СГА – первый российский
мегауниверситет
Современная гуманитарная академия была образована в 1992 го-
ду. В ней обучается более 170 тысяч студентов из 15 стран мира.
Образовательная сеть академии составляет более 800 учебных
центров. Такие масштабы деятельности стали возможны благо-
даря внедрению высокотехнологичной системы дистанционного
образования, разработанной большим коллективом ученых под
руководством М.П. Карпенко.
Отличительной чертой СГА стало невиданное ранее широкое при-
менение комплекса информационных и телекоммуникационных
технологий. С их помощью обеспечивается организация учебной
деятельности студентов, контроль усвоения знаний, управление
учебным процессом. Академия первой из российских вузов при-
менила трансляцию образовательного контента с помощью спут-
ников связи. Первой в России она прошла официальную проверку
готовности к дистанционному обучению в полном объеме.
В СГА работают более 350 докторов и 400 кандидатов наук, в том
числе шесть действительных членов и членов-корреспондентов
Российской академии наук. Лекции студентам читают ведущие
профессора Москвы, Санкт-Петербурга и Кембриджа. Осуществ-
ляется полный цикл обучения: бакалавриат – магистратура – ас-
пирантура.
Академия занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Этого она удос-
тоилась за создание образовательной телевещательной компа-
нии. Спутниковое телевидение СГА ведет круглосуточные пере-
дачи для всей России и еще на десять стран мира. Общая ауди-
тория канала СГУ-ТВ достигает 8 миллионов человек. В мегау-
ниверситете накоплен огромный опыт по проведению телемара-
фонов и телеконференций с участием видных государственных
деятелей, политиков, ученых, известных представителей куль-
туры и искусства.
СГА располагает богатой цифровой библиотекой образователь-
ных ресурсов. Ее фонд составляет 1 миллион 300 тысяч наиме-
нований. В СГА выходят газеты «Современное образование» и
«Старшеклассник», издается семь журналов и дайджестов, се-
рия книг «Антология гуманитарных наук».
В 2003 году СГА включилась в болонский процесс. Теперь все вы-
пускники академии получают приложение к диплому, оформлен-
ному в соответствии с правилами международной системы ECTS.
СГА – единственный российский вуз, ставший соучредителем
глобальной сети мегауниверситетов (Global Mega University
Network – GMUNET). Эта организация организует практическое
взаимодействие крупнейших учебных заведений планеты, чтобы
совместно создавать качественные образовательные ресурсы,
транслировать по всему миру лучшие учебные программы.
«Знания для справедливости» – таков девиз академии. Он под-
черкивает миссию СГА: обеспечить доступ к качественному выс-
шему образованию всем, кто в нем нуждается, вне зависимости
от места нахождения и степени мобильности обучающегося.
ЮБИЛЕЙ
Оставить след в истории…
Слова эти, на первый взгляд
высокопарные, подчас очень
точно характеризуют человека.
Михаил Петрович Карпенко как
раз из тех, чей след останется
и в науке, и в образовании,
и в истории нашей страны.
Известный ученый, разработчик
скоростных методов
строительства
трансконтинентального
газопровода Уренгой – Помары –
Ужгород, основатель и ректор
крупнейшего российского вуза –
Современной гуманитарной
академии. В октябре сего года
М.П. Карпенко отметил
70-летний юбилей.
Н
О
ВАТО
Р
pg_0002
О
ни даже родились в один день.
Они – это Михаил Карпенко и
главное детище его жизни, Со-
временная гуманитарная академия. При-
чем если в этом году круглая дата у ректо-
ра, то в следующем 15-летний юбилей от-
метит СГА. В начале 90-х вузы в нашей
стране появлялись один за другим. Про
некоторые уже забыли. Другие действуют
и поныне. Но размеров мегауниверситета
достигла только СГА. И это не погоня за
«валом», а грамотно реализуемая страте-
гия развития высокотехнологичного вуза.
Когда академия делала первые свои
шаги, мало кто верил в столь стремитель-
ный взлет. Один пример. Шел 1993-й.
Карпенко открыл первые шесть филиалов
нового вуза. В то время у него наладилось
тесное сотрудничество со Школой эконо-
мики из Утрехта. И вот на каком-то меро-
приятии Михаил Петрович сказал, что че-
рез несколько лет будет открыто 200 фи-
лиалов. Голландский профессор Ханеберг
парировал: «Неправда. У Карпенко сей-
час шесть филиалов, и двухсот никогда не
будет. Не верьте ему». Михаил Петрович
ответил: «Посмотрим». И оказался прав.
