ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
– Илья Михайлович, во многих
зарубежный странах, да и в Росси
есть успешный опыт создания спе-
циальных музыкальных школ для
обучения одаренных детей с парал-
лельным преподаванием общеоб-
разовательных предметов. Как и в
связи чем у Вас возникла идея со-
единить базовое школьное образо-
вание с музыкальным.
– Я всегда вел хоры, и в общеобразо-
вательной школе мы исполняли произве-
дения Шумана, Шуберта, Чайковского,
Глинки, Баха. Это был необычный для то-
го времени прецедент. Но я хотел, чтобы
дети были не просто обучены музыкаль-
ной грамоте, и тогда мы стали вводить в
учебную программу совокупность дис-
циплин, формирующих музыкальное мы-
шление и творческую импровизацию. Хо-
тел проходить более глубокие музыкаль-
ные творения, а проникнуть в них без
знания хотя бы азов музыкального обра-
зования практически невозможно. По
крайней мере, ученики должны уметь чи-
тать ноты, чтобы видеть графически все
строение произведения. В Новокузнецке
не было ничего подобного. Я был очень
активным человеком, можно сказать, об-
щественником, организовывал различ-
ные музыкальные фестивали, так как хор
«ВИТА» уже тогда являлся концертирую-
щей единицей, а выступать было негде.
И такой обучающей и концертной пло-
щадкой мной была выбрана эта школа.
– С чего началось музыкальное
образование Ваши ребят, как фор-
мировались музыкальные классы и
какие специальные дисциплины бы-
ли самыми востребованными.
– В 80-м году в школе обучалось
около полутора тысяч человек. Из па-
раллельных классов я набрал ребят, ко-
торые стали учиться вместе. Они обуча-
лись музыкальному искусству, хоровому
пению и полному набору всех дисцип-
лин: сольфеджио, музыкальной литера-
туре, теории музыки. Потом уже, в стар-
ших классах, появились такие предме-
ты, как анализ музыкальных форм и даже
гармония.
– К вам в школу приходят разные
дети, и у каждого Вы должны найти
свой талант. В вашей школе дейст-
вительно в той или иной мере поют
и играют все. Как вам это удается.
– Все качества человеческие рас-
крываются в каких-либо обстоятельст-
вах. Когда возникает вопрос, талантливы
дети или нет, я однозначно отвечаю – та-
лантливы все! Все ли дети раскрываются
в своем таланте. Нет, не все. Для рас-
крытия таланта учитывается все: условия
жизни ребенка, мотивация его родите-
лей, воспитание. Дети вообще уникаль-
ные по своей природе существа. Талант-
ливы те люди, у которых глаза открыты на
мир. А у всех детей глаза открыты, толь-
ко потом их закрывают или они закрыва-
ются сами собой. Они попадают в склеп
Илья Оршанский: «Талантливы те люди,
у которых глаза открыты на мир»
2006 год, город Новокузнецк. Гимназии №70 исполнилось
двадцать пять лет. Школа Оршанского, как ее называют в городе.
начиналась с детской хоровой студии «ВИТА» (Высокое искусство,
творчество, артистизм) в далеком восемьдесят первом году.
Сейчас это одно из самых уважаемых учебных заведений
Новокузнецка. В этих стенах дети не только получают
качественное базовое образование, но и музыкальное. Кажется, в
этой школе все дети поют или на чем-нибудь играют. Сейчас в
девяти хорах в общей сложности поет 700 ребят, не считая
педагогов. Здесь воспитание начинается прежде всего с самих
учителей. Например, каждый отчетный концерт всегда открывает
хор преподавателей. Профессиональный уровень позволяет
располагать репертуаром: от «Аve, maria» до джазовых
стандартов. Благодаря изучению музыки, освоение основных
предметов происходит более успешно. Музыка здесь как
средство расширения границ духовного и интеллектуального
потенциала личности каждого ребенка. Илья Михайлович
Оршанский, бессменный директор гимназии, всегда идет своей
творческой дорогой, живет своим делом, успехами и заботами
своего коллектива и его воспитанников.
pg_0002
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
под названием «среднее учебное заве-
дение». Их учат быть учениками, поти-
хоньку разрушая их индивидуальные
черты. Первое, что я делаю на своих уро-
ках, – это провоцирую их на спонтанное
проявление своих творческих, да и про-
сто человеческих качеств и чувств. Во-
обще, мне всегда помогало общение с
детьми. У маленьких детей априорно за-
ложена энергия завтрашнего дня, и я ее
чувствую, пытаясь направить творческую
энергию во благо ребенка.
– Я знаю, что вы достаточно тре-
бовательный человек, прежде всего
к самому себе и своим преподава-
телям. Каковы Ваши критерии по
отношению к профессиональной
деятельности.
– В начале восьмидесятых я набрал
массу детей, педагогов. Прошел год, и я
понял, что люди с дипломом об оконча-
нии высшего учебного заведения – это
еще не специалисты и уже тем более не
готовые педагоги. Во-первых, надо было
ввести их в профессиональное русло, что
бы они могли направить и передать свое
мироощущение, свои знания, чувства и
эмоции ученикам. Я задал им простой во-
прос: зачем вы обучаете своих детей иг-
ре на фортепьяно. Зачем вы вторгаетесь
в их судьбы, души, отнимаете их и свое
время. Не может быть, чтобы предмет
сам себя объяснял. Это происходит для
чего-то. «Я обучаю игре на фортепьяно
для того, что бы играть на нем». И все!.
