8
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
– Какими критериями Вы измеря-
ете роль, место и влияние России на
международной арене. Как реализу-
ются основные принципы и направ-
ления проводимого сегодняшним
МИД внешнеполитического курса,
которые находят свое отражение, в
частности, в ежегодных посланиях
президента России В.В. Путина Фе-
деральному Cобранию страны.
– Критерии объективные. Россий-
ская Федерация – постоянный член Со-
вета Безопасности Организации Объе-
диненных Наций. В соответствии с Уста-
вом ООН на Россию вместе с другими
членами СБ возложена главная ответст-
венность за поддержание международ-
ного мира и безопасности. Наши кон-
такты показывают, что растет востребо-
ванность активной роли нашей страны в
международных делах, в мире без нас
не решается ни одна крупная проблема.
Россия активно участвует во всех важ-
нейших форматах международного со-
трудничества, определяющих облик со-
временного мира и ход глобальных про-
цессов.
Мы также убеждены в том, что в ус-
ловиях глобализации и неразделимости
понятий «безопасность» и «процвета-
ние» в современном мире, новый миро-
порядок должен основываться на кол-
лективных началах при центральной ко-
ординирующей роли ООН с опорой на
международное право.
Наша страна играет стержневую
роль на пространстве СНГ. Здесь со-
средоточены наши жизненно важные
интересы. В «группе восьми», где Рос-
сия впервые председательствует в этом
году, мы на равных взаимодействуем по
кардинальными вопросам современно-
сти с наиболее развитыми странами.
Нас связывают отношения тесного
партнерства с мощными и авторитетны-
ми интеграционными объединениями –
ЕС и АСЕАН. Россия достигла беспре-
цедентного уровня связей с ведущими
европейскими державами, в первую
очередь с Германией, Францией, Итали-
ей, Великобританией, Испанией. Про-
блемы принципиальной важности для
европейской и глобальной безопаснос-
ти рассматриваются на равноправной
основе в Совете Россия – НАТО.
Углубляется стратегическое сотруд-
ничество с нашими великими, быстро-
развивающимися соседями на Востоке –
Китаем и Индией. Мы являемся союзни-
ками с Соединенными Штатами по ан-
титеррористической борьбе, несем
вместе с ними ответственность за гло-
бальную стабильность, выступаем как
О роли нашей страны
на международной
арене, особенностях
и проблемах взаимо-
отношений с зарубеж-
ными соседями,
ближними и дальни-
ми, наиболее актуаль-
ных вопросах и основ-
ных направлениях, те-
кущих задачах и пер-
спективных целях ее
внешней политики,
о работе российского
МИД читателям наше-
го журнала в своем
интервью главному
редактору С.А. Абаку-
мову рассказывает
министр иностранных
дел России Сергей
Викторович Лавров.
Новая Россия в изменившемся мире
pg_0002
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
9
партнеры, несмотря на имеющиеся раз-
личия в подходах, в решении важных
международных вопросов.
Наше государство – конструктивный
участник урегулирования всех крупней-
ших международных конфликтов. В ча-
стности, Россия входит в четверку меж-
дународных посредников по ближнево-
сточному урегулированию, вносит за-
метный вклад на шестисторонних пере-
говорах по ядерной проблеме Корей-
ского полуострова. С инициативами на-
шей страны многие связывают надежды
на прогресс в урегулировании в отно-
шениях между Израилем и палестинца-
ми и ситуации вокруг ядерной програм-
мы Ирана. Россия работает во всех
важнейших режимах нераспростране-
ния оружия массового уничтожения, ра-
кетных технологий и многих других.
Безусловно, наша роль и влияние в
мире, кроме всего сказанного выше,
определяются громадными природны-
ми ресурсами, в том числе энергетиче-
скими, которые в возрастающей мере
становятся неотъемлемым фактором
развития мировой экономики. По-преж-
нему, несмотря на все потери, велик
наш производственный, научный, интел-
лектуальный потенциал, который сыграл
видную роль в мировых инновационных
прорывах. Страна вновь, как это было в
начале и 50–60-х годах ХХ века, нахо-
дится на подъеме. Разумеется, это про-
ецируется вовне: возросшие внутрен-
ние ресурсы расширяют наши возмож-
ности влиять на мировые дела.
Важно иметь в виду выгодное гео-
стратегическое положение России как
моста между двумя влиятельными по-
люсами современного мира – Евро-
пейским союзом и бурно развиваю-
щимся Азиатско-Тихоокеанским регио-
ном. Более того, последние события в
мире на фронте межцивилизационных
отношений говорят о растущей востре-
бованности активной роли России в
деле противодействия попыткам экс-
тремистов с обеих сторон спровоциро-
вать новый раздел мира, теперь уже –
по цивилизационному и конфессио-
нальному признакам. Это новая гроз-
ная опасность, недооценивать которую
нельзя. Россия с ее многовековым
опытом строительства многонацио-
нального общества может внести уни-
кальный вклад в осмысление проблемы
и ее решение. Очевидно, что в услови-
ях глобализации такой раскол мира
имел бы катастрофические последст-
вия для всего человечества, включая и
судьбы демократии в самих западных
странах, которые определенные силы
хотели бы превратить в «прифронтовые
государства».
Переходя ко второй части вашего
вопроса, хотел бы отметить, что наше
министерство проводит не ведомствен-
ный внешнеполитический курс, а линию
российского государства. Основные
направления внешней политики опре-
деляет Президент Российской Федера-
ции – это конституционная норма. Наши
внешнеполитические принципы опре-
делены в утвержденной Президентом
В.В. Путиным в июне 2000 года в Кон-
цепции внешней политики Российской
Федерации. Речь идет о прагматизме и
многовекторности, последовательном,
но без скатывания к конфронтации, от-
стаивании национальных интересов. На
внешней арене работают и другие фе-
деральные ведомства, расширяются
международные связи субъектов Рос-
сийской Федерации. МИД России пору-
чено координировать их деятельность в
целях обеспечения единства внешней
политики страны.