Люди, близко знающие Михаила Пет-
ровича, утверждают, что у него какой-то
провидческий дар. Он словно опережает
реальное время, заглядывает в настоя-
щее из будущего. Когда Михаил Петрович
Карпенко основал Современную гумани-
тарную академию, ему было 56 лет. Зва-
ния, награды, авторитет – всего этого у
него хватало. Но он начал с нуля. Вопрос:
зачем ему это было нужно. Азарт, безрас-
судство или, наоборот, точный расчет.
Правда, сам Михаил Петрович утвержда-
ет совсем другое: «Нужда заставила».
В тот момент М.П. Карпенко возглав-
лял кафедру организации строительства в
Центральном межведомственном инсти-
туте повышения квалификации руководя-
щих работников и специалистов строи-
тельства. Строительные министерства –
их тогда было много – в плановом поряд-
ЮБИЛЕЙ
Игорь Михайлович Ильинский
Президент Национального союза негосу-
дарственных вузов, ректор Московского
гуманитарного университета
Я очень высоко ценю Михаила Петровича
как личность. Считаю, что это очень мас-
штабный человек, мыслящий глобальными
категориями пространства и времени, по-
нимающий современные требования, а,
лучше сказать, формирующий и определя-
ющий своим интеллектом, своим творчест-
вом это самое время. Время (социальное,
во всяком случае) и есть человек. Такие лю-
ди, как Карпенко, определяют его, по ним
нужно делать вывод, что такое современ-
ный мир.
Карпенко – удивительно целостная и в тоже
время очень сложная личность. Это много-
гранный, умный, глубоко образованный,
чрезвычайно энергичный, очень настойчи-
вый в достижении поставленных целей че-
ловек. Я отношусь к нему с глубочайшим
уважением и абсолютно уверен, что свой
юбилей он должен встречать с чувством
глубокого удовлетворения. У профессора
Карпенко огромное количество разного ро-
да наград, говорящих о том, что это выдаю-
щийся человек, гражданин и обществен-
ный деятель. Знаю, у него много планов.
И я уверен, что он сохранит свою энергию
на долгие годы, и мы еще много раз услы-
шим о нем и о делах Современной гумани-
тарной академии.
Родился в Москве 15 октября 1936 года. Получил два высших образования,
окончив Московский институт инженеров геодезии и картографии (1960 г.) и
Московский институт нефтехимической и газовой промышленности (1966 г.).
В советский период М.П. Карпенко состоялся как авторитетный специалист в
области строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводов, баз и
хранилищ. Защитил кандидатскую (1972 г.) и докторскую (1982 г.) диссертацию
по строительству магистральных трубопроводов. За разработку и внедрение
методов поточно¬-скоростного строительства трансконтинентального газопровода
Уренгой – Помары – Ужгород был награжден Государственной премией СССР в
области науки и техники (1984 г.).
С 1988 года основная работа М.П. Карпенко переносится в сферу образования. Он
становится заведующим кафедрой Центрального межведомственного института
повышения квалификации руководящих работников и специалистов
строительства, получает звание профессора.
В новой России М.П. Карпенко создает в 1992 году высшее учебное заведение
принципиально нового типа – Современный гуманитарный университет (ныне
Современная гуманитарная академия – СГА). По сей день деятельность М.П.
Карпенко неразрывно связана с развитием и совершенствованием этого
уникального вуза. Под его руководством к 2002 году СГА вошла в десятку
крупнейших университетов мира, а в России, СНГ и Европе она стала самым
большим вузом. СГА – первый российский мегауниверситет, то есть
образовательное учреждение, в котором обучается не менее 100 тысяч студентов.
М.П. Карпенко награжден орденами и медалями Советского Союза и Российской
Федерации, высокими знаками отличия общественных организаций, удостоен
премии правительства Российской Федерации в области образования за 2000 год.
В 2005 году профессор Карпенко стал победителем всероссийского конкурса
«Лидер в образовании».
Многие российские и зарубежные академии приняли профессора М.П. Карпенко в
действительные члены. Им опубликовано около 200 научных трудов, сделано
шесть изобретений. Михаил Петрович является членом Межгосударственного
комитета СНГ по распространению образования и образованию взрослых,
сопредседателем Партии социальной справедливости. Он – кавалер Золотого
почетного знака «Общественное признание», многие годы входит в руководящие
органы общественного самоуправления таких авторитетных общественных и
некоммерческих организаций как Независимая организация «Гражданское
общество», Национальный фонд «Общественное признание» и Национальный
гражданский комитет по взаимодействию с правоохранительными,
законодательными и судебными органами.
