– В первую очередь – о больном,
если позволите, Вячеслав Николае-
вич. После вывода войск из Чечни
основная тяжесть борьбы с банди-
тами и террористами легла на спец-
службы и МВД. Уничтожение самого
одиозного бандита – Басаева – это
знаковое событие, и с этим успехом
можно поздравить всех: и Вашу
службу, и нас простых граждан. Ка-
кова сегодня ситуация в Северо-
Кавказских республиках и насколь-
ко удается сегодня ее там контроли-
ровать.
– На Северном Кавказе, важнейшем
для нашей страны, в силу его географи-
ческого и военно-стратегического по-
ложения, регионе, мы столкнулись не с
экстремистскими проявлениями от-
дельных лиц и сепаратизмом локально-
го характера, а с отлаженным механиз-
мом разжигания кризисных очагов рука-
ми международных террористических
структур.
За последние годы мы уже достигли
существенных успехов в борьбе с тер-
роризмом и ликвидация Ш.Басаева,
А.Масхадова и других главарей банд-
формирований яркий тому пример.
Вместе с тем надо сказать, что про-
блема урегулирования ситуации на Се-
верном Кавказе не может быть решена
только силовыми методами. Пока велик
уровень безработицы, пока не нала-
дятся условия для возможности людей
просто достойно жить и работать, мы
не можем говорить о ее решении. Пре-
одолеть этот разрыв, улучшить соци-
ально-экономическую ситуацию на
Кавказе – значит, выбить почву из-под
ног террористов. В борьбу с террориз-
мом должны включиться все общество,
все ветви власти, причем эта работа
должна быть согласованной. Одними
усилиями сотрудников спецслужб, ор-
ганов правопорядка нельзя перело-
мить ситуацию.
В прессе сейчас широко комменти-
руется обращение председателя Наци-
онального антитеррористического ко-
митета Н.П.Патрушева к участникам не-
законных вооруженных формирований,
действующих на территории Южного
федерального округа, вступить в пере-
говоры с представителями местных или
федеральных властей и добровольно
сдаться под гарантии объективного и
непредвзятого рассмотрения обстоя-
тельств их деятельности. Информация,
которой мы располагаем относительно
бандформирований: об их составе, сте-
пени участия конкретных людей в их де-
яниях, о настроениях в их среде, – поз-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Законность, открытость,
служение интересам граждан…
Начиная с выхода в свет первых
номеров, наш журнал регулярно
публикует материалы в рубрике
«Авторитетный собеседник».
Напоминаем, что жанр этих
публикаций – развернутые
интервью по итогам встреч и бесед
главного редактора издания
с авторитетными государственными
деятелями, ведущими политиками,
законодателями, руководителями
всех ветвей власти,
общественными и религиозными
лидерами. И не столько высокий
занимаемый пост собеседника
определяет оправданность той или
иной публикации, сколько в первую
очередь его высокий авторитет
и признание в обществе.
В этом номере на вопросы
С.А. Абакумова отвечает
заместитель директора ФСБ РФ
Вячеслав Николаевич УШАКОВ.
Законность, открытость,
служение интересам граждан…
pg_0002
волила выйти с подобной инициативой.
Из кавказского региона ежедневно при-
ходят сведения о все новых и новых
сдавшихся членах незаконных воору-
женных формирований, число которых
достигло более 300 человек.
Срок этой акции, названной журна-
листами амнистией, продлен по 15 ян-
варя 2007 года. Государство должно де-
лать различие между террористом и че-
ловеком, который, в силу различных, по-
рой не зависящих от него обстоя-
тельств, оказался среди боевиков. Это
обращение позволит, на наш взгляд, из-
бежать новых бессмысленных жертв.
– Не так давно по инициативе на-
шего президента был создан Наци-
ональный антитеррористический
комитет во главе с директором ФСБ
Н.П. Патрушевым. Чем вызвана не-
обходимость именно сейчас созда-
вать подобную структуру, и как ее
создание повлияет на ситуацию в
борьбе с терроризмом в нашей
стране.
