– Я впервые вижу человека, ко-
торый все время рисует, это что,
случайность.
– Нет. Для меня это как дышать. Ри-
сую всегда, везде, с самого раннего
детства. Иначе не могу. Без этого ника-
кие другие дела не получаются!
– Зураб Константинович, Вы яв-
ляетесь членом Общественной па-
латы России, каковы, на Ваш
взгляд, ее основные задачи и
функции.
– Что нужно людям. Ответ на этот
вопрос лучше знает тот, кто каждый
день имеет контакт с обществом. Кто
постоянно что-то делает. Я понял, что
нужен закон, регулирующий меценат-
ство и стимулирующий благотвори-
тельность. И, конечно, закон, защища-
ющий авторское право. И эти законы
должны работать не только в России,
но и в Азии, Африке, Америке – со все-
ми, кто будет иметь с нами дело. Да,
конечно, их мышление отличается от
нашего, но мы же не изолированы от
мира! Захотел, скажем, американец
подарить нам картину, субсидировать
наш проект. Должен ли он за это иметь
и у нас какие-то привилегии, как это
происходит на его родине. Безуслов-
но! Но сейчас этого нет. И мы планиру-
ем в ближайшее время вынести этот
вопрос на заседание Общественной
палаты, а потом передать в Государст-
венную думу. Благотворительность
везде получает налоговые льготы, дру-
гие возможности, и будет справедли-
во, если и у нас в стране это правило
заработает тоже.
– И как Вы, художник, собирае-
тесь решать эти чисто юридические
проблемы.
– Я же не один. Я советуюсь с юрис-
тами в Америке, в Англии, в России.
Сначала они сделают свою работу, по-
том мы все обсудим их результаты, про-
чтем, поймем, надо ли что-то менять.
Подобного проекта у нас еще не было.
Может быть, я в чем-то ошибаюсь, и у
нас все в порядке. Поэтому необходимо
разобраться в реальной ситуации, а это
могут сделать только профессионалы.
– А Вы сами.
– Как художник, я тоже могу много
сделать. Надо бороться через искусст-
во, например, против терроризма. И де-
лать это своими средствами.
Когда в средневековой Европе сви-
репствовала чума, то по окончании эпи-
демии в городах ставили памятники –
чумные колонны, посвященные святым-
заступникам. Ставили. Повсеместно! И
люди помнили об опасности, оплакива-
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
Зураб Церетели:
«СМОТРЮ НА МИР ДОБРЫМИ ГЛАЗАМИ»
Знаете, что меня больше всего
поразило при встрече с народным
художником России, президентом
Российской академии художеств,
лауреатом Государственной премии
России, членом Общественной палаты
РФ Зурабом Церетели. Представьте
себе здание Российской академии
художеств, кабинет президента,
Зураб Константинович принимает
посетителей, дает интервью подряд
нескольким журналистам, отвечает на
телефонные звонки и одновременно
рисует. На миг задумался… И перед
нами на бумаге возникла фигурка
нескладного велосипедиста.
Единичка – нос с усиками, ноль –
центр колеса старинного циркового
трехколесного велосипеда.
Присмотрелась – это же Чарли
Чаплин! И странно, и смешно,
и неожиданно, но как похоже!
Не удержалась, спросила:
pg_0002
ли умерших. Так же и я предлагаю через
искусство бороться со СПИДом, как по-
сол доброй воли ЮНЕСКО и автор па-
мятника, посвященного борьбе со
СПИДом.
– В Общественной палате Вы бу-
дете продолжать то, что уже делае-
те посредством своего искусства.
– Искусство и политика – по сути, раз-
ные вещи. Я бы не стал их смешивать. На
Вас хорошо действует красивая музыка,
хороший фильм, спектакль. А в этом за-
ложена философия. Во всем есть фило-
софия, все воспитывает. Вопрос: как.
Первым делом надо восстановить
вежливые формы обращения, такие, как
«спасибо». Ругать последними словами
художника через прессу, в печатных и
других СМИ – это же позор. Надо писать
профессионально. Надо уважать в каж-
дом из нас творца, создателя, понимать
специфику…
– Кстати, о творцах, как, на Ваш
взгляд, обстоит дело с авторскими
правами у нас в России.