М
М
И
И
Х
Х
А
А
И
И
Л
Л
П
П
Е
Е
Т
Т
Р
Р
О
О
В
В
И
И
Ч
Ч
К
К
А
А
Р
Р
П
П
Е
Е
Н
Н
К
К
О
О
pg_0003
ке повышали квалификацию своих сотруд-
ников. В институте учились главные меха-
ники, главные инженеры, управляющие
трестов и т.д. Когда эти министерства бы-
ли расформированы, все в одночасье
рухнуло. Встал вопрос, как выживать даль-
ше. Родилась идея создать вуз. Опыт пре-
дыдущей работы с людьми взрослыми по-
казывал, что у них пониженная способ-
ность к усвоению новых знаний. Поэтому
стали экспериментировать с производст-
вом слайд-лекций, обучающих компью-
терных программ. Понимали, что за этим
будущее.
Понимали также и то, что существую-
щие традиционные вузы внедрять иннова-
ционные технологии спешить не будут.
Ведь приспособить двигатель внутренне-
го сгорания к телеге нельзя. Как скрипела,
так и будет скрипеть. Нужен принципиаль-
но новый, современный вуз, основанный
на новой дидактике, новых методиках пре-
подавания, новых технологиях. Не случай-
но родилось и его название – Современ-
ный гуманитарный университет. Главное
слово – «современный».
СГА продолжает оставаться совре-
менной, занимая лидирующее положе-
ние среди российских вузов, использую-
щих дистанционные образовательные
технологии. Это единственный в России
вуз полнообъемного дистанционного об-
разования. Спутниковый образователь-
ный телеканал СГА смотрят во многих
странах мира. Только здесь освоено про-
мышленное производство учебных про-
грамм. В этом процессе задействованы
сотни людей. Учебный контент постоянно
обновляется. В месяц СГА выпускает бо-
лее 150 видео-лекций. Здесь созданы
тысячи обучающих компьютерных про-
грамм. Рабочие учебники СГА давно име-
ют «хождение» за пределами Академии.
Разработка учебных курсов ведется луч-
шими в своей области специалистами.
Причем не только российскими. Важным
шагом на пути расширения международ-
ной деятельности стало подписание со-
глашения с Всемирным банком. В соот-
ветствии с ним Академия вошла в учеб-
ную сеть глобального развития Всемир-
ного банка. Это дало возможность при-
влечь к сотрудничеству виднейших уче-
ных мира.
Для ректора с самого начала было
очевидно, что одна из главных проблем,
которую надо решить при создании мега-
университета, – это проблема управле-
ния сотнями и тысячами учебных центров,
разбросанных на гигантских территори-
ях. Традиционные методы управления ву-
зом в этом случае не применимы. И здесь
ректору очень пригодился опыт органи-
зации управления производством. Имен-
но этой теме была посвящена докторская
диссертация М.П. Карпенко. Различные
системы управления подходят для раз-
личных организаций или разных этапов их
развития. Две самые общие схемы – еди-
ноначалие и коллективные методы управ-
ления. В экстремальных условиях, напри-
мер, в армии подходит только единонача-
лие. Даже Наполеон говорил, что лучше
во главе армии иметь одного дурака, чем
ЮБИЛЕЙ
Ректор СГА М.П. Карпенко подписывает Великую хартию университетов, включая СГА в болонский про-
цесс (Болонья, Италия,16 сентября 2003 г.)
Олег Леонидович Кузнецов
Президент Российской академии естест-
венных наук, ректор Международного
университета природы, общества и чело-
века «Дубна»
Современная гуманитарная академия – од-
ним из самых ярких представителей него-
сударственного сектора российского обра-
зования. Академия сочетает многогранные
образовательные программы, современ-
ные технологии передачи знаний и научную
деятельность РАЕН считает и перспектив-
ным, и плодотворным взаимодействие с
СГА. В современной России немного таких
организаций. Современная гуманитарная
академия стала ведущим центром по обес-
печению доступа людей к высшему образо-
ванию. Она использует «индустриальные»
методы обучения, ориентируясь в основ-
ном на массового студента. А эта социаль-
ная функция чрезвычайно важна.
В создании академии и выводе ее на проект-
ную мощность огромная личная заслуга рек-
тора. Михаил Петрович Карпенко подобрал
творческую команду, где есть и прекрасные
ученые, и менеджеры, и экономисты, и мето-
дисты в области технологий образования. То,
что было сделано им и его коллективом, с
моей точки зрения, моральный подвиг.