Президент России В.В. Путин поста-
вил перед МИД задачу максимально эф-
фективно использовать внешнеполити-
ческие возможности для решения об-
щенациональных задач, усилить в дип-
ломатии экономический вектор, прояв-
лять больше конкретной заботы о наших
соотечественниках, содействовать объ-
ективному восприятию России, ее внут-
ренней и внешней политики за рубе-
жом. Сверхзадачей всей нашей внеш-
неполитической работы остается со-
здание благоприятных внешних условий
для успеха внутренних преобразований,
содействие политико-дипломатически-
ми методами обеспечению националь-
ной безопасности в ее самом широком,
современном понимании.
По всем этим направлениям мы ра-
ботаем на основе специального плана
реализации указаний Президента, из-
ложенных в апрельском Послании Фе-
деральному Собранию, докладываем
Беседа с главным редактором журнала «Признание» С.А. Абакумовым
pg_0003
10
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
В.В. Путину ежеквартально о его выпол-
нении. Каждый доклад – детальный,
конкретный, за сотню страниц. Поверь-
те, в интервью всего не скажешь, – мы
работаем.
– Сергей Викторович, Вы долгие
годы были постпредом при Органи-
зации Объединенных Наций, кото-
рая отметила недавно свое 60-ле-
тие. Исходя из сегодняшних реалий
не кажется ли Вам, что эта автори-
тетная международная организация
нуждается в существенном рефор-
мировании.
– Хочу отметить, что все эти годы
ООН не жила в застывшем состоянии.
Созданная по итогам Второй мировой
войны, Организация постоянно эволю-
ционировала, адаптируя себя к вызовам
времени. Действительно, мир за по-
следние 60 лет радикально изменился,
но и ООН доказала свою эффектив-
ность, а главное – продемонстрировала
свою уникальную роль как форум, во-
площающий всемирную легитимность.
Важно иметь в виду, что только сейчас,
после окончания «холодной войны», по-
тенциал Организации может раскрыть-
ся полностью.
Состоявшийся в Нью-Йорке в сен-
тябре 2005 года «Саммит-2005» проде-
монстрировал доминирующий в мире
настрой на дальнейшее укрепление
ООН как безальтернативного коорди-
нирующего центра принятия решений
по узловым проблемам современнос-
ти. Лидеры государств одобрили Итого-
вый документ «Саммита-2005», кото-
рый фиксирует магистральные направ-
ления деятельности международного
сообщества по комплексу мировых
проблем, а также по вопросам даль-
нейшего реформирования Организа-
ции. Уже есть первые результаты: при-
няты решения по созданию Комиссии
по миростроительству и Совета по пра-
вам человека.
Разумеется, преобразования в ООН
должны продолжаться, чтобы Организа-
ция была способна идти в ногу со вре-
менем. Однако проведение реформ не
может быть сиюминутной, одноразовой
акцией. В равной степени было бы оши-
бочно устанавливать для этого какие-
либо временные рамки, либо сводить
реформу к одной сугубо специфической
проблеме, как, например, расширение
Совета Безопасности. Отдельно отмечу,
что такого рода фундаментальные про-
блемы нельзя решать одним махом без
самой широкой поддержки государств-
членов ООН.
В любом случае выдвигаемые в на-
стоящее время в рамках ООН инициати-
вы и предложения отражают искреннюю
заинтересованность государств-членов
в укреплении этого универсального
международного форума. Уверен, что
эта заинтересованность позволит нам
преодолеть существующие разногласия
и сообща решить задачу всемерного ук-
репления системы ООН.
– Как на данный момент разви-
ваются отношения с Соединенными
Штатами Америки. Это касается и
ситуации на постсоветском прост-
ранстве, и планов развертывания
глобальной ПРО, реконфигурации
американского военного присутст-
вия за рубежом и т.д. Привел ли ди-
алог по этим и другим вопросам к
прояснению позиций друг друга, к
конкретным положительным ре-
зультатам.
– В целом наше взаимодействие с
США развивается в позитивном ключе.
За последние годы в российско-амери-
канских отношениях достигнут замет-
ный прогресс: двусторонний диалог
приобретает новое качество, а парт-
нерство России и США – все более кон-
кретные формы. Прочная основа этого
процесса – общность целей в достиже-
нии безопасности и стабильности в ми-
ре в целом и его отдельных регионах.
Есть общий взгляд на глобальные про-
блемы и вызовы, главным из которых
остается международный терроризм.
Все больше крепнет и осознание того,
что в современных условиях свою наци-
ональную безопасность нельзя выстра-
ивать в ущерб друг другу.
Этому способствуют деловые и
личные отношения, установившиеся
между президентами обеих стран.
Важно, что достигаемые на регулярных
президентских встречах договоренно-
сти трансформируются в четкие пред-
метные задачи, которые ставятся пе-
ред федеральными ведомствами Рос-
сии и США в самых различных облас-
тях, и реализация этих поручений осу-
ществляется под личным контролем
глав государств.
Важнейшее направление нашей
совместной работы с американцами –
сотрудничество в военно-политической
сфере. Здесь у обеих стран как крупных
мировых держав, несущих особую от-
ветственность за поддержание между-
народного мира и безопасности, име-
ется широкое поле для взаимодействия
на основе общих интересов. Прежде
всего это относится к нашим совмест-
ным действиям в борьбе с распростра-
нением оружия массового уничтожения
(ОМУ). Россия и США выступили соав-
торами принятой Советом Безопаснос-
ти ООН в 2004 г. Резолюции №1540 о
мерах по недопущению попадания ОМУ
и его компонентов в руки террористов и
любых негосударственных субъектов,
имеющей системообразующее значе-
ние для объединения усилий всех госу-
дарств в этой ключевой для междуна-
родной безопасности сфере.
Советы главе государства – одна из обязанностей министра иностранных дел
pg_0004
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
11
Россия и США не только партнеры,
но и союзники в борьбе с международ-
ным терроризмом. Символично, что
разработанную нашей страной между-
народную Конвенцию о борьбе с актами
ядерного терроризма первыми подпи-
сали президенты В.В. Путин и Дж. Буш.
Разумеется, российско-американ-
ские отношения далеко не одномерны.
