ства по всей стране, активизируете тем самым и их, и общественную, и профессиональную жизнь в це-
лом. Надеюсь, что вы вовлечете в общественную работу самые широкие слои населения с тем, чтобы
граждане на практике понимали, как устроена власть в стране, чтобы не чувствовали себя отчужденными
от принимаемых властью решений.
В-третьих, в соответствии с нормами закона «Об Общественной палате» работа в ней строится без
какой-либо политической ангажированности, вне партийных предпочтений. И потому ее главными лозун-
гами должны стать профессионализм и компетентность. На этих, как мне кажется, принципиальных осно-
вах вы сможете успешно решать самые крупные задачи. В их числе речь, конечно, пойдет и о реализации
национальных приоритетов, национальных проектов. Некоторые из вас, из тех, кто находится сегодня в
этом зале, принимали самое активное участие в их выработке, в том числе и в составе консультативных
органов при Президенте России. Очень важно здесь наладить действенный общественный контроль за
расходованием огромных бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Рассчитываю, что и на нынешнем
этапе, этапе реализации проектных мероприятий Палата самым активным образом подключится к осуще-
ствлению первоочередных мер в сферах образования, здравоохранения, жилищной и сельскохозяйст-
венной политики.
Другое значимое направление будущей работы связано с регулированием деятельности некоммер-
ческих организаций. Определенная работа, весьма позитивная, вашими коллегами уже проделана. Вне-
сены конкретные предложения по правовым основам деятельности некоммерческих организаций. Мно-
гие из них учтены Государственной думой Российской Федерации при принятии закона. И теперь необ-
ходимо, чтобы и правоприменительная практика была взята под контроль общественности.
Думаю, Общественная палата может выступить также в роли эксперта при решении спорных вопро-
сов, возникающих в этой сфере, Общественная палата может стать столь же авторитетным советом при
определении тех общественных проектов и инициатив, которым нужно оказать государственную финан-
совую поддержку.
Впервые общественные объединения получат бюджетные гранты. На эти цели в нынешнем году выде-
ляются весьма значительные суммы – 500 миллионов рублей.
И еще одно важное направление – развитие в нашей стране благотворительности. Сложилась весь-
ма парадоксальная ситуация. Россия по праву гордится богатой и яркой историей бескорыстных, подчас
жертвенных поступков и начинаний своих граждан. Но в современной жизни социальный престиж благо-
творительности остается недостаточным.
Вместе с тем милосердие, соучастие в проблемах ближних, безвозмездная помощь тем из них, кто
попал в трудную ситуацию, кто нуждается в поддержке, – это качества, которые внутренне присущи всем
народам Российской Федерации, качества, которые помогали нашим народам переносить лихолетье и
побеждать невзгоды. В них черпает силу и дух национальное единение. При этом благотворительность –
это и реальная социальная программа, и она обладает огромным и пока недооцененным потенциалом
позитивных общественных изменений.
Рассчитываю, что Общественная палата сможет внести весомый вклад в формирование в стране ус-
ловий, содействующих деятельности филантропов, меценатов, благотворительных организаций.
И в заключение подчеркну: на Общественную палату возлагаются большие надежды. Люди ждут от вас
действительно необходимых и значимых инициатив.
Еще раз поздравляю вас с началом работы и желаю успехов.
Благодарю вас за внимание.
* * *
Позвольте мне в заключение этой части сделать несколько замечаний в ответ на то, что здесь сегодня
прозвучало.
Первое, что бы мне хотелось сказать, – это то, что в законе «Об Общественной палате», конечно, оп-
ределены задачи, которые она должна решать. Вместе с тем думаю, что для всех для нас очевидно, что,
по сути, Общественная палата может принять к своему рассмотрению, заняться любой проблемой, кото-
рую вы сочтете важной для нашей страны. Фактически здесь нет никаких ограничений, и на это я бы хотел
сразу обратить внимание.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
5
pg_0003
Для того чтобы деятельность Палаты была эффективной, нужно, безусловно, – правы те, кто выступал
сейчас, – наладить эффективное взаимодействие между Общественной палатой, Государственной думой,
правительством, администрацией Президента Российской Федерации.
Что касается нашего с вами взаимодействия в ходе законодательного процесса, то можно, наверное, и
после принятия закона Государственной думой получить Президенту мнение Общественной палаты. Но
здесь есть определенные технологические ограничения, связанные с определенным в законе сроком под-
писания законов. Это первое.
Второе. Если закон уже принят, а, скажем, мнение Общественной палаты едино, что он не может быть
подписан Президентом, то придется накладывать вето. Это вызывает к жизни другие достаточно сложные
процессы в ходе законодательного принятия законов. Поэтому крайне желательно, чтобы мнение Общест-
венной палаты учитывалось Государственной думой в ходе обсуждения закона. И поэтому Общественная
палата, на мой взгляд, должна принимать участие в рассмотрении тех или иных законов на самых ранних
стадиях обсуждения законопроекта. Конечно, не исключен и тот вариант, который был предложен, то есть
принятие закона, рассмотрение и принятие Президентом тех или иных решений. Это тоже возможно. По-
вторяю, все-таки более технологичным было бы работать вместе, параллельно, вместе с депутатами Госду-
мы, с тем чтобы они учли ваше мнение при принятии закона.