Когда мы увидели уровень преподавания и
технического обеспечения образовательно-
го процесса в Современной гуманитарной
академии, то приняли решение, создать на
базе СГА Отделение дистанционного обра-
зования Российской академии естествен-
ных наук. Нужно сказать, что президиум
РАЕН не ошибся в выборе. Это отделение
работает весьма успешно. В его состав вхо-
дят достойные ученые, занимающиеся на-
сущными вопросами развития технологий
дистанционного образования. Но СГА не за-
мыкается только на дистанционном обуче-
нии. В Академии проводятся серьезные на-
pg_0004
двух умных. В большинстве вузов приме-
няются коллективные методы управле-
ния. В стабильную пору их развития они
эффективны, так как коллективный разум
сильнее единоличного. Но СГА, по ут-
верждению М.П. Карпенко, еще на пути
становления. Потому здесь эффективнее
единоначалие.
Для того чтобы его реализовать, СГА
разработала уникальную систему авто-
матизированного администрирования
вузом – «Луч». Она в десятки раз эффек-
тивнее систем контроля учебного про-
цесса в традиционных вузах. «Луч» учи-
тывает более 1500 различных парамет-
ров информации, формирует подроб-
нейшее досье каждого студента. Резуль-
таты экзаменов, зачетов, тестирования
из любого учебного центра оперативно
передаются в Московский центр СГА.
Автоматически составляются приказы о
переводе на следующий курс, допуске к
экзаменам, итоговой аттестации и т.д.
Говорить о себе Михаил Петрович не
любит. Не выносит и дифирамбов в свою
честь. На вопросы, касающиеся личной
жизни, отвечает лаконично. Родился в
Москве. 1936-й год – знаковый в истории
нашей страны. Отец Михаила Петровича
был расстрелян. Мать арестовали. Две-
надцать лет она провела в так называе-
мом АЛЖИРе – Акмолинском лагере жен
изменников родины. Хотя осудили ее на
восемь лет, отсидела 12. Четыре года ее
просто не выпускали, так как не было при-
каза об освобождении.
Еще одна судьбоносная дата –
1941-й. Чем вспоминается Михаилу Пет-
ровичу Великая Отечественная война. Го-
лодное детство, эвакуация в Киргизию.
Чтобы унять чувство голода, выходил в
огород и ел все, что попадалось на глаза:
морковку, незрелый виноград. Кончилось
дизентерией. Тогда стали лечить голодом.
Поили исключительно рисовым отваром.
Есть же очень хотелось. Поэтому продол-
жал «охотиться» в огороде. «После этого я
дико возненавидел рис, и полжизни не
ЮБИЛЕЙ
Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко приветствует победителей олимпиады по русскому язы-
ку, проведенной СГА в Чеченской Республике
учные исследования для разных отраслей.
Мы не раз встречались с Михаилом Петро-
вичем и на территории Современной гума-
нитарной академии, и на территории Меж-
дународного университета природы, обще-
ства и человека, который я имею честь воз-
главлять. Мне бы хотелось отметить не-
сколько черт характера Михаила Петрови-
ча. Первое, что я оценил в результате обще-
ния ним, – его широкую эрудицию. Я счи-
таю, если «технарь» так прекрасно владеет
гуманитарными знаниями, то это резко
возвышает его в обществе. Второе замеча-
тельное качество, которое очень ценю в
людях, – решительность. Далеко не каж-
дый человек, даже очень умный, способен
кардинально изменить ситуацию вокруг се-
бя. Карпенко способен. В-третьих, Михаил
Петрович – человек, который готов идти
против течения. В обществе должно быть
определенное количество таких людей, по-
тому что массовое сознание не всегда бы-
вает справедливо. Важно вовремя увидеть
какие-то новые тенденции в развитии об-
щества, сформулировать их и направить
общество в нужную сторону. У Карпенко
есть такой дар. К тому же он отличается от
многих людей, работающих в образова-
тельной сфере тем, что сочетает в себе глу-
бокий интеллект и большую силу воли. Из
известных мне людей таких немного.
Российская высшая школа знает опреде-
ленное количество великих ректоров. Кар-
пенко – один из таких.
М.П. Карпенко знакомит с образовательными технологиями СГА супругу президента России Л. А. Путину
pg_0005
мог его есть, – вспоминает Михаил Пет-
рович. – Один его запах меня убивал».
Хлеб давали по карточкам. И чтобы
он стоил подороже, в хлеб добавляли
невообразимые дозы сахарина и про-
давали как пирог. А обычного хлеба не
было. Его вкус Михаил Петрович узнал
только в 43-м, когда вернулся в Москву.