Между нашими странами могут быть
расхождения, даже принципиальные, по
тем или иным международным пробле-
мам и вопросам двустороннего взаимо-
действия. Конкретный пример – страны
СНГ. Мы ожидаем от США партнерских,
транспарентных действий на простран-
стве Содружества при полном уважении
наших интересов с проведением пред-
варительных консультаций по чувстви-
тельным вопросам. Разумеется, США и
другие страны вправе самостоятельно
строить свои отношения с этими госу-
дарствами на взаимовыгодной основе,
но если речь идет о каких-либо схемах
регионального взаимодействия в Цент-
ральной Азии, будь то в сфере безопас-
ности, борьбы с новыми вызовами или
экономики, Россия и другие причастные
к региону страны непременно должны в
них участвовать.
Обоснованную тревогу у нас вызы-
вают намерения США развернуть ком-
поненты своей противоракетной оборо-
ны (ПРО) в непосредственной близости
от наших границ. Американские завере-
ния, что их ПРО вместе с ее зарубежны-
ми «филиалами» не будет направлена
против России и призвана отражать ра-
кетно-ядерные удары со стороны так
называемых стран-изгоев – по амери-
канской терминологии, – нас не очень
успокаивают. Нам не ясно, каким обра-
зом будет обеспечена и гарантирована
«ненаправленность» такой ПРО против
России.
Сохраняются непроясненные мо-
менты и в вопросе реконфигурации
американского военного присутствия
за рубежом, в том числе в Европе. Мы
постоянно напоминаем американским
партнерам о принципе неделимости бе-
зопасности в Европе, закрепленном в
том числе в важных российско-натов-
ских договоренностях о сдержанности в
развертывании сил и инфраструктуры
на территории новых членов альянса.
Особое место в российско-амери-
канских отношениях занимают вопросы
экономического сотрудничества. В чис-
ле приоритетов – наращивание взаим-
ных инвестиций, сотрудничество в об-
ласти высоких технологий, совместное
освоение космоса, энергетика. Для нас
важны капиталовложения в российский
энергетический сектор, развитие ре-
сурсо- и энергосберегающих техноло-
гий, для США – диверсификация источ-
ников поступления нефти и газа.
В сфере торгово-экономического
сотрудничества все еще сохраняются
искусственные ограничения и барьеры
в отношении российских поставщиков.
Например, пресловутая поправка Джек-
сона – Вэника к американскому закону
о торговле 1974 г. – вопиющий анахро-
низм, образчик сюрреализма в полити-
ке, подрывающий доверие к самим
США как международному партнеру.
Нас не может устраивать позиция
американской стороны, которую трудно
назвать конструктивной, по вопросу о
вступлении России во Всемирную торго-
вую организацию.Мы не оставляем без
внимания не всегда обоснованную крити-
ку, спекуляции, искажения, «двойные
стандарты», которыми зачастую грешат
американские СМИ в отношении России.
И все же, несмотря на сохраняющие-
ся расхождения, мы убеждены, что не они
в конечном счете определят будущее
российско-американских отношений.
Солидным фундаментом являются общие
ценности, которые мы разделяем: демо-
кратия, верховенство закона и прав чело-
века, рыночные принципы в экономике,
обеспечение безопасности и стабильно-
сти в мире, добрые отношения с соседя-
ми. Важно только трактовать и применять
на практике эти ценности на основе вза-
имного уважения, равноправия, транспа-
рентности. К взаимопониманию нас обя-
зывает и то, что многое в мире продолжа-
ет зависеть от того, как складываются
российско-американские отношения.
– В отношении Европы в своих
последних выступлениях наш пре-
зидент вновь говорил о первосте-
пенности значения европейского
развития России, и о том, что нашей
стратегической задачей остается
формирование «большой Европы»
без разделительных линий. Как
предполагается решить эту задачу.
И каковы на сегодня наши отноше-
ния с Евросоюзом.
– Незыблемость европейского век-
тора внешней политики России неодно-
кратно подтверждалась руководством
нашей страны. В этом контексте наши
связи с Евросоюзом как крупнейшим со-
седом и торгово-экономическим парт-
нером занимают особое место. В 2004 г.
Россия стала четвертым по значению
внешнеторговым партнером ЕС среди
импортеров европейской продукции.
За последние годы отношения Рос-
сии с Европейским союзом стали более
стабильными и предсказуемыми. По
многим вопросам у нас отлажен меха-
низм сотрудничества, на майском сам-
мите 2005 года были приняты «дорож-
ные карты» четырех общих пространств:
экономического; свободы, безопаснос-
ти и правосудия; внешней безопаснос-
ти; науки и образования, включая куль-
турные аспекты. Убеждены, что реализа-
ция этого смелого и беспрецедентного
проекта будет способствовать форми-
рованию Европы без разделительных
линий. Согласовано принципиальное
Редкий снимок в «генеральской» дипломатической форме
pg_0005
12
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
понимание о взаимодополняемости ин-
теграционных процессов в различных
регионах континента.
Одним из главных результатов этой
работы должно стать свободное пере-
мещение людей – вопрос, которому
уделяется особое внимание в рамках
диалога Россия – ЕС по визовым про-
блемам. В октябре 2005 г. Россией и ЕС
были завизированы соглашения об уп-
рощении визового режима для отдель-
ных категорий лиц и о реадмиссии, ко-
торые рассматриваются в качестве эта-
па на пути перехода в перспективе к
безвизовому режиму взаимных поездок
граждан России и ЕС.
Если говорить в целом об отноше-
ниях России и ЕС, то на сегодняшний
день они продолжают поступательно
развиваться. Успех майского саммита в
Москве был закреплен в ходе лондон-
ского саммита 4 октября и встречи пра-
вительство России – Комиссия ЕС
(Брюссель, 7 декабря 2005 г.), где об-
суждались механизмы дальнейшей реа-
лизации «дорожных карт».
В рамках «дорожной карты» по об-
щему пространству внешней безопас-
ности Россия и ЕС успешно укрепляют и
развивают диалог и сотрудничество на
международной арене с целью содейст-
вия безопасности и стабильности на ос-
нове принципов международного права.
