40
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Александр Михайлов:
«Сегодня Россия является
объектом наркоинтервенции»
pg_0002
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
41
– Александр Георгиевич, на-
сколько велик сегодня незаконный
оборот наркотиков в нашей стране,
каковы его объемы и как это сказы-
вается на здоровье населения. Ка-
ков реальный масштаб угрозы.
– Начнем c экономики. Экономика
здесь простая и ясная: по неофициаль-
ным данным оборот наркотиков в Рос-
сийской Федерации составляет от
10 до 15 миллиардов долларов США.
При этом нужно учитывать, что речь идет
именно об обороте. Это не аккумулиро-
ванные средства, а деньги, вложенные в
приобретение наркотиков и в их даль-
нейшую реализацию. В том числе, в эти
суммы входят деньги, предназначенные
для подкупа органов власти и управле-
ния, создания благоприятного, более-
менее безопасного режима для рас-
пространения наркотиков. Эти цифры,
являясь неофициальными, тем не менее
близки к истине.
Несмотря на то, что ФСКН ежегодно
наращивает свою деятельность, мы вы-
нуждены признать, что объемы наркоти-
ков, поступающие в Российскую Феде-
рацию, не уменьшаются, а, напротив,
увеличиваются. Причин здесь несколь-
ко. Основная связана с тем, что мы се-
годня имеем дело с расширяющимся
рынком потребления, который, естест-
венно, связан с предложением со сто-
роны наркодельцов. Сегодня Россия яв-
ляется объектом наркоинтервенции по
трем факторам, которые были сформу-
лированы еще в 90-х годах: открытые
границы – раз, новая молодежная суб-
культура – два, и, в-третьих, конвертиру-
емая валюта, так как свободное обра-
щение доллара привело к тому, что Рос-
сия превратилась из транзитной страны
в страну потребления. Сегодня нарко-
дельцам выгодно ввозить в Россию нар-
котики, потому что эта валюта здесь ре-
ально существует. В прошлые годы это-
го не могло быть, потому что существо-
вала 77-я статья Уголовного кодекса
Российской Федерации, предусматри-
вавшая уголовную ответственность за
незаконный оборот валюты и драгоцен-
ных камней. Поэтому на сегодняшний
день мы являемся субъектами этой са-
мой наркоагрессии.
Кроме этого, мы должны констати-
ровать, что разрушение границ и созда-
ние некоего постсоветского простран-
ства, разбившее единую правоохрани-
тельную систему на множество органов
конкретных государств, абсолютно не
затронуло целостности преступного со-
общества. Более того, сегодня мы име-
ем дело с транснациональной преступ-
ностью не только ближнего, но и даль-
него зарубежья. Многие преступники
или лица, занимающиеся криминаль-
ным промыслом, выехали за пределы
стран бывшего Советского Союза и
очень активно занимаются транспорти-
ровкой наркотиков в Российскую Феде-
рацию.
Следующий момент: объемы рас-
пространения наркотиков связаны не
только с их ввозом. У нас развилась зна-
чительная растительно-сырьевая база,
что в связи с тяжелым экономическим
положением в ряде регионов зачастую
приводит к вовлечению в наркобизнес
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Пресс-конференция в «Росбалте»
Заместитель председателя Федеральной службы РФ по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, генерал-лейтенант полиции
Родился в 1950 году в г. Москве, в семье военнослужащего. Срочную службу про-
ходил в Южной группе войск. Окончил факультет журналистики МГУ в 1977 году.
С 1974 г. по 1989 г. – на оперативной работе в органах Госбезопасности.
В 1989 году был назначен руководителем первой в СССР пресс-службы в системе
органов КГБ (Управление КГБ СССР по г. Москве и Московской области).
1993–1996 гг. – начальник Центра общественных связей ФСК – ФСБ России.
1996–1998 гг. – первый заместитель начальника Информационно-аналитическо-
го Управления ФСБ.
