Н
адо отметить, что законодательст-
во в сфере благотворительности в
России создавалось в середине
90-х годов, с тех пор, как говорится,
утекло немало воды, и вопрос о внесе-
нии изменений в законодательство стал
весьма насущным. И это немудрено, так
как по сравнению с другими государст-
вами СНГ и бывшего советского блока,
соотношение между иностранными и
местными благотворителями в России
стало сопоставимо – в то время как в ос-
тальных государствах преобладает ино-
странная помощь, что говорит о разви-
тии благотворительности в нашей стра-
не. К тому же в последние годы накоплен
немалый позитивный опыт. Следова-
тельно, на сегодня стоит задача создать
максимально благоприятные правовые,
налоговые, организационные условия
для развития благотворительности.
СОБЫТИЕ
Законодательный импульс
благотворительности
Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития
благотворительности, милосердия и волонтерства провела
«круглый стол» на тему «Проблемы совершенствования
законодательства в области благотворительности в РФ».
Участники «круглого стола» обсудили современное состояние
и основные направления взаимодействия государства
и общества по совершенствованию российского
законодательства в области благотворительности
pg_0002
Устойчивое развитие благотвори-
тельности одобрил и президент РФ
Владимир Путин. В ноябре прошлого
года он поддержал инициативу фондов
считать 2006 год Годом благотворитель-
ности а также предложение отмечать
4 ноября – День примирения и согла-
сия как «день добрых дел».
Комиссия представила экспертам
пакет поправок к закону «О благотвори-
тельной деятельности и благотвори-
тельных организациях», Гражданскому и
Налоговому кодексам, регламентирую-
щим благотворительную и меценатскую
деятельность в России. В поправках
предлагается возвратить налоговые
льготы для благотворителей, а также
освободить от уплаты налогов гранто-
получателей. При этом сами авторы по-
правок признаются, что «из-за прошлых
махинаций с благотворительностью»
главное «не пережать с требованиями
налоговых уступок». Не забыли мецена-
ты и о получателях помощи. Для них по-
правки предусматривают несколько но-
вых льгот по подоходному налогу. К при-
меру, планируется освободить от вы-
платы 13-процентного налога инвали-
дов и детей-сирот, которые получают
санаторные путевки от некоммерческих
организаций. Такая же льгота предусмо-
трена и для тех, кто лечится за счет не-
коммерческих организаций (НКО).
Значительная часть поправок каса-
ется финансовых стимулов для филант-
ропов. Предлагается освободить благо-
творителей от налога на добавленную
стоимость. Данная поправка относится
к расходам некоммерческих организа-
ций на ведение уставной деятельности,
потому что «уставная деятельность не-
коммерческой организации – это дея-
тельность не для собственных нужд, а на
благо общества», которая к тому же не
создает добавленной стоимости.
Существенные изменения затронут
и налог на прибыль организаций, так как
планируется расширить определение
грантов, освобождаемых от уплаты на-
лога: в их число предлагается внести не
только средства, выделяемые иност-
ранными организациями, которые оп-
ределяет специальный перечень прави-
тельства РФ, но и гранты, полученные от
любых российских или иностранных не-
коммерческих организаций. Основное
условие – деньги должны выделяться
только на осуществление конкретных
программ и проектов, «направленных
на достижение образовательных, куль-
турных, лечебно-оздоровительных, физ-
культурно-спортивных, научных, инфор-
мационных и других социальных целей,
включая правовую помощь гражданам и
некоммерческим организациям».
Еще одна инициатива – ввести в за-
конодательство такое понятие, как ре-
сурсный (резервный) капитал неком-
мерческой организации (эндаунмент),
который является одной из широко рас-
пространенных на Западе форм ведения
благотворительной деятельности. «Это
система, когда любая организация или
гражданин жертвуют деньги не на кон-
кретный проект одноразово, а в фонд
определенной организации – детского
дома, больницы, учебного заведения,–
пояснил председатель комиссии по во-
просам развития благотворительности,
милосердия и волонтерства Владимир
Потанин.– В свою очередь, эта органи-
зация не имеет права потратить пере-
численные на ее счет средства, а может
только расходовать доходы с них, кото-
рые идут на поддержание ее деятельно-
сти. Я убежден, что это сдвинуло бы с
мертвой точки многие проблемы благо-
творительности, так как на практике мы
часто сталкиваемся с тем, что адресату
благотворительной помощи сложно пла-
СОБЫТИЕ
... борьба с бедностью – задача общая
Культура, государство, общество...
pg_0003
нировать свое будущее: сегодня у бла-
готворителя есть настроение давать
деньги, завтра нет. Создание эндаумен-
тов позволило бы заложить долгосроч-
ную основу для любого проекта».