Можно констатировать, что по основным
актуальным международным вопросам
наши взгляды близки или совпадают, что
лишний раз подтверждает необходи-
мость усиления нашего взаимодействия
на международной арене. Это касается
прежде всего итогов «Саммита-2005» и
вопросов реформирования ООН, про-
блемы борьбы с международным терро-
ризмом и распространением ядерного
оружия, а также ближневосточного уре-
гулирования, деятельности ОБСЕ, ситу-
ации на Западных Балканах и т.п.
В контексте реализации «дорожной
карты» по общему экономическому про-
странству на сегодняшний день успеш-
но продвигается диалог в области энер-
гетики, который в определенной мере
может служить образцом взаимодейст-
вия в других секторах и является одной
из наиболее прочных основ нашего дву-
стороннего сотрудничества. Активно
развиваются диалоги по вопросам
транспорта и другим направлениям со-
трудничества, в частности, уже подписа-
ны правила процедуры по транспортно-
му диалогу.
Нельзя не отметить позитивную ди-
намику движения сторон по простран-
ству свободы, безопасности и право-
судия. Особенно эффективны, на наш
взгляд, встречи раз в полугодие мини-
стров внутренних дел и юстиции Рос-
сии и «тройки» ЕС. Считаем важным
тесное сотрудничество с ЕС в рамках
этого пространства по всем направле-
ниям, особенно в борьбе с террориз-
мом, организованной преступностью,
наркотрафиком, отмыванием денег,
торговлей людьми, а также по вопросу
свободы передвижения. Продолжаем
развивать диалог с ЕС и в области об-
разования.
В то же время в отношениях России
с Евросоюзом остается нерешенным
ряд вопросов, например, о выполнении
Совместного заявления о расширении
ЕС и отношениях Россия – ЕС от 27 ап-
реля 2004 года в части, касающейся ка-
лининградского грузового транзита и
положения русскоязычного населения в
странах Балтии. Оба вопроса находятся
в центре внимания нашей дипломатии.
Будем добиваться их решения в духе
партнерства и сотрудничества, харак-
терных для наших отношений с Евросо-
юзом.
Тем не менее, в целом мы удовле-
творены диалогом с Евросоюзом и ви-
дим перспективы его дальнейшего
развития.
– Не могли бы Вы назвать наибо-
лее перспективные проекты со-
трудничества с НАТО, реализация
которых сделала бы наши отноше-
ния более предсказуемыми и дове-
рительными.
– Сотрудничество России с НАТО
осуществляется в формате созданного
три года назад Совета Россия – НАТО
(СРН), под эгидой которого действуют
около 20 комитетов, рабочих и эксперт-
ных групп, занимающихся, в частности,
вопросами обеспечения совместимос-
ти военных контингентов, систем проти-
воракетной обороны и контроля за воз-
душным движением, миротворчества,
укрепления потенциала реагирования
на теракты, стихийные бедствия и иные
чрезвычайные ситуации, сотрудничест-
ва в области ВТС, оборонных исследо-
ваний и технологий.
Сегодня в сотрудничестве с альян-
сом от обмена опытом и выработки в
СРН оценочных документов по угрозам
нашей общей безопасности мы посте-
пенно продвигаемся к налаживанию
оперативного взаимодействия в борьбе
с терроризмом, афганской наркоугро-
зой и другими вызовами безопасности
в кризисном реагировании. В частнос-
ти, успешно выполняется принятый год
назад план действий СРН по борьбе с
терроризмом, завершена разработка
проекта совместной подготовки кадров
для антинаркотических структур Афга-
нистана и стран Центральной Азии.
Россия подключилась к контртерро-
ристической операции НАТО «Активные
усилия» в Средиземноморье, и с начала
этого года корабли российского Черно-
морского флота выходят на патрулиро-
вание совместно с кораблями альянса.
«Протокольное» рукопожатие с президентом США
pg_0006
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
13
Помимо этого, мы предлагаем в бли-
жайшей перспективе разработать спе-
циальные меры доверия и сотрудниче-
ства вдоль линии соприкосновения сил
России и стран НАТО. Суть нашего пред-
ложения заключается в том, чтобы обес-
печить четкую координацию полетов
гражданских и военных самолетов Рос-
сии и НАТО, проработать эффективную
систему защиты на случай несанкциони-
рованных отклонений от маршрутов или
захватов судов террористами, а также в
экстренных аварийных ситуациях.
Российская сторона готова к посту-
пательному наращиванию сотрудниче-
ства с НАТО по схеме особого стратеги-
ческого партнерства в противостоянии
новым вызовам, но при обязательном
условии учета членами альянса закон-
ных интересов безопасности России.
Пока на этом пути есть препятствия,
прежде всего в силу инерционного со-
хранения концепции НАТО как «оборо-
нительного» блока. Если в таком контек-
сте будет продолжаться курс на расши-
рение альянса, то это вызовет серьез-
ные сдвиги в геостратегическом и воен-
но-политическом раскладе.
– Важный аспект безопасности –
это безопасность наших границ и
соответственно обеспечение их об-
щепризнанного правового статуса.
В последнее время в этом направ-
лении сделано немало. В частности,
закрыт пограничный вопрос с Кита-
ем. А вот с Эстонией договор о гра-
нице Россия аннулировала. Каковы
перспективы решения территори-
альных проблем с той же Эстонией,
Латвией и, конечно, с Японией.
– Пограничное урегулирование с
Китаем было достигнуто на основе вза-
имоприемлемого компромисса. Оно
стало возможным благодаря сложив-
шимся между двумя странами отноше-
ниям доверия и стратегического взаи-
модействия, высокого уровня сотрудни-
чества во всех областях.
Что касается перспективы решения
территориальной проблемы с Японией,
то урегулирование этого чувствительно-
го для народов двух стран вопроса вряд
ли будет легким. Наши взгляды с япон-
скими партнерами на итоги Второй ми-
ровой войны расходятся, а принципи-
альные подходы к решению этой про-
блемы диаметрально противоположны.
В то же время результаты ноябрь-
ского официального визита Президента
Российской Федерации В.В. Путина в
Японию показали, что лидеры двух
стран готовы продолжать диалог и ис-
кать пути решения вопроса на основе
партнерства, взаимного доверия и ува-
жения. Естественно, для этого потребу-
ются время, добрая воля и государст-
венная мудрость с обеих сторон.