1998–1999 гг. – начальник Управления информации МВД России.
В правительстве Степашина возглавлял Управление правительственной инфор-
мации.
Генерал-майор (ФСБ) запаса, генерал-лейтенант милиции в отставке.
Профессор Московской юридической академии и Московского института МВД
России.
Проректор независимого института политических технологий «Русская школа PR».
Заместитель директора научного центра «Наследие».
Член Союза писателей России.
Автор книг «Встать до счета «три», «Кевларовые парни», «Капкан на одинокого
волка», «Контрольный выстрел», «Прерванный полет», «Портрет министра в кон-
тексте смутного времени: Сергей Степашин», «Чеченское колесо», «Байки с Лу-
бянки», «Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой ин-
формации», «PR специального назначения», а так же сценариев фильмов (худо-
жественный) «Мужской талисман», (документальный) «Спасти любой ценой»,
«Заложники черного золота». Лауреат премии им. Константина Симонова.
Михайлов Александр Георгиевич
pg_0003
42
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
людей, которые ранее наркотиками не
занимались. Прежде всего речь идет о
культивировании или сборе марихуаны
на дикорастущих конопляных полях,
культивировании мака, производстве
маковой соломки и т.д. То есть сегодня в
наркобизнес вовлечены люди, которые в
прошлые годы им вообще не промышля-
ли. Причина тому – объективная реаль-
ность, с которой сталкивается любое го-
сударство, находящееся в сложном со-
циально-экономическом положении. Ес-
ли посмотреть на физическую карту ми-
ра, то мы обратим внимание на следую-
щий факт: производство наркотиков на-
иболее распространено в
странах с низким социаль-
но-экономическим положе-
нием, когда люди, не имея
возможности зарабатывать
легальным путем, занимают-
ся криминалом. Это очень
опасная тенденция – нарко-
тики дают большие и быстрые деньги,
которые в конечном итоге ломают пси-
хику людей. Риск, с которым сопряжена
их деятельность, в известной степени
окупается доходами, которые приносит
наркобизнес. Поэтому, для нас эта про-
блема является очень важной.
Надо сказать, что с каждым годом
число изымаемых нами наркотиков
увеличивается кратно. В прошлом году
только за девять месяцев мы изъяли
более 120 тонн наркотиков, из которых
1 тонна 300 килограммов – это героин,
поступивший из Афганистана. Вообще,
почти 98 процентов героина, который
имеется на территории Российской
Федерации, – это афганский героин.
При этом надо отметить, что опять-таки
на это повлиял и вывод российских по-
граничников с территории пригранич-
ного Таджикистана.
– Какие регионы России наибо-
лее подвержены наркомании.
– У каждого региона своя специфи-
ка. Она определяется прежде всего
экономическими, этническими и при-
родными характеристиками. Естествен-
но, наркотики приходят туда, где крутят-
ся большие деньги: это нефтяные и ме-
таллургические регионы – туда очень
выгодно стало везти наркотики.
Современная молодежная культура
не имеет границ, и зачастую именно под
ее влиянием формируется интерес к
наркотикам, и они приходят в молодеж-
ную среду. Но вопрос заключается даже
не в том, сколько наркотиков пришло в
тот или иной регион, а насколько эффек-
тивно власть борется с их распростра-
нением или выстраивает систему проти-
водействия их популяризации. Местные
власти должны выстроить свою систему
таким образом, чтобы сама социально-
экономическую структура не позволяла
либо препятствовала употреблению
наркотиков. К этому можно отнести со-
здание досуговых учреждений, прием-
лемых условий для занятий спортом и
т.д. Это целая широкая программа, кото-
рая, так или иначе, осуществляется в ря-
де регионов.
Другой момент – когда мы имеем
дело с природно-климатическими усло-
виями. Допустим, это Тыва или Амурская
область, где конопля растет практичес-
ки в рост человека. Там с ней бороться
можно только химическим или механи-
ческим способом.