– Необходимость создания такой
организации, как НАК – это, к сожале-
нию, реалии нашего времени. Ни одно
государство в настоящее время не мо-
жет гарантировать своим гражданам
полноценной защиты от террористиче-
ской угрозы. НАК является координаци-
онным органом, масштаб его деятель-
ности достаточно широк. Созданный
комитет призван обеспечивать коорди-
нацию деятельности федеральных ор-
ганов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Фе-
дерации и органов местного само-
управления по противодействию терро-
ризму. Комитет является головным ор-
ганом при выработке стратегии и такти-
ки противодействия терроризму. Таким
образом, в России впервые формиру-
ется единая государственная система
антитеррористических мер.
НАК работает всего несколько ме-
сяцев, срок небольшой, но за это время
он активно наращивает усилия. В про-
цессе работы его задачи приобретают
все более значимый и масштабный ха-
рактер. Уверен, что задействованный
им потенциал силовых структур, спец-
служб, различных министерств и ве-
домств позволит решить их качественно
и в полном объеме.
– За последние 15 лет органы го-
сударственной безопасности мно-
жество раз реорганизовывались и
реформировались, что, безуслов-
но, всегда сказывается на эффек-
тивности работы. Насколько квали-
фицированные кадры работают в
Вашей службе сегодня, какой она
стала сегодня.
– Наше ведомство, как и все обще-
ство за этот период переживало труд-
ные времена. Процесс реорганизации
был очень длительным и, думаю, что он
внес определенный существенный не-
гатив в деятельность нашего ведомства.
Но лучшие профессиональные тради-
ции отечественных органов безопасно-
сти все-таки сохранились.
Сегодня ФСБ отвечает целому ряду
критериев, которым должны соответство-
вать эффективные органы безопасности.
Это новая отечественная спецслужба,
соответствующая новой демократичес-
кой форме российской государственнос-
ти. В основе нашей деятельности лежат
защита закона, внепартийность, служе-
ние общенациональным интересам.
В общественном сознании укреп-
ляется позитивное отношение к дея-
тельности ФСБ России и поэтому со-
вершенно естественно, что в послед-
ние годы отмечается повышение пре-
стижа работы в органах безопаснос-
ти. Сейчас значительно увеличивается
число молодых людей, выбирающих
служение государству в качестве ос-
новы своего жизненного пути. Осо-
бенностью профессионального обра-
зования будущих сотрудников являет-
ся его уникальность, позволяющая
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Во время беседы с главным редактором журнала «Признание» С.А. Абакумовым
Родился 28 января 1951 г. После службы в армии работал в комсомольско-молодеж-
ной бригаде арматурщиков. С 1975 года – в органах безопасности Киргизии. Отвечал
за контрразведывательное обеспечение народно-хозяйственных объектов. Затем
служба в разведке. Окончил Ошский пединститут, потом Высшую школу КГБ. С 1987
года руководил контрразведкой в Ошской области, затем одним из областных управ-
лений. Участвовал в Ошских и Афганских событиях. В 1997-м – служба в центральном
аппарате ФСБ. 20 марта 1998 года указом президента России назначен полномочным
представителем президента Российской Федерации в Республике Карелия. В 2000 го-
ду был переведен в Центральный аппарат ФСБ на должность начальника Управления
координации оперативной информации (УКОИ) Департамента анализа прогноза и стра-
тегического планирования (ДАПСП) ФСБ РФ. Осенью 2003 года назначен заместите-
лем директора – статс-секретарем ФСБ РФ. В настоящее время заместитель директо-
ра ФСБ РФ. Генерал-полковник ФСБ, сопредседатель президиума Национального
гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодатель-
ными и судебными органами, кавалер почетного гражданского ордена Алмазный Се-
ребряный Крест «За достойное выполнение служебного и гражданского долга», кан-
дидат политических наук.
У
У
ш
ш
а
а
к
к
о
о
в
в
В
В
я
я
ч
ч
е
е
с
с
л
л
а
а
в
в
Н
Н
и
и
к
к
о
о
л
л
а
а
е
е
в
в
и
и
ч
ч
pg_0003
осуществлять целенаправленное обу-
чение кадров в сфере приоритетных
направлений нашей деятельности, та-
ких, как контрразведывательная дея-
тельность, следствие, охрана госгра-
ницы, информационная безопасность
и т.д. Могу сказать с уверенностью, что
подавляющему большинству наших
сотрудников присущи такие качества,
как профессионализм, высокая нрав-
ственность, патриотизм и гражданст-
венность.