В вопросе о заключении погранич-
ных договоров с Латвией и Эстонией
российская сторона проявила откры-
тость и гибкость. К сожалению, в ответ
мы столкнулись со стремлением при-
балтийских партнеров обусловить под-
писание и ратификацию этих докумен-
тов политическими увязками и оговор-
ками. Перспективы же разблокирования
создавшейся ситуации зависят прежде
всего от тех, кто завел ее в тупик. Поэто-
му необходимой предпосылкой к урегу-
лированию считаем отказ латвийского
правительства от своей апрельской
«разъясняющей декларации» и готов-
ность Таллина к проведению новых пе-
реговоров по пограничному вопросу.
– Одним из важнейших направ-
лений является развитие отноше-
ний со странами СНГ. Разумеется,
не в наших интересах, чтобы пост-
советское пространство преврати-
лось в арену геополитического со-
перничества между Россией и тре-
тьими странами. Бесперспектив-
ность подхода к государствам СНГ
как объектам борьбы за сферы вли-
яния понимают уже и в Евросоюзе.
Что касается американцев, то США
можно критиковать за то, что их по-
сольства стали проводниками и ко-
ординаторами известных процес-
сов в СНГ. Нам же недостает иници-
ативы во внешних делах, может
быть, потому, что мы либо поддер-
живаем не тех, либо очень плохо
поддерживаем. Как Вы считаете.
– В вашем вопросе есть сразу не-
сколько планов. И каждый из них по-
своему важен. Наши принципиальные
подходы к проблематике постсоветско-
го пространства озвучивались не раз.
На мой взгляд, наиболее существенным
здесь является то, что мы не рассматри-
ваем это пространство как свою вотчи-
ну. Не может быть чьей бы то ни было
монополии на дела этого региона. Но,
безусловно, регион является зоной на-
ших особых, жизненно важных интере-
сов, тесно взаимосвязанных со сферой
обеспечения национальной безопасно-
сти и стабильности. Поэтому мы доби-
ваемся не только признания этих леги-
тимных интересов России, но и про-
зрачности, понятности действий здесь
всех внерегиональных сил, особенно
тех из них, которые склонны мыслить ка-
тегориями прошлого, такими как «боль-
шая игра», и рассматривать наше бли-
жайшее окружение, особенно на юге,
как «мягкое подбрюшье» России. Нель-
зя допустить превращения пространст-
ва СНГ в арену жесткого геополитичес-
кого соперничества – от этого проигра-
ли бы все. Этому есть цивилизованная
альтернатива. Любое государство долж-
но распространять и укреплять свое
влияние посредством честной конку-
ренции.
Это в полной мере относится и к та-
кой актуальной сейчас сфере, как, ска-
жем, «демократизаторство», имея в ви-
ду навязывание политических схем оп-
ределенного образца извне. Имеющие-
ся результаты таких экспериментов, ка-
жется, более чем убедительно говорят
сами за себя. Выбор путей и моделей
развития государств – дело сугубо внут-
реннее. Любая внешняя помощь должна
учитывать особенности исторического и
социально-экономического развития
страны, ее культурные и иные традиции,
реально способствовать улучшению
жизни людей, а не наоборот.
В своей политике по отношению к
другим государствам Россия ориентиру-
ется на прошедшие проверку временем
фундаментальные принципы междуна-
родных, межгосударственных отноше-
ний. Ни при каких обстоятельствах мы не
собираемся вмешиваться во внутренние
дела других стран. Другой вопрос, что в
демократическом обществе принято
осуществлять контакты и с оппозицион-
ными политиками зарубежных стран, со
всеми конструктивными политическими
силами. Могу заверить вас в том, что это
делается. Это норма, которая не имеет
ничего общего с попытками «смены ре-
жимов» и другими формами дестабили-
зации иностранных государств.
Оздоровлению и, я бы сказал, нор-
мализации ситуации на пространстве
СНГ способствует переход в экономиче-
ских взаимоотношениях в рамках Содру-
жества на рыночные принципы. Это как
раз то, чего требуют от нас наши внере-
гиональные партнеры. В итоге отноше-
ния становятся более прозрачными и по-
нятными, очищаются от элементов «нос-
тальгической» привилегированности, ко-
торая вроде бы и вызывала вопросы во-
вне, подпитывала обвинения по адресу
pg_0007
14
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
России в попытках «реставрации импе-
рии». Сделан решительный шаг по раз-
рыву с прошлым, по модернизации всего
комплекса связей на пространстве Со-
дружества. Но опять слышны голоса не-
довольных. Создается впечатление, что
провалились чьи-то расчеты «сдержи-
вать» Россию, навязывая ей вязкую бес-
перспективную конфронтацию в этом
жизненно важном для нас регионе.
В то же время нам есть что сохра-
нять из нашего общего прошлого. Это
прежде всего многообразные связи
между людьми. Отсюда – параллельное
процессам реальной интеграции
стремление к укреплению общего гума-
нитарного пространства. Это как песня,
из которой слова не выкинешь; это на-
ше общее достояние, которое мы обя-
заны передать следующим поколениям;
это и дополнительный ресурс для внут-
реннего развития каждой из наших
стран – далеко не лишний в жестких ус-
ловиях глобализации.
– Отдельная тема – отношения с
Украиной. Казалось бы, необходи-
мо в полной мере реализовывать
возможности сохранения и упроче-
ния наших связей, обусловленных и
историческим прошлым, и взаимо-
зависимостью экономик, и интере-
сами безопасности, и теснейшим
переплетением человеческих су-
деб. Однако по многим вопросам,
касающимся двусторонних отноше-
ний, украинская сторона несколько
ужесточила свою позицию. В част-
ности, в отношении Единого эконо-
мического пространства (ЕЭП),
проблем Черноморского флота и
собственности бывшего Советского
Союза и так далее. Каковы перспек-
тивы развития российско-украин-
ских отношений.
– Отношения с Украиной – это при-
оритетное направление нашей внеш-
ней политики. По своей широте и охва-
ту их уровень беспрецедентен. Поэтому
«перепад температур» в них так или
иначе проецируется на процессы, про-
исходящие на постсоветском прост-
ранстве, да и на ситуацию на европей-
ском континенте.
