СОБЫТИЕ
Общественная палата Российской Федерации по инициативе
Комиссии по вопросам социального развития провела
общероссийские общественные слушания на тему: «О стратегии
преодоления бедности в России».
ООН в «Декларации тысячелетия» определила первоочередной целью
развития для мирового сообщества ликвидацию крайней нищеты и
голода среди жителей планеты. Таким образом, признается, что
проблема преодоления бедности имеет международный характер.
Важность задачи преодоления бедности и повышения
благосостояния граждан России выделена в качестве одной из
первоочередных общенациональных задач в ежегодном послании
Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному
Собранию Российской Федерации.
ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ!
pg_0002
СОБЫТИЕ
В
общественных слушаниях при-
няли участие члены Общест-
венной палаты Российской Фе-
дерации, представители общественных
палат субъектов Российской Федера-
ции, исполнительных и законодатель-
ных органов государственной власти,
местного самоуправления, обществен-
ных организаций, профессиональных
объединений, союзов предпринимате-
лей и работодателей, а также ведущие
специалисты научного и экспертного
сообществ России, журналисты и обо-
зреватели СМИ.
В ходе слушаний А.В.Очирова,
председатель Комиссии Обществен-
ной палаты по вопросам социального
развития, обращаясь к слушателям
призвала задуматься над страшными
фактами, когда более 15 процентов –
это официальные цифры, а по некото-
рым подсчетам более 40 и даже более
50 процентов живут за чертой бедности
и, таким образом, не имеют возможно-
сти удовлетворения своих не только ду-
ховных, но и базовых потребностей.
Иными словами они не имеют доступа к
качественному образованию, здравоо-
хранению, благоустроенному жилью, не
могут развивать и реализовывать свой
человеческий потенциал. «Бедность –
это вопрос не только социального уст-
ройства, но и проблема неэффектив-
ной социальной политики, неквалифи-
цированного управления, вопрос поли-
тической воли»,– подчеркнула Алексан-
дра Васильевна.
Говоря об особенностях бедности в
нашей стране, она отметила, что «среди
бедных преобладают лица, не просто
находящиеся в трудовом возрасте, но и
имеющие работу, так называемые новые
бедные». В данную категорию входят ра-
ботники образования, здравоохранения
и работники бюджетной сферы, оплата
труда которых не позволяет им перейти
эту черту. Появилась и еще одна страш-
ная форма – семейная бедность, обус-
ловленная безвозвратным расслоением
общества по нравственно-образова-
тельному признаку, то есть бедность на-
чинает воспроизводить себя.
Эту тему продолжил Михаил Викто-
рович Шмаков, председатель Федера-
ции независимых профсоюзов: «Хрони-
ческая бедность является моральным
проклятьем нашего времени. Никогда
мы еще в глобальном масштабе не бы-
ли свидетелями накопления такого ог-
ромного богатства, в то время как мно-
гие люди продолжают влачить жалкое
существование в условиях бедности и
нищеты. Бедность остается глубоко
укоренившейся и распространенной
реальностью, служит питательной сре-
дой для растущего чувства бессилия и
униженности, она лишает возможности
думать, планировать и мечтать, замыкая
людей в повседневной борьбе просто
за свое выживание. Она создает замк-
нутый порочный круг болезней, сниже-
ние трудоспособности, низкой произ-
водительности труда и укороченной
продолжительности жизни. С ней свя-
зан неудовлетворительный уровень об-
разования, низкая профессиональная
квалификация, непостоянство доходов,
невозможность планирования семьи,
болезни, ранний уход из жизни».
Он также особо остановился на том,
что «критерии бедности не исчерпыва-
ются только денежными доходами. Не
следует забывать о таких компонентах,
как доступность достойного жилища,
образования, медицинского обслужи-
вания, возможность культурного и ду-
ховного развития».
Сергей Александрович Абакумов –
заместитель председателя Комиссии
по вопросам благотворительности, ми-
лосердия и волонтерства Обществен-
ной палаты РФ, председатель правле-
ния Независимой организации «Граж-
данское общество» и Национального
фонда «Общественное признание» об-
ратил внимание собравшихся на важ-
ный механизм, позволяющий обществу
регулировать и успешно решать вопрос
преодоления бедности – благотвори-
тельность, дав ей определение как «не-
зависимому от государства механизму
гражданского общества, подразумева-
ющему добровольную бесприбыльную
деятельность по перераспределению
финансовых, материальных и трудовых
ресурсов в пользу отдельных граждан и
их организаций, то есть частных и кор-
поративных ресурсов в пользу наибо-
лее уязвимых категорий населения и,
соответственно, на благо и на пользу
самого общества».
Говоря о роли благотворительности
в жизни общества, он напомнил, что «в
истории человеческой цивилизации
она всегда была лакмусовой бумажкой
состояния общества, развитости граж-
данского общества. И в этой связи мы
сегодня можем констатировать, что от
уровня развития гражданского общест-
ва зависит, конечно же, и состояние дел
в благотворительности, как в эффектив-
ном инструменте и механизме граждан-
ского общества по реализации соци-
альной политики».
В своем выступлении он выявил
«необходимость разработать четкую
систему мер, а еще лучше стратегию
развития благотворительности, которая
как раз и могла бы стать неразрывной
составной частью национальной стра-
тегии преодоления бедности в России».
«Только все вместе мы можем подо-
брать ключ к решению этих проблем. Го-
сударство здесь в одиночку ничего сде-
лать не сможет, – особо подчеркнул
Сергей Александрович.