Последовала недельная пауза. Тогда
я предупредил, что уволю их, если они
мне не ответят. И, правда, по окончанию
года, большинство педагогов мне при-
шлось уволить. По результатам их дея-
тельности. Всего 17 человек. На то вре-
мя это было нарушением трудового за-
конодательства. Но учить нажимать на
клавиши много ума не надо, для того что
бы зазвучало то, что называется музы-
кой, необходимо вложить частичку ду-
ши. Когда ко мне пришла вторя партия
учителей, я им дал понять, что посредст-
вам инструмента у ребенка должно
формироваться музыкальное мышле-
ние. Последовал ответ: «Скажите, что
такое музыкальное мышление, и мы бу-
дем преподавать». Я не смог сформу-
лировать это определение, как и опре-
деление музыки как понятия или явле-
ния. Я полез в словари, там музыка –
вид искусства, искусство – вид челове-
ческой деятельности. Я перебрал всю
возможную литературу, но ясного для
себя ответа так и не нашел.
Однажды, я сел и решил: мне надо
самому сформулировать, что такое му-
зыка. Тогда я смогу говорить, что такое
музыкальное мышление. Был осенний
вечер. Я так перенапряг свой мозг, что
почувствовал не свойственную мне ус-
талость и опустошение. У меня закон-
чился ресурс физической энергии.
И вдруг передо мной открылась форму-
ла музыки, и она стала мне близкой и
понятной. Я смог свои ощущения обра-
тить в обычную фразу. Я посмотрел в ок-
но, было светло, хотя для меня еще про-
должался вечер. Оказывается, не сходя
с места, я просидел больше восьми ча-
сов. Больше в таких состояниях я не
прибывал не разу.
– Илья Михайлович, поделитесь,
пожалуйста, с нашими читателями
своей формулой. Что же такое му-
зыка «по-Оршанскому».
– Вряд ли ответ на этот вопрос мож-
но вместить в формат интервью. Сов-
сем коротко – это реальное пережива-
ние нереального события. В конечном
итоге, музыка – это реализация гени-
альных ощущений творца в структуриро-
ванном особым образом звуковом по-
токе. Вообще, человек через логику
проникает в сущность явления, но в му-
зыке сущность явления становится тво-
им достоянием, минуя разумные нача-
ла. То есть ты сразу начинаешь чувство-
вать себя как гений.
– А именно для Вас, творческой
личности, что в жизни значит музы-
ка. Это особое и постоянное состо-
яние или краткий эмоциональный
всплеск.
– Если бы тебя спросили: «Тебе ды-
хание воздухом помогает.» Музыка для
меня – это условие существования. Мы
даже не придаем значения, сколько
воздуха вдыхаем. Без него сам факт су-
ществования невозможен. В жизни я
понял, что музыка – это мое второе ды-
хание. Например, у меня каждая мысль
сопровождается какой-либо мелодией.
Музыкальный образ у меня как действу-
ющее лицо. Это просто мое качество.
Видимо, неплохое: я могу запеть в лю-
бом месте. Народ это шокирует, а для
меня это естественно. И только потом
начинаю осознавать, что только что пел.
Музыка формирует стиль мироощуще-
ния. Она в этих стенах звучит уже 25 лет.
Она всегда здесь звучала. И, я надеюсь,
будет звучать вечно.
– У Вас есть жизненный принцип,
которому Вы никогда не изменяете.
– Когда я поступал в аспирантуру,
мне сказали, что я не имею права писать
диссертацию на тему коммунистическо-
го воспитания, пока не стану членом
КПСС. Потому что эстетическое – это
часть коммунистического. Я приезжаю,
пишу: «Прошу принять меня в члены
КПСС, так как это необходимо для за-
числения в аспирантуру» Не приняли.
Но я не стал переписывать заявление,
потому что мне претят взаимоотноше-
ния, основанные на ханжестве и при-
нуждении. Я всегда придерживаюсь
принципа открытости, прозрачности и
искренности как в чувствах, так и в чело-
веческих отношениях.
– В Вашей практике были курьез-
ные или запоминающиеся случаи.
– В советское время я преподавал в
старших классах обществознание, но не
так, как это было принято. Вместо того
чтобы спросить у детей формулировку
какого-либо закона, я просил их расска-
зать, как они понимают советский ло-
зунг «Народ и партия – едины» с пози-
ции закона единства и борьбы противо-
положностей. Поэтому я считался ина-
комыслящим, и меня послали за диа-
гнозом в психиатрическую больницу.
Я не сопротивлялся, потому что мне
всегда была интересна психиатрия. Я
ведь сам умею гипнотизировать от при-
роды. А тогда в такую больницу было не
возможно просто попасть. Я пришел
(меня там, конечно, ждали), и мне по-
ставили устный диагноз: «неистовый
тип, ближе к гениальному». После этого
врачи, конечно, были уволены…
– И, напоследок, скажите, пожа-
луйста, какие философские мысли
посещают Вас как человека и педа-
гога в последнее, достаточно проти-
воречивое и сложное время.
– Нет хороших и плохих времен для
человеческого бытия, время сотворяет
сам человек. Если жизнь человека не
наполнена созиданием каких-то собы-
тий, пусть самых небольших, но прино-
сящих ему самому удовлетворение, а
окружающим его людям радость, то этот
человек может стать жертвой событий
или жизненных обстоятельств, возника-
ющих не по его воле и творимых други-
ми. Другими словами, плохих времен не
бывает, бывают несостоятельные люди.
Их не мало, но я верю в детей, которых
мы воспитываем, а значит, и гармонично
развитых, самостоятельных личностей
будет всегда становиться больше.
Екатерина ПАВЛОВА