Важная составляющая всего ком-
плекса наших отношений – это россий-
ско-украинские торгово-экономические
связи. Здесь есть чему радоваться. По
итогам 2005 года взаимный товарообо-
рот между двумя странами составит
почти 20 миллиардов долларов, что бо-
лее чем на 20 процентов выше показа-
телей 2004 года.
Сформирована и фактически при-
ступила к работе российско-украинская
межгосударственная комиссия, предсе-
дателями которой являются президенты
России и Украины.
У нас обоюдная заинтересован-
ность в продолжении политического ди-
алога на всех уровнях, в активизации
российско-украинских межрегиональ-
ных и приграничных связей.
События этой зимы показали, что сов-
местными усилиями мы обеспечиваем
энергетическую безопасность Европы.
В последние годы в российско-укра-
инских отношениях обозначилась, на
наш взгляд, вполне обоснованная тен-
денция на развитие прагматического
взаимовыгодного сотрудничества. За-
метьте, без какого-либо диктата одной
из стран. Так, Россия добивалась и до-
билась перехода на денежную форму
расчетов по поставкам и транзиту рос-
сийского газа на Украину, а также на ры-
ночные цены. Никто в мире не подверг
сомнению, что такая форма отвечает
принципам рыночной экономики, да и
требованиям ВТО.
Конечно, в наших отношениях есть и
«болевые точки», но они решаются за
столом переговоров на основе поиска
взаимоприемлемого компромисса.
Сейчас ведется работа по разграниче-
нию Азовского моря и налаживанию ак-
тивного сотрудничества в Азово-Кер-
ченской акватории. На повестке дня –
расширение правовой базы пребыва-
ния и функционирования Черноморско-
го флота России на территории Украи-
ны. Уже подготовлены к подписанию
проекты нескольких важных соглашений
в данной области.
Требуют своего урегулирования и
некоторые чувствительные аспекты гу-
манитарного сотрудничества. Главное, к
чему стремится здесь Россия, чтобы
русские, проживающие на Украине,
имели возможность беспрепятственно
удовлетворять свои языковые, культур-
ные потребности. Мы исходим из того,
что вопрос о развитии русского языка
на Украине должен быть решен с учетом
гуманитарных интересов миллионов
граждан Украины, считающих его своим
родным или использующих его в по-
вседневной жизни.
Что касается вашего вопроса об
участии Украины в Едином экономичес-
ком пространстве, то отмечу, что идея
формирования ЕЭП родилась в резуль-
тате поиска новых оптимальных путей
экономической интеграции на прост-
ранстве Содружества. Тем самым четы-
ре наиболее развитых в экономическом
отношении государства СНГ, на долю
которых приходится около 90 процентов
валового внутреннего продукта стран
Содружества, совершили прорыв к бо-
лее высокому уровню интеграции. Зало-
женная в основополагающих докумен-
тах нашего объединения интеграцион-
ная модель в полной мере отвечает со-
временным реалиям развития мировой
экономики, вписывается в общий про-
цесс глобализации мировых хозяйст-
венных связей.
Нам известно, что украинские влас-
ти, хотя и в обозначенных лимитах, воз-
лагают надежды на продвижение по пу-
ти поэтапного формирования Единого
экономического пространства. В реше-
нии этих вопросов – ключ к расширению
взаимного товарооборота, к росту вза-
имных инвестиций. Рассчитываем, что
наши совместные меры по созданию
эффективной интеграционной структу-
ры помогут открыть новые возможности
для многогранного сотрудничества и
получат поддержку наших народов. Не
видим здесь противоречий с евроуст-
ремлениями Украины. Еще неизвестно,
когда они будут реализованы, а жить
нам надо сейчас.
– Российские СМИ не обходят
вниманием МИД, бывает и критику-
ют его по ряду позиций. В частнос-
ти, за не всегда активную и своевре-
менную защиту прав россиян и на-
ших соотечественников за рубежом.
Как Вы относитесь к появлению раз-
личного рода критических публика-
ций. Что значит для Вас обществен-
ное мнение наших сограждан. На-
сколько важной, по Вашему мне-
нию, является роль и влияние раз-
личных гражданских институтов (не-
правительственных и общественных
организаций, электронных и печат-
ных СМИ, обществ дружбы с зару-
бежными странами и т.д.), а также
гуманитарное сотрудничество – вза-
имные поездки российских и иност-
ранных граждан в рамках культурно-
го, научного, образовательного и
спортивного обмена для формиро-
вания общественного мнения по
внешнеполитическим вопросам, и
какие механизмы существуют у
МИД для того, чтобы это обществен-
pg_0008
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
15
ное мнение эффективно использо-
вать, а где-то на него опираться.
– Любая критика, если она, конечно,
конструктивна, является хорошим под-
спорьем в работе. Если она исходит от
представителей общественных органи-
заций, журналистов, действительно бо-
леющих за наших соотечественников,
то становится предметом нашего тща-
тельного анализа и учета в практичес-
кой работе.
Защита прав и законных интересов
соотечественников за рубежом являет-
ся приоритетным направлением внеш-
ней политики России. В последнее
время приняты решительные меры с
тем, чтобы придать этой работе новый
импульс. Возобновилась деятельность
Правительственной комиссии по де-
лам соотечественников за рубежом. На
состоявшемся 29 ноября с.г. заседа-
нии этой комиссии тщательно проана-
лизированы имеющиеся на этом на-
правлении проблемы, определены
ключевые задачи, которые требуется
решить уже сейчас и на перспективу. В
МИД России в ноябре с.г. создан Де-
партамент по работе с соотечествен-
никами за рубежом. Все это, надеюсь,
создает условия для активной и целе-
направленной работы по их поддерж-
ке. На заседании в феврале 2006 года
рассмотрен и одобрен проект про-
граммы поддержки соотечественни-
ков, который доложен в правительство.
