– Николай, прежде всего позд-
равляю Вас с результатами по-
следнего чемпионата России. Ска-
жите, ведь участвовать в чемпио-
натах не так легко, и, конечно, это
требует огромных затрат как сил,
так и времени. Как участие в чем-
пионатах отражается на Вашей ра-
боте.
– Спасибо за поздравление. Вооб-
ще чемпионаты – это колоссальная
встряска для организма, адреналино-
вый всплеск в кровь. Я считаю, что
любой мастер, который мало-мальски
себя уважает, обязательно должен,
даже скорее обязан участвовать в
конкурсах, иначе он не сможет про-
явить себя и почувствовать азарт про-
фессии. В принципе профессию па-
рикмахера можно разделить на два
лагеря: если обучение и работа в са-
лоне – рутинная, неторопливая, не
требующая затрат, то конкурсы – это
уже проявление всех знаний сразу, в
один маленький момент, это ско-
рость, техника и в меньшей степени
творчество. На конкурсах больше вни-
мания уделяют технике, то есть рабо-
те руками на быстроту и качество.
– Вы постоянно принимаете
участие в чемпионатах Москвы и
России. И сейчас Вы заняли пер-
вое место в номинации «Мужские
мастера – классическая стрижка и
укладка» и второе место в номина-
ции «Мужские мастера – креатив-
ная прическа». Что теперь. Можно
ли спокойно отдохнуть и порабо-
тать или перед Вами уже стоит но-
вая цель.
– Во-первых, у меня был четырех-
летний перерыв перед последним
чемпионатом, ведь с 1999 по 2002 год
я постоянно в них участвовал. Как раз
в этот перерыв я работал в космети-
ческой компании Framesi, у меня по-
явилось немного свободного времени
и вместе с тем ощущение, что я чего-
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
Николай Птицын:
«Моя профессия – мое призвание»
Николай Птицын –
ведущий стилист
салона красоты «Лавр»,
на XII чемпионате
России по
парикмахерскому
искусству завоевал
соответственно I и II
место в двух
конкурсных
номинациях. С 1995
года Николай начал
заниматься
парикмахерским
делом: сначала это был
Московский
художественно-
педагогический
колледж технологии
и дизайна, затем –
работа в салонах
красоты, в
косметической
компании Framesi и
участие в московских и
всероссийских
чемпионатах по
парикмахерскому
искусству.
pg_0002
то еще не сделал. Участвовал, а точки
жирной не поставил, тем более что
последнее время в нашей среде про-
фессиональный уровень требует на-
работки. Хотелось негромко хлопнуть
дверью.
Со стороны теперь, наверное,
можно сказать, что и класс повысил-
ся. Сейчас я многое понял в профес-
сии, в том числе и то, что раньше чув-
ствовал интуитивно, на уровне подсо-
знания. Так сказать, 99 процентов
труда и 1 процент таланта. Это, на-
верное, будет справедливо.
Скажем, когда я участвовал в чем-
пионате пять лет назад – все горело и
пузырилось, кровь кипела, в прямом
смысле. Но сейчас точно могу ска-
зать, что конкурсами должны зани-
маться молодые люди, которых еще
ничего не сдерживает: ни семейное
положение, ни финансовые труднос-
ти, ни бытовые проблемы. Когда есть
свобода и нечего терять, ни за кого не
отвечаешь, тогда и время тратишь не
впустую, и участвовать легче. Любой
мастер хоть раз должен почувство-
вать дух, запах соревнований. Там
нужно поработать так, чтобы в по-
следствии твой титул или имя работа-
ли уже на тебя.
Да, парикмахерское дело захвати-
ло меня полностью. Музыкой, напри-
мер, я занимался в детстве, но так и
не довел это до конца. Занимался
большим теннисом и гольфом, даже в
соревнованиях участвовал. Но, конеч-
но, хочется попробовать что-то свя-
занное с дизайном во всех его прояв-
лениях и что-нибудь экстремальное.
Например, с парашютом прыгнуть.
Сейчас в конкурсах я поставил жир-
ную точку и надо начинать прежде
всего спокойную жизнь. Теперь твор-
ческое удовлетворение пришло. На-
до направлять свои силы на развитие
различных проектов и работу в сало-
не, обучать людей, так как передавая
им свой опыт, ты видишь, что не про-
сто на себя работаешь.
– Парикмахерское искусство –
это сложная, требующая терпения
и мастерства область деятельнос-
ти. Что или кто помог Вам прийти
именно к этому виду искусства.
