ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
– Илья Михайлович, во многих
зарубежный странах, да и в Росси
есть успешный опыт создания спе-
циальных музыкальных школ для
обучения одаренных детей с парал-
лельным преподаванием общеоб-
разовательных предметов. Как и в
связи чем у Вас возникла идея со-
единить базовое школьное образо-
вание с музыкальным.
– Я всегда вел хоры, и в общеобразо-
вательной школе мы исполняли произве-
дения Шумана, Шуберта, Чайковского,
Глинки, Баха. Это был необычный для то-
го времени прецедент. Но я хотел, чтобы
дети были не просто обучены музыкаль-
ной грамоте, и тогда мы стали вводить в
учебную программу совокупность дис-
циплин, формирующих музыкальное мы-
шление и творческую импровизацию. Хо-
тел проходить более глубокие музыкаль-
ные творения, а проникнуть в них без
знания хотя бы азов музыкального обра-
зования практически невозможно. По
крайней мере, ученики должны уметь чи-
тать ноты, чтобы видеть графически все
строение произведения. В Новокузнецке
не было ничего подобного. Я был очень
активным человеком, можно сказать, об-
щественником, организовывал различ-
ные музыкальные фестивали, так как хор
«ВИТА» уже тогда являлся концертирую-
щей единицей, а выступать было негде.
И такой обучающей и концертной пло-
щадкой мной была выбрана эта школа.
– С чего началось музыкальное
образование Ваши ребят, как фор-
мировались музыкальные классы и
какие специальные дисциплины бы-
ли самыми востребованными.
– В 80-м году в школе обучалось
около полутора тысяч человек. Из па-
раллельных классов я набрал ребят, ко-
торые стали учиться вместе. Они обуча-
лись музыкальному искусству, хоровому
пению и полному набору всех дисцип-
лин: сольфеджио, музыкальной литера-
туре, теории музыки. Потом уже, в стар-
ших классах, появились такие предме-
ты, как анализ музыкальных форм и даже
гармония.
– К вам в школу приходят разные
дети, и у каждого Вы должны найти
свой талант. В вашей школе дейст-
вительно в той или иной мере поют
и играют все. Как вам это удается.
– Все качества человеческие рас-
крываются в каких-либо обстоятельст-
вах. Когда возникает вопрос, талантливы
дети или нет, я однозначно отвечаю – та-
лантливы все! Все ли дети раскрываются
в своем таланте. Нет, не все. Для рас-
крытия таланта учитывается все: условия
жизни ребенка, мотивация его родите-
лей, воспитание. Дети вообще уникаль-
ные по своей природе существа. Талант-
ливы те люди, у которых глаза открыты на
мир. А у всех детей глаза открыты, толь-
ко потом их закрывают или они закрыва-
ются сами собой. Они попадают в склеп
Илья Оршанский: «Талантливы те люди,
у которых глаза открыты на мир»
2006 год, город Новокузнецк. Гимназии №70 исполнилось
двадцать пять лет. Школа Оршанского, как ее называют в городе.
начиналась с детской хоровой студии «ВИТА» (Высокое искусство,
творчество, артистизм) в далеком восемьдесят первом году.
Сейчас это одно из самых уважаемых учебных заведений
Новокузнецка. В этих стенах дети не только получают
качественное базовое образование, но и музыкальное. Кажется, в
этой школе все дети поют или на чем-нибудь играют. Сейчас в
девяти хорах в общей сложности поет 700 ребят, не считая
педагогов. Здесь воспитание начинается прежде всего с самих
учителей. Например, каждый отчетный концерт всегда открывает
хор преподавателей. Профессиональный уровень позволяет
располагать репертуаром: от «Аve, maria» до джазовых
стандартов. Благодаря изучению музыки, освоение основных
предметов происходит более успешно. Музыка здесь как
средство расширения границ духовного и интеллектуального
потенциала личности каждого ребенка. Илья Михайлович
Оршанский, бессменный директор гимназии, всегда идет своей
творческой дорогой, живет своим делом, успехами и заботами
своего коллектива и его воспитанников.