За последнее время МИД и наши за-
гранпредставительства, действуя сов-
местно с соответствующими ведомства-
ми, законодательными ветвями власти,
во взаимоотношениях с другими госу-
дарствами и международными органи-
зациями и в контакте с организациями
соотечественников последовательно
проводили линию на отстаивание их
прав и свобод, используя двусторонние
и многосторонние механизмы. Рычаги
воздействия здесь есть, добиваемся то-
го, чтобы они были максимально эффек-
тивно задействованы.
Большая работа проведена в связи
с празднованием 60-летия Победы.
Важно отметить, что наряду с целевыми
средствами госбюджета активно реали-
зуют собственные проекты и субъекты
Федерации, прежде всего Москва, Та-
тарстан, Санкт-Петербург. Да, выделяе-
мых средств на поддержку соотечест-
венников пока недостаточно. Тем не ме-
нее будем работать с тем, чтобы они
все больше ощущали плечо России,
чтобы активнее шел диалог с организа-
циями соотечественников за рубежом,
чтобы наша материальная и иная по-
мощь давала им реальную отдачу.
В том, что касается институтов граж-
данского общества, не вызывает ника-
кого сомнения, что они, в первую оче-
редь неправительственные организа-
ции (НПО), оказывают существенное
влияние на процессы развития демо-
кратии и решение многих социально-
значимых проблем не только в России,
но и во всем мире. По существу, мы яв-
ляемся свидетелями появления нового
сегмента международной дипломатии.
НПО становятся одним из все более
востребованных ресурсов нашей внеш-
ней политики. МИД России выступает за
укрепление взаимодействия с россий-
скими НПО, содействует их более ши-
рокой вовлеченности в международные
дела, обретению ими «международного
измерения», в частности путем получе-
ния статуса и аккредитации при ООН,
Совете Европы и других международных
организациях. С завершением форми-
рования Общественной палаты этот
процесс получил мощный импульс.
В России наблюдается заметный
рост числа НПО, расширение сферы их
деятельности, вовлечение в них самых
различных слоев населения. Это объек-
тивная тенденция, которая требует вы-
страивания с НПО отношений конструк-
тивного диалога и партнерства, а также
посильной поддержки, в том числе в фи-
нансовом плане, со стороны государст-
ва. Поэтому считаю своевременной и
полезной инициативу партии «Единая
Россия» о выделении впервые из гос-
бюджета 2006 г. отдельной строкой
средств на развитие демократии в стра-
На торжественном приеме по случаю 50-летия Российской ассоциации содействия ООН
pg_0009
не и за рубежом. Это вполне оправдан-
ное нововведение, которое отвечает
существующим международным нор-
мам и практике. Как и другие государст-
ва, Россия вправе поддерживать демо-
кратические институты гражданского
общества за рубежом, которые вносят
вклад в поддержание мира, стабильнос-
ти и безопасности.
В начале 2006 года состоялась моя
традиционная встреча с российскими
НПО, на которой изложенные подходы
встретили понимание и поддержку.
– Прокомментируйте, пожалуй-
ста, итоги работы не так давно по-
бывавшего в КНР российского по-
литического, дипломатического
и экономического «десанта» в рам-
ках официального визита Прези-
дента РФ В.В. Путина, в свете реа-
лизации так называемого многовек-
торного внешнеполитического кур-
са нашей страны.
– Китай является важной страной
для России и одним из главных приори-
тетов во внешней политике нашего го-
сударства. Нас многое объединяет. Это
и многовековая история контактов и
взаимообогащения культур, и интенсив-
но развивающиеся связи на всех уров-
нях в наши дни. Будучи соседями, мы
должны активно и взаимовыгодно со-
трудничать друг с другом. Курс россий-
ского руководства на развитие страте-
гического партнерства с КНР не под-
вержен политической конъюнктуре.
Считаю результаты официального ви-
зита Президента В.В.Путина в Китай ус-
пешными и максимально наполненными
конкретными договоренностями. В ходе
него были подписаны 29 двусторонних
документов, включая Совместную декла-
рацию Российской Федерации и Китай-
ской Народной Республики. Среди глав-
ных итогов – официальное открытие Года
России в Китае. Президент открыл Рос-
сийский информационный центр в Пеки-
не, который призван освещать меропри-
ятия в рамках этого Года.
Вы знаете, что 2007 год будет Годом
Китая в России. Для нас проведение на-
циональных Годов – событие принципи-
ального значения, оно масштабно по
своему характеру, охватывает самые
разные области сотрудничества и долж-
но непосредственно содействовать
сближению двух народов, укреплению
взаимопонимания и дружбы. Результа-
тивная реализация мероприятий в рам-
ках Года России в Китае и Года Китая в
России даст мощный импульс успешно-
му выполнению совместного Плана дей-
ствий на 2005-2008 годы, утвержденно-
го лидерами России и КНР в 2005 году.
С подписанием в 2005 году Прото-
кола об обмене ратификационными
грамотами Дополнительного соглаше-
ния между Россией и КНР о российско-
китайской государственной границе на
её Восточной части впервые за всю ис-
торию российско-китайских отноше-
ний пограничный вопрос был закрыт
полностью и навсегда. Во время ны-
нешнего визита Президент В.В.Путин и
Председатель Ху Цзиньтао подтверди-
ли договоренность о необходимости
скорейшего завершения демаркаци-
онных работ на оставшихся двух участ-
ках. Планируем сделать это до конца
2007 года.
Примечательны экономические ре-
зультаты визита. Стороны констатирова-
ли реальность выхода двустороннего то-
варооборота на уровень 60-80 млрд.
долл. США к 2010 году и подтвердили ре-
шимость всемерно содействовать этому.
Достигнута принципиальная договорен-
ность о поставках природного газа из За-
падной и Восточной Сибири в Китай, на-
чало которых запланировано на 2011 год.
Компания «Транснефть» и Китайская на-
циональная нефтегазовая корпорация
подписали протокол, предусматриваю-
щий разработку ТЭО строительства от-
ветвления от нефтепровода «Восточная
Сибирь – Тихий океан» на Китай.
Президент России В.В.Путин и
Председатель КНР Ху Цзиньтао приняли
участие в российско-китайском эконо-
мическом форуме. Это мероприятие, в
котором с обеих сторон участвовали не-
сколько сот бизнесменов, носило бес-
прецедентный по масштабам характер.