И, естественно, есть регионы, кото-
рые напрямую сопряжены с цивилиза-
цией. Это Москва, Санкт-Петербург, Ка-
лининградская область, Приморский
край. Туда приходят наркоти-
ки не только нашего произ-
водства, но и западного,
прежде всего синтетичес-
кие, которые сегодня очень
популярны в молодежной
среде. Вообще молодежь,
надо сказать, очень активно
сейчас использует именно синтетичес-
кие наркотики, так как они не требуют
внутривенного введения, и соответст-
венно сокращается риск заражения
СПИДом.
Для нас это очень серьезные про-
блемы, которые мы пытаемся решать не
только внутри Российской Федерации,
но и с нашими партнерами за рубежом.
Систематически проводятся операции
типа «Канал», в результате которых за-
действуется весь комплекс оперативно-
розыскных мероприятий. В этом мы ак-
тивно сотрудничаем с государствами
антинаркотической коалиции, прежде
всего в рамках бывшего Советского Со-
юза, но и, в общем-то, к такого рода
операциям уже привлекаются предста-
вители дальнего зарубежья. Например,
при проведении последней операции, в
которой участвовали специальные
службы России, Таджикистана, Узбекис-
тана, Азербайджана, Грузии, Армении,
Белоруссии, Украины, уже принимали
участие и представители Ирана.
– В чем причина столь широкого
распространения наркотиков среди
российской молодежи.
– Причина простая. Во-первых, нар-
кодилеры очень активно играют на «стад-
ных инстинктах». Как мы знаем, люди об-
ладают коллективистским мышлением.
И, естественно, очень часто молодые лю-
ди совершают необдуманные поступки
исключительно из-за того, что слепо сле-
дуют чужому примеру. Помимо этого, мы
знаем, что молодежь имеет склонность к
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Вручение премии «Меценаты России»
«По неофициальным данным оборот
наркотиков в Российской Федерации
составляет от 10 до 15 миллиардов
долларов США»
pg_0004
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
43
повышенному риску, то есть она желает
испытать на себе любые экстремальные
ситуации. Очень часто молодые люди
считают, что у них хватит силы
воли для того, чтобы «слезть»
с иглы. Но, как правило, этого
не происходит, потому что
многие наркотики напрямую
влияют на генетические из-
менения организма: на ра-
боту печени, почек, сердца и
т.д. И поэтому попытка «со-
скочить» оборачивается тем, что люди
начинают еще больше употреблять нар-
котики для того, чтобы облегчить свои
страдания, которые вызваны этими нео-
братимыми изменениями.
– Существует ли единая госу-
дарственная политика предотвра-
щения распространения наркома-
нии. Насколько в действительности
скоординирована деятельность
участвующих в ней субъектов.
– Начнем с того, что в 93-м году ука-
зом президента Российской Федера-
ции был создан координирующий орган
борьбы с наркотиками – Федеральная
служба по контролю за оборотом нар-
котиков. Основная его задача – разра-
ботка совместно с Министерством
здравоохранения новой наркополитики,
суть которой сводится к разделению
проблем больных людей и преступни-
ков. Вопросами борьбы с криминалом в
сфере оборота наркотиков занимаются
практически все специальные службы и
правоохранительные органы Россий-
ской Федерации. ФСКН является коор-
динатором этой деятельности.
С другой стороны, мы должны пре-
красно понимать, что решение пробле-
мы денаркотизации государства напря-
мую связано с участием всех государст-
венных органов. Те проблемы, которые
мы сегодня решаем, процентов на
70 лежат в социальной сфере, то есть
если подростку нечем заняться, если
мы не предлагаем ему альтернативу для
борьбы с этим злом, то, естественно,
получаем то, что получаем. Поэтому се-
годня одна из координирующих ролей
Федеральной службы по контролю за
оборотом наркотиков связана с тем,
чтобы под единую задачу заточить дея-
тельность всех органов исполнительной
власти, привлечь к этой работе пред-
ставителей гражданского общества,
общественные и религиозные органи-
зации, представителей всех конфессий.