Ну и, наконец, последнее. Я с интересом услышал, и мне было очень приятно услышать, что не все чи-
новники позитивно реагируют на появление Общественной палаты. Мне было это очень приятно услышать,
потому что это значит: есть такие чиновники, которые все-таки приветствуют создание Палаты. Покажите
мне таких чиновников – их уже сразу нужно награждать. Но это не какая-то особенность российского чи-
новничества. Чиновники во всех странах мира – достаточно замкнутая корпорация, их более или менее
гибкое реагирование на запросы общества и нужды людей зависит от степени общей культуры в том или
ином обществе. У нас, конечно, еще здесь очень много проблем, но в целом эта корпорация мало чем от-
личается друг от друга в самых разных странах мира. Поэтому нет ничего удивительного, что вам придется
столкнуться с определенными сложностями. Больше того, вас нигде не ждут – вот из этого нужно исходить.
Но когда я выступал с этой инициативой, я исходил из того, что создание такого инструмента, как Общест-
венная палата, может сделать наше общество и государство более стабильным, более эффективным и в
целом более конкурентоспособным.
Я желаю вам успехов. Спасибо вам большое.
22 января 2006 года,
Москва, Кремль.
6
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ
pg_0004
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
7
Секретарь: Велихов Евгений Павлович
Заместитель секретаря: Катырин Сергей Николаевич
1. Комиссия Общественной палаты по вопросам соци-
ального развития.
Председатель: Очирова Александра Васильевна
Заместитель председателя: Солтагереев Хусайн Гиланович
2. Комиссия Общественной палаты по вопросам кон-
курентоспособности, экономического развития и
предпринимательства.
Председатель: Шохин Александр Николаевич
Заместитель председателя: Алексеева Татьяна Олеговна
3. Комиссия Общественной палаты по вопросам раз-
вития гражданского общества и участия общественно-
сти в реализации национальных проектов.
Председатель: Слободская Мария Александровна
Заместитель председателя: Игнатенко Александр Алек-
сандрович
4. Комиссия Общественной палаты по общественному
контролю за деятельностью правоохранительных орга-
нов, силовых структур и реформированием судебно-
правовой системы.
Председатель: Кучерена Анатолий Григорьевич
Заместитель председателя: Шабанов Сергей Георгиевич
5. Комиссия Общественной палаты по формированию
здорового образа жизни.
Председатель: Бокерия Лео Антонович
Заместитель председателя: Роднина Ирина Константиновна
6. Комиссия Общественной палаты по вопросам толе-
рантности и свободы совести.
Председатель: Тишков Валерий Александрович
Заместитель председателя: Машбаш Исхак Шумафович
7. Комиссия Общественной палаты по международно-
му сотрудничеству и общественной дипломатии.
Председатель: Никонов Вячеслав Алексеевич
Заместитель председателя: Марков Сергей Александрович
8. Комиссия Общественной палаты по вопросам реги-
онального развития и местного самоуправления.
Председатель: Глазычев Вячеслав Леонидович
Заместитель председателя: Гриб Владислав Валерьевич
9. Комиссия Общественной палаты по вопросам здра-
воохранения.
Председатель: Рошаль Леонид Михайлович
Заместитель председателя: Новиков Юрий Васильевич
10. Комиссия Общественной палаты по экологической
безопасности и охране окружающей среды.
Председатель: Захаров Владимир Михайлович
Заместитель председателя: Карпов Анатолий Евгеньевич
11. Комиссия Общественной палаты по коммуникаци-
ям, информационной политике и свободе слова в сред-
ствах массовой информации.
Председатель: Гусев Павел Николаевич
Заместитель председателя: Зелинская Елена Константи-
новна
12. Комиссия Общественной палаты по вопросам раз-
вития культуры.
Председатель: Калягин Александр Александрович
Заместитель председателя: Шахназаров Карен Георгиевич
13. Комиссия Общественной палаты по вопросам ин-
теллектуального потенциала нации.
Председатель: Кузьминов Ярослав Иванович
Заместитель председателя: Кушнарев Сергей Викторович
14. Комиссия Общественной палаты по вопросам
развития благотворительности, милосердия и волон-
терства.
Председатель: Потанин Владимир Олегович
Заместитель председателя: Абакумов Сергей Александ-
рович
15. Комиссия Общественной палаты по этике, регла-
менту и совершенствованию деятельности и законода-
тельства Общественной палаты.
Председатель: Федосов Владимир Иванович
Заместитель председателя: Рожнов Олег Александрович
16. Комиссия Общественной палаты по вопросам со-
хранения культурного и духовного наследия.
Председатель: Климент, митрополит Калужский и Бо-
ровской
Заместитель председателя: Боголюбова Галина Васи-
льевна
17. Комиссия по вопросам глобализма и национальной
стратегии развития.
Председатель: Мигранян Андрaник Мовсесович
Заместитель председателя: Фадеев Валерий Александ-
рович
На первом пленарном заседании Общественной палаты РФ был избран
Совет палаты и ее секретарь, утвержден перечень комиссий, которые будут
действовать в рамках Палаты, а также выбраны председатели комиссий и их
заместители.
Секретарем Общественной палаты РФ избран академик Евгений Павлович
Велихов, его заместителем стал вице-президент Торгово-промышленной
палаты РФ Сергей Николаевич Катырин.