Оно стало ярким свидетельством высо-
кой заинтересованности деловых кругов
России и Китая в радикальном расшире-
нии взаимовыгодного сотрудничества.
В последнее время достигнуты важ-
ные результаты в развитии взаимодей-
ствия в природоохранной сфере. Со-
здана Подкомиссия по сотрудничеству в
области охраны окружающей среды в
рамках Российско-Китайской Комиссии
по подготовке регулярных встреч глав
правительств. Подписан Меморандум о
взаимопонимании по вопросам совме-
стного мониторинга качества воды
трансграничных водных объектов между
Министерством природных ресурсов
России и Государственной администра-
цией КНР по охране окружающей сре-
ды. Не стану пояснять, какое это имеет
значение для России в свете аварии на
химическом заводе в г. Цзилинь, про-
изошедшей в конце прошлого года.
На переговорах в Пекине стороны
ещё дальше продвинулись в своем вза-
имодействии на внешнеполитической
арене. В первую очередь, это касается
наиболее актуальных вопросов между-
народной жизни. Были подтверждены
совпадение или близость позиций сто-
рон по основным международным и ре-
гиональным проблемам.
– Нашим читателям интересно
Ваше мнение о начавшейся в рос-
сийском обществе дискуссии о
нравственных критериях прав и
свобод граждан, тон которой был
задан в выступлениях Святейшего
16
ПРИЗНАНИЕ
№ 36–37 / 2006
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Первыми министра иностранных дел встречают журналисты
pg_0010
Патриарха Алексия II и митрополита
Кирилла на прошедшем Русском
Народном Соборе, и в этой связи,
Ваше отношение к проблемам реа-
лизации этих прав в так называемой
«западной модели» демократичес-
кого устройства общества, прини-
маемой очень часто за незыблемый
и непогрешимый абсолют, но ис-
пользование, а тем более насажде-
ние которой нередко вызывает
межрелигиозные и межнациональ-
ные конфликты, а то и полное оттор-
жение и конфронтацию в различных
странах и у многих народов.
– Действительно в наши дни многие
международные проблемы имеют меж-
цивилизационное измерение. Отчасти
это связано с противоречиями глобали-
зации, ее натиском на национальную
самобытность, культурно-цивилизаци-
онное многообразие мира, свободу
личности. К сожалению, на смену бипо-
лярной конфронтации времен «холод-
ной войны» приходит угроза межциви-
лизационного разлома, провоцируемо-
го террористами. Им на руку играют же-
сткие идеологизированные подходы к
международным делам, утопическое
стремление «снять» культурно-цивили-
зационные различия как якобы корень
всех зол и конфликтов в современном
мире.
В этих условиях требуются особый
такт и осторожность в вопросах ценнос-
тей, лежащих в основе различных куль-
тур. Все фундаментальные ценности яв-
ляются общечеловеческим достоянием,
но везде они реализуются по своему – с
учетом истории, национальных и религи-
озных традиций конкретных стран. По-
пытки навязывания извне своей трактов-
ки общих для всех ценностей, претензии
на монополию в этих вопросах разруша-
ют взаимопонимание между народами,
дестабилизируют международную ситу-
ацию. Весь предшествующий историче-
ский опыт показывает, что нельзя проти-
вопоставлять интересы личности обще-
му благу, абсолютизировать права и сво-
боды в ущерб ответственности человека
за свои поступки. Так всегда было в ми-
ре. Именно такой подход заложен в важ-
нейших международно-правовых доку-
ментах, включая Европейскую конвен-
цию о правах человека. В частности,
принцип обусловленности прав обязан-
ностями и ответственностью применим
и к осуществлению свободы слова. Это
находит свое подтверждение в практике
Европейского суда по правам человека.
Защита морали и религии, религиозного
мира фигурируют в его решениях в ряду
тех критериев, которыми должны руко-
водствоваться государственные власти,
определяя пределы свободы выражения
мнений.
Убежден, что Россия может внести
свой вклад в формирование общего
знаменателя в подходе к правочелове-
ческой проблематике. Именно в этом
русле рассматриваю и решения недав-
него Х Всемирного Русского Народного
Собора, его Декларацию о правах и до-
стоинстве человека. Как и в отношениях
между людьми, в основе международ-
ных отношений должны лежать извеч-
ные нравственные ценности. Любая
трактовка прав и свобод не должна от-
рицать нравственную природу человека.
Весь политический опыт ХХ века, вклю-
чая «холодную войну», убедительно до-
казал правоту ге-
ниального предви-
дения Ф.М.Досто-
евского о разру-
шительности по-
пыток встать над
нравственностью,
по ту сторону доб-
ра и зла. Целиком
согласен с тези-
сом о том, что то-
лерантность во
всем, что касается
различий в миро-
воззрениях, куль-
турах, правовых и
политических сис-
темах, взаимоува-
жительный диалог
по этим вопросам
являются главны-
ми условиями со-
хранения межци-
вилизационного
согласия в мире.
«Карикатурный
кризис» показыва-
ет, что не все лад-
но с межцивили-
зационными и
межконфессио-
нальными отно-
шениями в Евро-
пе. Еще в XVII веке
Европа подвела
черту под религи-
озными конфлик-
тами и войнами.
Ситуация вновь требует обращения к
опыту толерантности и сосуществова-
ния, которого европейским народам и
политическим элитам не занимать. Это
не приходит само – требуется работа
ума и сердца. Выбор в пользу умерен-
ной политики и совместной позитивной
повестки дня так же важен для подавля-
ющего большинства западноевропей-
ских стран, как, к примеру, для Север-
ной Ирландии. Убежден, что, чем рань-
ше в Европе будут сделаны правильные
выводы из нынешнего развития собы-
тий, тем лучше. Россия активно способ-
ствует поиску такого решения, в том
числе в ОБСЕ. При этом мы исходим из
собственного опыта существования в
качестве многонационального и много-
конфессионального государства, во-
бравшего в себя элементы различных
культур, их духовно-нравственные тра-
диции.
№ 36–37 / 2006
ПРИЗНАНИЕ
17
Выступление на Русском Народном Соборе