Потому что каждая из этих составляю-
щих имеет свою нишу, свой вектор про-
тиводействия распространению нарко-
тиков, будь то верующие, молодежь, лю-
ди, находящиеся в сложном материаль-
ном положении.
– И все-таки, какое место зани-
мают общественные организации в
системе противодействия нарко-
мании.
– Если говорить о противодействии
распространению наркома-
нии, то здесь институты граж-
данского общества занима-
ют ключевое место. Общест-
венные организации должны
оказывать очень серьезное
влияние на развитие нарко-
ситуации в России. И чем ак-
тивнее работают институты
гражданского общества, тем легче нам
решать вопросы в криминальной сфере.
Потому что криминал победить можно, но
если есть интерес, если есть рынок и
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
А.Г. Михайлов награжден юбилейным почетным гражданским орденом – Серебряная Звезда
«Общественное признание» в связи с 60-летием Великой Победы. Москва, Кремль, 7 октября 2005 г.
«Местные власти должны выстроить свою
систему таким образом, чтобы сама
социально-экономическая структура
не позволяла либо препятствовала
употреблению наркотиков»
На праздновании 60-летия освобождения г. Ельни от немецко-фашистских захватчиков
pg_0005
44
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
спрос на зелье, то, соответственно, мы
имеем то, что имеем.
– Насколько, по Вашему мнению,
сегодняшнее российское законода-
тельство адекватно наркоситуации,
сложившейся в нашей стране.
– Прежде всего начнем с того, что
мы очень много говорим о несовер-
шенстве нашего законодательства. Да,
в чем-то оно несовершенно, но, с дру-
гой стороны, имеет много
инструментов для влияния
на наркоситуацию. Если се-
годня мы посмотрим на на-
ше законодательство, то об-
ратим внимание, что за тяж-
кие и особо тяжкие преступ-
ления предусмотрено нака-
зание – свыше 10 лет лишения свобо-
ды. Но в прошлые годы институт такого
жесткого наказания за тяжкие преступ-
ления использовался мало. Из-за этого
в прошлом году мы имели довольно не-
удовлетворительные результаты, по на-
шему мнению, связанные с вынесени-
ем условных приговоров за тяжкие пре-
ступления. По ряду регионов эта цифра
достигала 90 процентов. Это не дело,
когда оперативные работники борются
с наркотиками и стремятся эти наркоти-
ки изымать, уничтожать, привлекать к
уголовной ответственности лиц, совер-
шивших преступления, а в результате
им выносится условный приговор.
Хотя в принципе, конечно, есть про-
блемы с законодательством, но они
сейчас, более или менее регулируются.
Например, Государственной думой был
рассмотрен вопрос изменения законо-
дательства в части 228-й статьи – ухода
от так называемых средних разовых доз
и перехода на крупный и особо крупный
размер, как в принципе раньше и было.
Это как бы последний такой штришок,
который позволяет нам, может быть, че-
рез ошибки, но выйти на вполне логич-
ную схему.
Дело в том, что борьба с любой пре-
ступностью связана в первую очередь с
подрывом ее экономических основ. Сле-
довательно, и борьба с организованны-
ми формами преступности должна быть
связана с подрывом ее экономики. И ес-
ли мы говорим о наркопреступности, то и
для нее это будет основным, ключевым
звеном. Не случайно в начале беседы я
сказал о том, что по неофициальным
данным оборот средств в наркобизнесе
составляет от 10 до 15 миллиардов дол-
ларов США. И чем больше денег в обо-
роте, тем проще решать вопросы орга-
низации преступной деятельности, под-
купа должностных лиц и т.д. А при таких
условиях для нас сегодня очень важно
было бы восстановить институт конфис-
каций. В настоящее время мы сталкива-
емся с тем, что человек, получая даже ус-
ловный или полный срок, все равно со-
храняет имущество и средства, приоб-
ретенные с помощью наркоторговли.