– Все, можно сказать, получилось
случайно. Никогда не мог подумать,
что буду заниматься именно этим де-
лом, ведь у меня в семье все с техни-
ческим образованием. Стал посту-
пать в институт, но перед третьим эк-
заменом забрал документы. Год я ра-
ботал в различных организациях. И
моя мама спросила, чем я хочу зани-
маться: пойти в армию или учиться.
Тогда я ответил: «Хочу просто рабо-
тать с людьми». Такой человеческий, а
может быть творческий позыв. И мы с
мамой пошли к моему мастеру за со-
ветом. Так я начал готовиться к по-
ступлению в Московский художест-
венно-педагогический колледж тех-
нологии и дизайна. Пришлось пойти
на подготовительные курсы, ведь
первый экзамен в колледже – уже
стрижка. Лето я потратил на то, чтобы
«поставить себе руки». Но с первого
раза поступить все равно не удалось:
если экзамен по стрижке я сдал, то
экзамен по рисунку провалил. И по-
шел на подготовительные курсы уже
при колледже, а затем поступил и еще
два года учился. Московский колледж
дает очень хорошую базу: это и исто-
рия костюма, история прически, исто-
рия искусств – все, что касается твор-
чества. Также нам преподавали бух-
галтерию, косметологию, экономику
и английский язык, ритмику, искусст-
во фотографии и постановку компо-
зиции.
В колледже мой парикмахер на-
правила меня учиться на мужского ма-
стера, тогда, конечно, я не понимал
почему. Теперь, когда я обучаю других,
я понимаю: если идешь на мужского
мастера то, в первую очередь, тебя
учат технике. Если есть техника, то
можно стать любым другим мастером.
Когда в советское время я окончил
колледж, в дипломе было написано
«парикмахер-модельер», высший на
то время разряд. И только потом уже
появились такие слова как «стилист».
Кстати, все звезды, в профессио-
нальном смысле, выпускаются либо
из академии Долорес Кондрашовой,
либо из Московского художественно-
педагогического колледжа техноло-
гии и дизайна.
– Николай, свои секреты рабо-
ты существуют у каждого мастера.
Не поделитесь ли Вы своими сек-
ретами.
– Это, конечно, любовь к своей
профессии. Если любишь то, чем ты
занимаешься, то всегда все будет по-
лучаться. И, наверное, это техничес-
кие секреты. Например, наши семи-
нары в итальянской фирме люди
очень любили именно потому, что мы
не давали им обилие технических тер-
минов. Это просто подавляет людей,
им кажется, что это здорово, но они
ничего не понимают. Любой нюанс
можно объяснить таким способом,
что его никто никогда не поймет. На
своих семинарах я говорю: «Берете и
делаете красиво, объяснить я не могу,
могу только показать». Сначала, ко-
нечно, необходимо выучить элемен-
тарные вещи, помнить о них даже во
сне. Например, вино: когда мы его
пьем, все, что мы знаем, молодое оно
или старое, красное или белое. Но
когда ты углубляешься во все тонко-
сти и по-настоящему оцениваешь бу-
кет, то и вино воспринимается уже по-
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
Награждение победителей XII чемпионата России по парикмахерскому искусству
pg_0003
другому. В принципе в парикмахер-
ском искусстве для человека эти ню-
ансы не имеют значения, но когда ты
их воспроизводишь на нем самом, он
только к тебе и приходит. Делает кто-
то другой – уже волосы лежат по-дру-
гому. Понять почему, они не могут.
– Еще совсем недавно профес-
сию парикмахера воспринимали
просто, не уделяя ей должного вни-
мания. Сейчас – это действительно
искусство. Как Вы считаете, на
сколько в настоящее время разви-
то парикмахерское дело, и какие у
него перспективы развития.
– Сейчас, мне кажется, оно разви-
то на самом высшем уровне. Что каса-
ется последнего чемпионата мира, то
ребята, которые там выступали, пока-
зали высокий класс мастерства. И
сборная России не один раз станови-
лась чемпионом мира. Что будет в бу-
дущем, сказать трудно, самое главное
– не почить на лаврах. А вообще, глав-
ное не столько занять место, сколько
удержать все в таком же стиле. Буду-
щее, надеюсь, будет хорошим.
– Николай, в своей повседнев-
ной работе, какого стиля Вы стара-
етесь придерживаться: классики
или скорее чего-то креативного.
Почему.