– В своих выступлениях прези-
дент РФ В.В.Путин неоднократно
указывал на то, что сильное право-
вое и демократическое государст-
во в России подразумевает суще-
ствование в нем сильного и разви-
того гражданского общества. Что
еще необходимо сделать сегодня,
на Ваш взгляд, для того, чтобы в
России сформировалось зрелое и
эффективное гражданское обще-
ство.
– Высокоразвитое гражданское об-
щество является основой стабильности
государства и политической системы в
целом. В настоящее время непростой
период воссоздания основ граждан-
ского общества переживает не только
Россия, но и многие другие страны
бывшего «социалистического лагеря».
К числу важнейших политических фак-
торов и условий функционирования и
развития гражданского общества отно-
сится характер его взаимоотношений с
государством. Гражданское общество
формируется в борьбе за демократию
и достигает расцвета только в условиях
демократии. В свою очередь, демокра-
тия может сохраняться и развиваться
лишь на прочной основе гражданского
общества. Они взаимодополняют друг
друга.
В рамках человеческого общества
всегда устанавливались непростые и
исторически изменчивые взаимоотно-
шения между государством и граждан-
ским обществом. Эффективное взаи-
модействие между ними, на мой взгляд,
предполагает сбалансированный взаи-
моконтроль, взаимоограничение и вза-
имопомощь государственных и негосу-
дарственных органов и организаций.
Важно, чтобы деятельность государст-
венных органов всегда была в поле зре-
ния гражданского общества, в то же
время необходимо, чтобы частные инте-
ресы не разорвали живую ткань обще-
ства, чтобы гражданское общество вза-
имодействовало с государством, было
его партнером.
– Вы могли бы сформулировать
основные принципы, на которых
должна строиться деятельность по-
литических партий и общественных
объединений в условиях современ-
ной России.
– Законность, открытость, служение
интересам граждан.
– Вы являетесь одним из руково-
дителей ФСБ, первым и основным
долгом которой является обеспече-
ние национальной и общественной
безопасности нашей страны и ее
граждан. Нуждается ли столь мощ-
ная государственная структура во
взаимодействии с гражданами, их
объединениями, союзами и в чем
может заключаться такое взаимо-
действие. Насколько граждане на-
шей страны помогают сегодня в ра-
боте спецслужб.
– В современных условиях эффек-
тивность деятельности российских
спецслужб и правоохранительных орга-
нов во многом определяется широтой
базы социальной поддержки, уровнем
общественного доверия.
Мы открыты для общества, на посто-
янной основе взаимодействуем с Сове-
том Федерации и Государственной ду-
мой Федерального Собрания Россий-
ской Федерации, различными общест-
венными организациями, информируем
общество о результатах деятельности
ведомства. Руководство ФСБ проводит
регулярные встречи с представителями
ведущих российских печатных изданий и
телеканалов. Большое внимание уделя-
ется работе с заявлениями и обраще-
ниями граждан. У нас работает общест-
венная приемная, большой популярнос-
тью стал пользоваться телефон доверия
ФСБ. В среднем ежедневно принимает-
ся до пятидесяти звонков граждан, при
этом поступает и полезная информа-
ция, представляющая оперативный ин-
терес.
Развить и укрепить связь с граждан-
ским обществом поможет учрежденный
с этого года конкурс на лучшие произве-
дения литературы и искусства о дея-
тельности органов федеральной служ-
бы безопасности. Проведение конкурса
– проверенная временем, хорошо за-
рекомендовавшая себя форма органи-
зации взаимодействия с творческой ин-
теллигенцией. Работа спецслужб – не-
громкая работа. Порой десятилетия
должны пройти, чтобы страна узнала
имена своих героев. В то же время об-
щество, граждане должны знать, чем за-
нимаются сотрудники органов безопас-
ности, это рождает доверие к нам.