На слушаниях рассмотрены вопро-
сы взаимодействия органов власти
всех уровней и органов местного само-
управления с общественными органи-
зациями в выработке совместной стра-
тегии преодоления бедности, нищеты и
отчуждения.
B процессе обсуждения участники
слушаний выработали следующие ре-
комендации.
Считать первоочередной задачей
социально-экономического развития
страны необходимость формирования
стратегической Концепции развития
социальной сферы государства, вклю-
чающей в себя формирование страте-
гии преодоления бедности в Россий-
ской Федерации:
1. Принять предложение о еже-
годном проведении слушаний по теме:
«О стратегии преодоления бедности в
России», которые являются мониторин-
гом общественного мнения оценки эф-
фективности реализации национальных
программ, направленных на повыше-
ние жизненного уровня граждан.
2. Указать на необходимость
разработки комплексной системы со-
циальных стандартов для обеспечения
гарантий доступа населения к социаль-
ным услугам, создания условий для
развития человеческого капитала и ре-
шения проблемы прекращения процес-
са воспроизводства бедности.
3. Указать на необходимость
разработки системы мер по преодоле-
нию бедности трудоспособного насе-
ления, прежде всего путем повышения
заработной платы и создания условий
для развития предпринимательской
инициативы, в том числе:
Определить и законодательно за-
крепить «распределение» социальной
ответственности между государством,
pg_0003
бизнесом и человеком за предельно
допустимый уровень жизни через сис-
тему государственных социальных ми-
нимальных стандартов. Основополага-
ющим в системе социальных стандар-
тов признать стандарт минимальной оп-
латы труда не ниже величины законода-
тельно установленного прожиточного
минимума трудоспособного человека и
законодательно установить его с января
2007 года с последующим (в соответст-
вии с установленной программой) пе-
реходом на уровни минимальной опла-
ты труда, обеспечивающей воспроиз-
водство рабочей силы.
4. Восстановить систему страхова-
ния рисков утраты заработной платы в
соответствии с положениями Междуна-
родной организации труда.
Определить политику занятости
населения, эффективную с позиции ра-
ботников, предпринимателей и государ-
ства, – политику, ориентированную на
исключение вынужденной безработицы
и достойной поддержки безработных,
адекватную современной ситуации, с
учетом процессов глобализации, факто-
ра вступления России в ВТО, растущего
потока иностранной рабочей силы в ус-
ловиях слабой политики в области ре-
шения проблем демографии.
Признавая значимость развития
социального партнерства в сфере тру-
довых отношений, повышения их эффек-
тивности с точки зрения искоренения
бедности работающих, а также, оцени-
вая их как проявление становления
гражданского общества, необходимо
исполнительной власти повысить ответ-
ственность за соблюдение этих принци-
пов и исполнение договоров и соглаше-
ний в системе социального партнерства,
усилить роль исполнительной власти,
как стороны социального партнерства, в
пропаганде его принципов.
Предложить правительству Рос-
сийской Федерации рассмотреть воз-
можность восстановления Министерст-
ва труда, ориентированного на реше-
ние проблем развития российского
рынка труда, эффективного с точки зре-
ния работников, экономики и государст-
ва, рациональное использование трудо-
вых ресурсов,. приумножение человече-
ского и социального капитала.
Правительству Российской Феде-
рации усилить свою контрольную функ-
цию по исполнению трудового и социаль-
ного законодательства, в том числе, по
тем нормам, неисполнение которых пря-
мо влияет на масштабы и глубину бедно-
сти в стране (Трудовой кодекс РФ, феде-
ральные законы: «О прожиточном мини-
муме в Российской Федерации», «О госу-
дарственной социальной помощи»).
5. Предложить провести заседание
правительства Российской Федерации,
посвященное вопросам формирования
стратегии преодоления бедности в Рос-
сийской Федерации.
6. Поддержать систему мер по все-
сторонней поддержке (правовой, эконо-
мической, образовательной, инфраструк-
турной) малого бизнеса, личного подсоб-
ного хозяйства, ремесла, надомного тру-
да, в том числе для безработных, семей с
детьми, для пенсионеров и инвалидов.
7. Указать на необходимость даль-
нейшего совершенствования пенсион-
ной системы с учетом повышения уров-
ня пенсий при отражении трудового
вклада с тем, чтобы заработанная пен-
сия стала гарантией достойной жизни.
8. Создать при Общественной палате
Российской Федерации рабочую группу
по развитию прогрессивных финансовых
механизмов преодоления бедности, с
включением в ее состав представителей
микрофинансовых и кредитных органи-
заций, общественных организаций и
объединений предпринимателей.
9. Признать необходимость обеспе-
чения развития механизмов частно-го-
сударственного партнерства, позволяю-
щих объединять средства государства и
бизнеса для осуществления социальных
инвестиций, а также привлекать негосу-
дарственные организации для совмест-
ной разработки и реализации программ
сокращения бедности на условиях госу-
дарственного социального заказа, со-
циальных грантов и в иных формах.
10. Поддержать разработку и созда-
ние механизмов общественного контро-
ля в решении проблемы бедности с учас-
тием институтов гражданского общества.
11. Предложить разработать нацио-
нальную программу по преодолению
бедности среди социально уязвимых
слоев населения, как приоритетный
проект, основанный на взаимодействии
государственной власти, бизнеса и об-
щественного сектора.
Ярослав Листов
СОБЫТИЕ
В президиуме:С. Абакумов, Т. Портнова, С. Колесников, А. Очирова, М. Шмаков, М. Островский, А. Мигранян