– Хотелось бы побольше креатива,
но он относится уже к миру моды, по-
требности скорее консервативные,
классические. Классика хороша, пото-
му что ты растешь как профессионал,
то есть технически. Креатив может се-
бе позволить только тот человек, кото-
рый очень хорошо знает классику. Сна-
чала нужно научиться стричь безупреч-
но «прямо», а только потом уже «кри-
во», и никак не наоборот. Некоторые
люди учатся стричь волосы и сразу де-
лают креатив. Технически правильный
креатив видно. Отличается, когда сде-
лано настоящим профессионалом и
мнимым, думающим, что он в этом
разбирается. Когда немного помахал
руками, чем-то помазал волосы и ска-
зал: «Вот так я это вижу»,– это просто
бездарность. В мыслях креатив может
исходить от кого угодно, но технически
только от профессионала. Так и мы все
в принципе знаем, как построить дом,
но ведь попробуй, построй!
– Иногда бывает, что мнения
мастера и клиента расходятся. Как
Вы поступаете в таких ситуациях.
– Золотое правило: никогда не
спорить с клиентом, не навязывать
свое видение и понимание. Надо сде-
лать так, чтобы и тебе понравилось и
клиенту, и по всем остальным параме-
трам подошло. Честно говоря, за де-
сять лет мое мнение с мнением кли-
ента никогда не расходилось. Я при-
нимаю человека таким, какой он есть,
и пытаюсь осторожно изменить то,
что я считаю нужным. Самое главное
понять человека и найти общий язык.
Ведь к любому нужно относиться
этично. Я могу сделать прическу, и
все будут говорить, что она ему идет,
но это не будет хорошо смотреться до
тех пор, пока сам человек не будет
чувствовать себя комфортно.
После пяти-шести лет я начал фи-
лософски подходить к работе. Когда
общаешься с человеком, ты не только
станок по отрезанию волос. Пред-
ставьте, скульптор – это профессио-
нал, который работает с материалом.
Он знает все о нем: как этот камень
крошится, какая у него кристалличес-
кая решетка и т.д. И делает все, что
хочет, все, что ему надо. К нам прихо-
дят люди, у которых разное строение
волос, разное социальное положе-
ние, разный цвет волос и, конечно,
разные пожелания. С каждым надо
поговорить, так скажем, вывести на
чистую воду для того, чтобы понять
его внутреннюю сущность. Важно не
как ты воспринимаешь, а как нравится
самому клиенту, важно проникнуться
человеком. Но, в любом случае, ты ра-
ботаешь и для себя самого.
– Думаете ли Вы о работе за
пределами салона. Например, не-
которые люди видят свою работу
во сне.
– Конечно. Если бы она не сущест-
вовала вне салона, я бы этим не зани-
мался. Каждый день ты на работе или в
работе – это понятия разные, но неот-
делимые. Если отработал и ушел – зна-
чит, ты не любишь свою работу. Она не
может приносить радость, она может
приносить удовлетворение, а хобби
приносит удовольствие. Необходимо
не терять ощущение хобби в работе и
работы в хобби. Надо, чтобы все при-
сутствовало, чтобы хобби совпадало с
работой, тогда это идеальное сочета-
ние. Последние семь лет не было ни
дня, чтобы я не брал в руки ножницы.
Так или иначе приходится. И когда такой
день наступает, я просто удивляюсь. Хо-
тя такого практически не бывает.
Профессия – это не только техни-
ческий процесс, все основное идет из
головы. И, конечно, эта профессия тя-
желая. В последнее время модно ста-
новиться парикмахерами. И многие
приходят, просят научить. Но связы-
вать профессию только с ее престиж-
ностью и легкими деньгами, – мираж,
который быстро проходит, а в основ-
ном это тяжелая и кропотливая рабо-
та. И больше, чем у половины, не хва-
тает терпения. Поэтому нужно сохра-
нять терпение и не потерять достоин-
ство и гордость за свою профессию.
– И если Вы не возражаете, во-
прос напоследок. Скажите, парик-
махер, или скорее стилист, – это
призвание или профессия.
– Я думаю, что такие профессии
должны быть призванием. Без при-
звания не будешь любить свою про-
фессию, не будет гармонии, и что-то
всегда будет не так. Все нужно делать
с любовью, без нее нельзя работать,
если в свою профессию вкладывать
душу, это будет уже призвание. Даже,
когда очень сильно устаешь и физиче-
ски и психологически – бросить свое
дело невозможно.
Екатерина Павлова
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
Повседневная работа в салоне красоты «Лавр»