– По каким критериям можно оп-
ределить: какая общественная ор-
ганизация, объединение или партия
действительно посвятила себя слу-
жению обществу и стране, и стре-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Во время посещения Карелии В.В. Путиным
pg_0004
мится к конструктивному диалогу с
представителями власти, а какая,
прикрываясь флагом гражданских
свобод и демократических ценнос-
тей, на самом деле ведет явно дест-
руктивную работу.
– Если организация не нарушает за-
кон, ее деятельность не направлена
против общественных интересов, то ее
«полезность» или «вредность» должны
оцениваться не государством, а самим
обществом. Государство не может ре-
шать, что нужно обществу, а что нет.
Иначе это не демократическое государ-
ство и не свободное общество.
– Сегодня уже явно видно, что
под прикрытием неправительствен-
ных и некоммерческих организаций
в ряде стран СНГ – наших ближай-
ших соседей, действовали и дейст-
вуют организаторы всякого рода
«цветных революций», которые, в
конечном счете, направлены на
приведение к власти в этих странах
представителей «правильных демо-
кратий». Существует ли такая опас-
ность в России.
– Думаю, что нет. Я не знаю такой
политической силы, которая была бы
способна организовать что-либо по-
добное в России. Предпосылок к ре-
волюции, то есть к полной смене об-
щественного, экономического и поли-
тического строя, в нашей стране про-
сто не существует. Россия является де-
мократической страной, где всеобщим
голосованием избираются президент,
Дума, региональные законодательные
органы власти. Проведение различно-
го рода акций протеста есть и будет, но
это нормальное явление для свобод-
ной страны.
– Как, по Вашему мнению, долж-
на быть регламентирована деятель-
ность НПО в России, имея ввиду
предотвращение использования
общественных организаций в анти-
государственных целях. Насколько
отражает сегодняшние политичес-
кие реалии в России законодатель-
ство об общественных объединени-
ях и организациях.
– На мой взгляд, принятый закон
сбалансирован и, что самое главное,
направлен на развитие гражданского
общества. Конечно, мы считаем недо-
пустимой ситуацию, при которой неко-
торые организации, финансируемые
из-за рубежа, фактически занимаются
политической деятельностью в ущерб
нашей стране. Таким образом, они ста-
новятся инструментом в руках иност-
ранных государств для достижения их
целей.
Вместе с тем НПО являются обяза-
тельной составляющей высокоразвито-
го гражданского общества, способствуя
более эффективному диалогу между об-
ществом и властью.
Считаю, что взаимодействие непра-
вительственных российских организа-
ций с их коллегами за рубежом в гума-
нитарной сфере, в области соблюдения
экологических стандартов и решении
других важных вопросов, получив пра-
вовую основу, привнесет позитивный
вклад в развитие международных отно-
шений.
– Демократия подразумевает су-
ществование открытого информаци-
онного пространства. Вместе с тем, в
условиях открытого общества и раз-
витых информационных технологий
появились новые возможности для
воздействия на общественное созна-
ние. Этим активно пользуются не-
дружественные для России силы в
так называемом «дальнем и ближнем
зарубежье». Что, со своей стороны,
Ваше ведомство могло бы противо-
поставить подобному воздействию.
– Проводимые в настоящее время
информационные антироссийские кам-
пании в зарубежных СМИ в большей
степени вызваны усилением авторитета
России в мировой политике.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Обмен мнениями на заседании Госдумы РФ
pg_0005
Независимо от конкретных заказ-
чиков информационных акций им при-
сущи общие черты – попытка сформи-
ровать в общественном сознании «не-
гативный» образ России, дискредити-
ровать ее внешне- и внутриполитичес-
кий курс, преувеличить значение и
дать выгодную интерпретацию так на-
зываемым «проблемам». В частности,
о якобы повсеместных нарушениях
прав и свобод граждан, интеллектуаль-
ном пиратстве, неэффективности сис-
темы образования, сплошной корруп-
ции и т.п.
Интенсивность информационных
атак возрастает в период проведения
различных встреч международного
уровня. Их целью является формирова-
ние у представителей приглашаемых
стран-участниц и мировой обществен-
ности соответствующих мнений, влияю-
щих на принятие решений по обсуждае-
мым вопросам.
Практика показывает, что инициато-
рами конкретных кампаний выступают
финансово-политические круги отдель-
ных государств и транснациональные
компании, которые зачастую боятся
усиления экономической конкуренции
со стороны России.