В. Потанин также добавил, что вве-
дение данного механизма облегчит
жертвование средств не только органи-
зациям, но и физическим лицам. Более
всего эндаументы будут востребованы
для поддержки учреждений образова-
ния и здравоохранения, – считает пред-
седатель комиссии: по его словам, «на-
пример, Гарвард не просто существует
за счет эндаументов, но и является за-
метным инвестором на мировом рынке,
так велики накопления. Было бы удоб-
нее работать, если бы вся эта деятель-
ность была описана в законодательст-
ве». Вместе с тем Владимир Олегович
отметил, что в этой сфере отсутствует
необходимость в революционных пре-
образованиях, и обратил внимание со-
бравшихся на то, что членам Общест-
венной палаты удалось наладить диалог
с представителями всех ветвей власти
по этому вопросу. Это не вызывало со-
мнений, так как в заседании «круглого
стола» приняли участие члены Совета
Федерации, депутаты Государственной
думы, а также представители прави-
тельства РФ и профильных минис-
терств.
Говоря о перспективах развития
благотворительности в России, в пер-
вую очередь необходимо отметить ме-
ханизм консолидации средств в благо-
творительных целях – эндаументов, или
ресурсного капитала. Как пояснил за-
меститель председателя комиссии Об-
щественной палаты по развитию благо-
творительности Сергей Абакумов, этот
капитал может состоять из совокупнос-
ти финансовых и материальных средств,
переданных учредителями в некоммер-
ческие организации, доход от инвести-
рования которых используется для фи-
нансирования и административных рас-
ходов этой НКО, реализации ее неком-
мерческих целей. При этом ресурсный
(резервный) капитал должен быть четко
отделен от уставного. Сергей Абакумов
предложил определить круг таких не-
коммерческих организаций – научных,
образовательных, по здравоохранению
и т.д. – и обозначить, предъявляемые к
ним требования. «Основными критери-
ями здесь должны быть прежде всего
адресность, прозрачность и отчетность
расходования средств», наряду с воз-
можностью общественного контроля
над их целевым использованием», –
подчеркнул он.
Как сообщил заместитель министра
экономического развития и торговли
РФ (МЭРТ) Андрей Шаронов, продол-
жая тему эндаументов, сейчас МЭРТ
разработал концепцию законопроекта о
ресурсных (резервных) капиталах. «На
сегодняшний день мы близки к внесе-
нию в правительство концепции, согла-
сованной со всеми ведомствами и
большинством министерств», – отметил
Шаронов.
Заместитель председателя Совета
Федерации Дмитрий Мезенцев заве-
рил, что приведение российского зако-
нодательства в соответствии с имеющи-
мися на сегодняшний день реалиями –
вопрос обозримого будущего и работы
обеих палат парламента. Он высказался
также за необходимость формирования
положительного мнения в обществе от-
носительно благотворительности, что-
бы «разговор о благотворительности
был бы не только разговором о выделе-
нии денег, но и о возврате к ориентирам
ХIХ – начала ХХ века».
Олег Еремеев, заместитель предсе-
дателя комитета Госдумы по труду и со-
циальной политике, подчеркнул, что
благотворительность является одним из
важных элементов социальной полити-
ки. Усиленное внимание к ней в послед-
нее время говорит, по его мнению, о
том, что в России развивается зрелое
гражданское общество. В этом плане
чрезвычайно важна консолидация всех
слоев общества – бизнеса, власти, не-
коммерческих организаций, частных
лиц. С точки зрения предприниматель-
ского сообщества, благотворитель-
ность является важным элементом со-
циальной ответственности бизнеса.
К сожалению, во многом устаревшее
законодательство мешает развитию
этих тенденций. «Сегодня законода-
тельство не является системным, хотя
благотворительность требует комплекс-
ного подхода», – сказал Еремеев.