Следовательно, он, вернувшись из мест
лишения свободы, возвращается и к
своему прежнему делу. А преступный
бизнес всегда рецидивен: наркодилеры
только этим и занимаются, несмотря на
те сроки, которые они провели за решет-
кой. Такое лицо или его подельники про-
должают этими деньгами пользоваться,
то есть средства остаются в обороте.
Это достаточно серьезная проблема, так
как даже по очень крупным делам, свя-
занным с хищениями, взятками и про-
чим, средства остаются в преступных ру-
ках. Так что вопрос о борьбе с экономи-
ческими основами в нашем законода-
тельстве сегодня еще не решен. Вот она,
по-моему мнению, одна из наиболее су-
щественных проблем. А на мелочах я
сейчас просто не хочу останавливаться.
Потому что многие вещи могут быть, не-
совершенны по одной статье, но отраже-
ны в других, а компетентный сотрудник
правоохранительных органов может ре-
гулировать эти разногласия, привлекая
наркоторговцев к ответственности за их,
так скажем, вторичную преступную дея-
тельность. Во всяком случае, как извест-
но, Аль Капоне – крупнейший гангстер
20-х годов в Соединенных Штатах, был
привлечен к уголовной ответственности
за неуплату налогов. С преступностью
бороться можно, вопрос
только в том, чтобы была
единая воля у правоохрани-
тельной и судебной систем.
И, самое главное, чтобы уро-
вень квалификации и тех, и
других был значительно вы-
ше, чем он сейчас есть на
самом деле.
– Каковы особенности работы
ФСКН в области связей с общест-
венностью.
– Связи с общественностью ФСКН в
основном базируются на информиро-
вании населения о той деятельности,
которая проводится самой службой.
У нас достаточно широкие контакты со
средствами массовой информации: за
прошлый год было опубликовано 34 ты-
сячи материалов, а в этом году по дан-
ным за первое полугодие уже – 57 тысяч
материалов. Так что наше ведомство до-
статочно активно работает в информа-
ционном пространстве. Вопрос в дру-
гом. Мы прекрасно понимаем, что пока
мы только информируем обществен-
ность о результатах своей работы, но не
формируем вместе с институтами граж-
данского общества новые элементы
На всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть,
церковь, бизнес, общество против наркомании»
«В вопросе противодействия
распространению наркомании институты
гражданского общества занимают
ключевое место»
pg_0006
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
45
культуры, отвлечения от преступной де-
ятельности или опасных для здоровья
пристрастий. А поэтому мы сегодня –
государственные структуры вместе с
гражданским обществом – пока еще на-
ходимся в глухой обороне перед этой
бедой. И, наверное, не Госнаркоконт-
роль должен формировать элементы
молодежной культуры. Для этого должны
работать все институты гражданского
общества, в том числе исполнительная
власть. Чиновник ведь тоже элемент
гражданского общества, хотя он пока
еще этого не понимает.
Пока нас, к сожалению,
переигрывают те люди, кото-
рые несут молодежи абсо-
лютно чуждые интересы и па-
губные пристрастия. Это са-
мое страшное. Исходя из
этого мы сегодня пытаемся
выстраивать свою систему взаимоотно-
шений с органами культуры, Госкомспор-
том России, другими структурами. Но и
здесь, выдвигая лозунг «Спорт против
наркотиков» и понимая, что спорт само-
достаточен сам по себе, мы должны
учесть совершенно очевидный факт:
большой спорт,– что сильно беспокоит
Олимпийский и спортивный комитет, –
уже требует неких стимуляторов. И мы
уже столкнулись с фактами, когда дети,
которые приходят в большой спорт, упо-
требляют наркотики с подачи собствен-
ных родителей (родители покупают для
них всякие анаболики, стероиды для то-
го, чтобы их дети накачивали мышечную
массу). Нормальному человеку нельзя
понять этих родителей, потому что они
иногда, добиваясь, спортивных побед,
медалей и гонораров за высокие ре-
зультаты, не думают о том, что они дела-
ют из ребенка инвалида. Вот это тема
очень серьезная. И у нас здесь еще
большое поле для деятельности совме-
стно с Госкомспортом, антидопинговым
комитетом.