Серьезную угрозу сегодня пред-
ставляет возможность использования
террористическими организациями
для достижения своих целей компью-
терных атак на информационные ре-
сурсы, проводимых, в том числе с ис-
пользованием или под прикрытием
компьютерных вирусов. По имеющей-
ся у ФСБ России информации, под-
тверждается активизация деятельно-
сти кибертеррористов и преступных
сообществ, направленной на разру-
шение или получение контроля над
информационными ресурсами орга-
нов государственной власти и управ-
ления Российской Федерации, субъ-
ектами хозяйственной и финансовой
деятельности. Причем целью таких
действий является не только нанесе-
ние экономического ущерба, но и
оказание значительного психологиче-
ского эффекта на общество, дискре-
дитация государственных и общест-
венных институтов, конкретных обще-
ственных деятелей.
Так, например, 26 апреля 2006 года
нами зафиксирована комплексная ком-
пьютерная атака на официальный ин-
формационный ресурс Государствен-
ной думы Российской Федерации
www.duma.gov.ru, проведенная с терри-
тории Колумбии, г. Богота. Комплекс-
ная атака длилась более 6 минут, за это
время было осуществлено 1012 попы-
ток проведения различных классов
атак. В случае успеха злоумышленники
могли получить полный контроль над
информационным ресурсом, что могло
повлечь несанкционированное изме-
нение представляемой информации,
замены содержимого ресурса на лю-
бую информацию, в том числе нанося-
щую вред имиджу России и дискреди-
тирующую ее политику.
В течение 2006 года подобные ком-
плексные атаки на официальные инфор-
мационные ресурсы Российской Феде-
рации проводились с территории США
и др. стран.
Для противодействия таким угро-
зам в нашей стране создается общего-
сударственная система мер по преду-
преждению и обнаружению компью-
терных атак на официальные информа-
ционные ресурсы органов государст-
венной власти Российской Федерации.
Они позволяют обеспечивать необхо-
димый уровень информационной бе-
зопасности при использовании сетей
международного информационного
обмена, а также организовывать уго-
ловное преследование киберпреступ-
ников.
Стало нормой, что представители
ведомства на федеральном и регио-
нальном уровнях участвуют в различ-
ных общественных мероприятиях
(«круглых столах», различных конфе-
ренциях и симпозиумах), касающихся
обеспечения безопасности государст-
ва, принимают участие в разработке
комплекса мер, реализуемых органа-
ми власти по недопущению возникно-
вения и развития негативных процес-
сов в том числе, провоцируемых из-за
рубежа.
В этом году вместе с МО, МВД и
МЧС России приступили к реализации
программы по подготовке и обучению
журналистов центральных, региональ-
ных и зарубежных СМИ специфике ра-
боты в «горячих точках».
Эти и другие действенные меры, ре-
ализуемые ФСБ России, направлены на
обеспечение информационной безо-
пасности России.
– Новые вызовы и угрозы между-
народного терроризма в известной
мере входят в противоречие с пра-
вом граждан на свободное получе-
ние и обмен информацией и даже
свободой слова. Возможно ли эф-
фективно вести борьбу с террориз-
мом и не ограничивать при этом
права и свободы граждан или эти
ограничения неизбежны.
– Необходимо четко разграничи-
вать такие понятия, как нарушение прав
и их ограничение. Допустимость огра-
ничения прав человека предусмотрена
Конституцией РФ. В статье 55 прямо го-
ворится, что в той мере, в какой это не-
обходимо в целях защиты основ кон-
ституционного строя, нравственности,
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
В. Ушаков вручает ценный подарок главному герою одного из фильмов
о работе спецслужб Винсену Пересу
pg_0006
здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства,
права и свободы человека и граждани-
на могут быть ограничены федераль-
ным законом.
В СМИ не прекращаются дискуссии
на предмет информирования общест-
венности об обстоятельствах, связан-
ных с какой-либо террористической ак-
цией.