«Но в общем-то я был счастлив, – гово-
рит он, – потому что адреналина, серо-
тонина, эндорфина в крови было много.
А это есть гормоны счастья и радости.
Ребенок есть ребенок. Он всегда раду-
ется, двигается, кричит».
Михаил Петрович очень любит детей,
это заметно. У него их двое – сын и дочь.
А еще есть пятеро внуков. Сегодня дети –
Петр Михайлович и Ольга Михайловна –
главные помощники Михаила Петровича в
руководстве СГА. Кстати, история возник-
новения СГА косвенным образом связана
с дочерью Михаила Петровича. После
окончания школы она поступила в Мос-
ковский институт нефтехимической и га-
зовой промышленности. Параллельно
училась в МЭГУ – Московском экстернат-
ном гуманитарном университете. Именно
почерпнутая там идея специализирован-
ных образовательных технологий для экс-
терната стала для М.П. Карпенко отправ-
ной точкой при создании собственного
высокотехнологичного вуза.
На первом месте в числе увлечений
Михаила Петровича – шахматы. Еще он
очень много читает фантастики. Может
быть, такое сочетание интересов и по-
могает ему осуществлять самые смелые
планы, многим кажущиеся утопией. Его
позиция часто идет вразрез с общепри-
нятой. Несколько лет назад проходило
Всесоюзное совещание ректоров. Все
жаловались на недостаток денег, на от-
сутствие государственной поддержки.
Дали слово профессору Карпенко. Он
сказал, что нашу профессуру надо со-
кращать и обновлять. Например, в Аме-
рике по сравнению с Россией количест-
во профессоров в несколько раз мень-
ше. Причем все эти профессора дейст-
вующие, молодые. Представьте себе,
что творилось в этот момент в зале. То-
пот, свист!
Или, например, позиция ректора СГА
в отношении традиционных библиотек.
Михаил Петрович неоднократно говорил,
что эти библиотеки давно устарели, нуж-
ны новые электронные, цифровые библи-
отеки. Многие коллеги такое мнение
М.П. Карпенко считают кощунственным:
«Библиотеки это же светоч знания!» И
тем не менее правота его очевидна. Фи-
зический объем цифровой библиотеки
не сопоставим с размером традиционных
книгохранилищ. Для ее обслуживания не
нужна армия библиотекарей. А с помо-
щью глобальной сети или спутника любой
учебный материал может быть момен-
тально передан в любую точку планеты.
Ровно через год Современная гума-
нитарная академия отметит свой пятнад-
цатилетний юбилей. И ее день рождения
снова совпадет с днем рождения основа-
теля. И так будет всегда. Судьба.
Арсений ЛИСУН-УШАКОВ
ЮБИЛЕИ
Александр Григорьевич
Харитон
Президент Международной академии
информатизации
Наиболее интересным и перспективным в
деятельности Современной гуманитарной
академии является конкретная реализация
новой парадигмы образования, которую
можно сформулировать как «образование
на месте проживания». Ее создание породи-
ло целый спектр образовательных иннова-
ций, включающий в себя системы тестиро-
вания, обучающие компьютерные програм-
мы, методы глоссарного и алгоритмическо-
го обучения, возможность дистанционного
проведения лабораторных работ и опытов.
СГА явилась пионером в области создания
образовательных комплексов, которые
сейчас стали называть мегауниверситета-
ми. Эта идея была предложена и реализо-
вана академией еще несколько лет назад, в
то время как другие вузы России только
обсуждают такую возможность.
Современная гуманитарная академия явля-
ется коллективным членом Международной
академии информатизации. Преподаватели
и сотрудники СГА участвуют в работе МАИ по
исследованию проблем в области образова-
ния, науки и культуры в современном мире.
Ректор СГА М.П. Карпенко - постоянный уча-
стник действующего в МАИ международного
«круглого стола» «Принципы и механизмы
устойчивого развития мирового сообщества
в XXI веке», входил в оргкомитеты по подго-
товке аналитических обзоров МАИ. президи-
ум Международной академии информатиза-
ции, высоко ценя заслуги профессора Кар-
пенко как создателя Современной гумани-
тарной академии и ее бессменного ректора,
учитывая плодотворную научную и организа-
ционную деятельность Михаила Петровича,
наградил его орденом «За заслуги в инфор-
мациологии» I степени.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов: «Дистанционное обучение
в СГА является профессиональным и качественным. Будущее, несомненно, за этой формой обучения,
особенно в сфере непрерывного послевузовского образования»