– Последний вопрос. И все же, в
двух словах, что необходимо сде-
лать для того, чтобы борьба с нарко-
преступностью и наркоманией стала
по-настоящему эффективной.
– Самое главное – нужно понимать,
что борьба с наркоманией сродни борь-
бе с терроризмом. Для борьбы с этими
двумя проблемами ХХI века нужна не
просто государственная воля. Государст-
венная воля – это понятие абстрактное.
Очень часто оперативные работники, ко-
торые говорят о необходимости полити-
ческой воли, сетуют на несовершенство
законодательства, они как бы внутренне
предполагают, что суть государственной
воли должна заключаться в разрешении
борьбы с этим злом негодными метода-
ми: «да мы бы сейчас всех взяли бы и по-
садили». Что за глупость, если в Уголов-
ном, в Уголовно-процессуальном кодек-
се прописано – бери и сажай. Но человек
изначально говорит, что воля эта заклю-
чается во фразе: «Дайте мне волю, я его
сейчас выведу и расстреляю». Это не вы-
ход. Когда мы говорим о борьбе с терро-
ризмом и с наркотиками, мы должны ис-
ходить из того, что здесь не должно быть
двойных стандартов. Потому что в обще-
стве, которое раздирается политически-
ми, экономическими и прочими противо-
речиями, двойные стандарты в сфере
противодействия распространению нар-
котиков невероятно опасны. С одной
стороны, мы говорим, что наркотики за-
прещены в Российской Федерации; с
другой стороны, некоторые обществен-
ные деятели или называющие себя об-
щественными деятелями выводят моло-
дежь на так называемые конопляные
марши (в защиту конопли и легализацию
наркотиков). Самое сложное, когда госу-
дарственный чиновник, который облечен
не только своим положением, но и неким
влиянием на гражданское сознание об-
щества, начинает рассуждать о необхо-
димости легализовать наркотики или, до-
пустим, внедрить так называемую «заме-
нительную терапию», суть которой сво-
дится к тому, чтобы заменить нелегаль-
ные наркотиками легальными, произво-
димыми на государственных предприя-
тиях. Вот эти двойные стандарты и при-
водят к тому, что во многом борьба с нар-
котиками и наркотизацией населения но-
сит двойственный характер. И не всегда
усилия государственной власти поддер-
живаются обществом, потому что в нем
существуют некие свои подходы или
свои эпатажные идеи, кото-
рые, в конечном итоге, сво-
дят на нет усилия очень
большого числа людей. Или
еще пример. Некий предста-
витель шоу-бизнеса говорит:
«Я вот там побарабаню на
барабане, потом покурю
травки, и у меня озарение наступает» –
это далеко не лучший пример для моло-
дежи. А молодые люди, к сожалению, под-
вержены таким вот различного рода увле-
чениям. Мы должны просто отдавать себе
отчет в том, что для того чтобы бороться с
наркотиками, стандарт должен быть еди-
ным: запрещено – значит, запрещено,
разрешено – значит, разрешено. Но если
мы будем говорить так: с одной стороны,
с другой стороны, то это не борьба с нар-
котиками, а что-то другое. Надо дать чи-
новнику, обществу четкую установку – в
законе прописано: употребление, рас-
пространение наркотиков на территории
Российской Федерации запрещены. Точ-
ка. Этим должны руководствоваться все
граждане Российской Федерации, а не
только органы власти.
Беседовал Павел АБАКУМОВ
«С преступностью бороться можно.
Вопрос только в том, чтобы была единая
воля у правоохранительной
и судебной систем»
С молодыми защитниками Отечества в детском лагере «Юный спецназовец»