В рамках принятого закона «О про-
тиводействии терроризму» справедли-
вым, на мой взгляд, требованием к
представителям СМИ является требо-
вание того, чтобы публикации в откры-
той печати не препятствовали прове-
дению контртеррористических опера-
ций, не раскрывали сведения о специ-
альных средствах, технических при-
емах и тактике проведения такой опе-
рации, не стали причиной нарушения
прав и законных интересов лиц, пост-
радавших от террористического акта
или участвующих в проведении такой
операции.
Понятно, что задача журналистов –
оперативная подача «горячей» инфор-
мации. Но иногда гонка за «эксклюзи-
вом» приводит к серьезным проблемам.
В таких случаях лучше руководствовать-
ся девизом «Не навреди»!
– Необходимость гражданского
и общественного контроля над дея-
тельностью государственных уч-
реждений и ведомств, за качест-
вом принимаемых ими решений и
их исполнением не подвергает со-
мнению уже никто. Ярким свиде-
тельством тому стало создание по
инициативе Президента и успеш-
ное функционирование Общест-
венной палаты РФ. Как Вы пред-
ставляете себе практическую реа-
лизацию такого гражданского кон-
троля над деятельностью спец-
служб. Насколько эффективна
роль этого нового для нашей стра-
ны института в социально-эконо-
мической и общественно-полити-
ческой жизни России.
– Наша служба заинтересована в
развитии конструктивного диалога с
российским гражданским обществом и
стремится к открытому обмену мнения-
ми по существу проблем безопасности
и защиты прав и законных интересов
человека и гражданина. В мае этого го-
да, по нашей инициативе, состоялась
первая встреча руководства ФСБ с
представителями Общественной Пала-
ты, посвященная обеспечению прав
личности при осуществлении органами
безопасности деятельности по защите
сведений, составляющих государствен-
ную тайну. По итогам встречи достигнута
договоренность о взаимодействии ФСБ
и Общественной палаты, в частности, по
делам, связанным с защитой государст-
венной тайны, осознана необходимость
совершенствования правовой базы в
этой области. Вместе с тем, на органы
безопасности возложены задачи по
противодействию проникновению ино-
странных спецслужб к закрытой инфор-
мации, контролю за соблюдением граж-
данами российского законодательства
в области защиты гостайны. Насколько
такая информация может быть открыта,
она будет открыта. И те сведения, кото-
рые можно доводить до общества, мы
будем доводить, в том числе и через
возможности Общественной палаты. На
мой взгляд, деятельность Обществен-
ной палаты обещает быть весьма эф-
фективной в общественно-политичес-
кой жизни России, поскольку призвана
обеспечить взаимодействие граждан
РФ с федеральными органами исполни-
тельной власти в целях учета потребно-
стей и интересов граждан, защиты их
прав и свобод при разработке и реали-
зации государственной политики.
– Скажите, насколько серьезно
служба в органах откладывает отпе-
чаток на мировоззрении человека и
какое.
– Во-первых, надо сказать, что че-
ловек, решивший связать свою жизнь
со службой в органах безопасности,
должен отдавать себе отчет в том, что
интересы общества для него важнее
его собственных. Это со стороны в
нашей работе можно видеть преиму-
щественно романтику. На самом деле
это тяжелый ежедневный высокоин-
теллектуальный и психологически
сложный труд, успех в котором дости-
гается непросто и не сразу. Нашу ра-
боту в одиночку не выполнишь, она
продукт целого коллектива. Люди,
проработавшие не один год в органах
безопасности, действительно счита-
ют службу своим призванием и готовы
жертвовать ради безопасности своей
страны многим: и свободным време-
нем, и здоровьем, а порой, и своей
жизнью.
– Вячеслав Николаевич, у Вас,
конечно, очень мало свободного
времени, но когда оно появляет-
ся, то чем Вы предпочитаете его
занимать. Расскажите, пожалуй-
ста, о каких-нибудь своих увлече-
ниях.
– Свободного времени конечно же
мало. Вместе с тем, если выпадает та-
кая возможность, выезжаю на охоту.
Люблю посидеть с книжкой, послушать
хорошую музыку или посмотреть инте-
ресный фильм. Как член Фонда под-
держки патриотического кино курирую
производство кинофильмов, рассказы-
вающих о работе спецслужб.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
В редкие минуты отдыха на гусиной охоте в Карелии с главой этой республики С. Катанандовым