По словам президента РСПП Алек-
сандра Шохина: «На наших глазах отно-
шение к благотворительности в обще-
стве меняется, но тема социальной от-
ветственности бизнеса не замыкается
на ней. Мы делаем вывод, что социаль-
но ответственная деятельность компа-
ний ведет к повышению их капитализа-
ции, минимизации рисков, в том числе
для инвесторов».
СОБЫТИЕ
Важно ничего не упустить
pg_0004
Как отметила заместитель министра
здравоохранения и социального разви-
тия Российской Федерации Любовь Гле-
бова, стоит учитывать, что благотвори-
тельность не заменяет участия государ-
ства в социальной политике. «Результат,
которого мы хотим добиться – возник-
новение новых механизмов, формиро-
вание грантов, конкурсов – все это
должно быть переведено в область
практической деятельности. Мы пони-
маем, что это вопрос комплексного,
межведомственного участия, – под-
черкнула она. – В связи с этим, следует
поддержать инициативы Общественной
палаты по реализации практических ме-
ханизмов взаимодействия власти, биз-
неса и общества».
Дискуссию вызвал вопрос о пер-
спективах изменения налогового зако-
нодательства в отношении организаций,
вкладывающих свои средства в благо-
творительность. Председатель комитета
Госдумы по бюджету и налогам Юрий Ва-
сильев заострил внимание на необходи-
мости разрабатывать правовые меха-
низмы, внедрять понятие ресурсного ка-
питала, предпринимать тактические ша-
ги, направленные на помощь гражда-
нам, которые в ней нуждаются. Он под-
нял вопрос, связанный с передачей иму-
щества, к примеру, детским домам фи-
зическим лицом, так как при этом возни-
кает необходимость уплаты подоходного
налога. Существует сложность и в пере-
даче денежных средств. Никаких льгот
указанная деятельность не предполага-
ет. «Таким образом, – констатировал Ва-
сильев, – налицо необходимость внесе-
ния изменений в налоговое законода-
тельство, и мы готовы принять активное
участие в этой работе».
В свою очередь, директор Департа-
мента социальной политики и охраны
окружающей среды правительства РФ
Сергей Калашников выразил мнение,
что в благотворительной деятельности
очень важен не только экономический,
рациональный аспект, но и иррацио-
нальный, в связи с чем важно не путать
социальную ответственность бизнеса и
уполномоченных организаций и «веле-
ние души», не требующее налоговых и
иных преференций и льгот. «Налоговые
льготы для благотворителей – это нон-
сенс, – считает Калашников. – Другое
дело, что нужно содействовать их дея-
тельности и поощрять их – например,
предоставлять соответствующим орга-
низациям помещения».
Участники «круглого стола» обратили
внимание на необходимость повышения
эффективности управления средствами,
выделяемыми на благотворительность.
В частности, неоднократно звучало мне-
ние, что требуется развитие института уп-
равляющих компаний в сфере благотво-
рительности. По словам председателя
комиссии Общественной палаты по во-
просам интеллектуального потенциала
нации Ярослава Кузьминова, так как
большинство отраслей и организаций,
являющихся получателями средств от
благотворителей, «привыкли жить впро-
голодь», то эти средства расходуются бы-
стро, в полном объеме, но не всегда эф-
фективно. Управляющие компании при-
званы исправить такое положение дел.
В процессе дискуссии и обмена
мнениями участники «круглого стола»
выработали следующие рекомендации
правительству РФ и Государственной
думе РФ:
1. Принять к рассмотрению инициа-
тивы Общественной палаты РФ по мо-
дернизации действующего законода-
тельства в области благотворительнос-
ти и развитию новых форм взаимодей-
ствия благотворительных организаций и
государства.
2. Организовать обсуждение пред-
ложений Общественной палаты РФ по
внесению изменений в закон «О благо-
творительной деятельности и благотво-
рительных организациях», в Граждан-
ский и Налоговый кодексы с членами ко-
митета по делам общественных объе-
динений и религиозных организаций
Госдумы, представителями профильных
министерств и ведомств.
Материал подготовил
Ярослав Листов
СОБЫТИЕ
Благотворительность – дело общее