– Пока, плохо. Я хочу с помощью
специалистов на юридическом языке
обсудить ситуацию и внести предло-
жения. Авторские права – важнейший
фактор, помогающий становлению
правового государства. Я же устанав-
ливаю свои авторские права в Амери-
ке! Среди скульптур, которые я создал
в разных странах, пять монументов в
США. Первым в 1979 году я установил
памятник, посвященный специальной
Олимпиаде детей-инвалидов. Эти со-
ревнования каждые четыре года про-
водит фонд, созданный семьей Кенне-
ди-Шрайвер. Тогда же Брокпортскому
университету изящных искусств, где я
преподавал живопись, я передал мо-
нумент «Прометей». Моя скульптура
«Добро побеждает Зло» стоит перед
зданием Организации Объединенных
Наций в Нью-Йорке. Этот монумент я
создал тогда, когда США и СССР ре-
шили демонтировать ракеты Першинг-
2 и СС-20. В Америке есть еще статуя
Колумба. Я ее автор. Я являюсь также
автором недавно открытого в амери-
канском городе Байонне (штат Нью-
Джерси) монумента «Слеза скорби»,
посвященного памяти жертв теракта
11 сентября 2001 года. На гранитном
постаменте под стелой нанесены име-
на всех погибших в этот день. Мы
здесь говорили об Общественной
палате, но ведь жизнь шире, чем
любой государственный орган.
Что, на ваш взгляд, надо сделать в
целом в стране, чтобы положение
с гражданскими правами улучши-
лось.
– Больше искусства, песен, радости!
– Собираетесь ли Вы что-то ме-
нять в сфере искусства, став чле-
ном Общественной палаты.
– Безусловно. В первую очередь в
системе подготовки кадров исполните-
лей, технического персонала. Возь-
мем, например, Микеланджело, Клодта
или Родена. Любую их идею надо было
грамотно довести до конца. Кто это
сделал. Ремесленники. А у нас таких
специалистов крайне мало. Значит, на-
до пока не поздно воспитать поколение
мастеров, которое сможет работать по
форме, предложенной скульптором.
Раньше были и техникумы, и ПТУ, и
ФЗУ, где таких людей готовили. Сейчас
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
На торжественной церемонии открытия закладного камня монумента, посвященного борьбе с международным терроризмом. 16 сентября 2005 года, Бэйон,
штан Нью-Джерси, США
pg_0003
всего этого не стало. Мы планируем
создать для этого либо институт, либо
колледж.
Раньше, когда я делал оформление
для наших посольств во многих стра-
нах мира, я брал из России своих ис-
полнителей. И они отлично работали.
Помню, в Бразилии мы поставили сте-
ну. Так все восхищались: «Какой мала-
хит привезли русские». А это был ис-
кусственный материал на основе гип-
са. Со мной мои рабочие трудились по
много лет. Еще со времени, когда я де-
лал детский комплекс в Адлере. А что
сегодня.!
– Будете ли Вы, работая в Обще-
ственной палате, помогать продви-
жению в искусстве молодых худож-
ников.
– Я этим давным-давно занимаюсь,
и до Общественной палаты тоже. У нас
есть художественный лицей, Суриков-
ский институт, мы развиваем молодые
таланты, обучаем!
А для того чтобы решить наши на-
сущные проблемы, надо воспитать
поколение профессионалов. Во всех
областях деятельности. Не надо ждать
и просить «Дай!». Надо самим доби-
ваться.
– Знаю, что в последнее время
Вы показали свои персональные
выставки во многих регионах Рос-
сии. Какое у Вас ощущение от та-
мошней жизни.
– Я в полном восторге. Там меня
окружает такая доброта, интерес, под-
держка! Самое интересное и важное
для меня – это встречи с людьми, с
моими зрителями. Кроме Москвы и
Санкт-Петербурга у меня были выстав-
ки в Ульяновске, Пензе, Туле, Липецке,
Ярославле, Тамбове, Вологде, сейчас
в Белоруссии – в Минске и Витебске.
Разнообразная природа, замечатель-
ные музеи и памятники архитектуры,
бережно охраняемые и восстанавли-
ваемые. Чистые, ухоженные города.
Люди живут достойно и спокойно. Они
радуются!
– Как Вы думаете, какое будущее
ожидает Россию.
– Блестящее будущее! У нас все бу-
дет замечательно! Уже хорошо. Надо
только смотреть на жизнь добрыми гла-
зами. Я, как художник, это прекрасно
чувствую.
Елена ГРИГОРЬЕВА
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
З.К. Церетели на строительстве монумента «Слеза скорби», посвященного памяти погибших 11 сентября
2001 года. Июнь 2006 года