ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
– В 2002 году Вы возглавили
Российский фонд свободных вы-
боров, каким образом Вы его со-
здавали.
– Я не был ни среди организато-
ров, ни среди создателей Фонда, про-
сто меня пригласил Александр Аль-
бертович Вешняков, и предложил
возглавить структуру, одним из орга-
низаторов которой был и ЦИК России.
Я тогда все взвесил, оценил свои воз-
можности, смогу ли я с этой работой
справиться, потом – согласился. И за
четыре года из достаточно хорошей,
но «виртуальной» идеи, выстроилась
солидная, политически не ангажиро-
ванная, реальная, пользующаяся оп-
ределенным уважением организа-
ция, которая работает со всеми участ-
никами избирательного процесса.
– Что Вам помогло справиться с
этой нелегкой задачей.
– Я – человек, приверженный госу-
дарственной службе, всю жизнь рабо-
тал в госструктурах. Правда, получи-
лось так, что я, будучи уже не моло-
дым человеком, был вынужден с
большим трудом адаптироваться к
новым условиям жизни. Шел 1999
год. Мне было 48 лет. Я занимал
должность заместителя директора
федеральной службы, и вдруг оказал-
ся «на улице». Пришлось многое начи-
нать заново. При этом я не отказался
от своих жизненных принципов, не
превратился в объект для манипуля-
ций.
– Что Вы понимаете под словом
«манипуляции».
– Понятно, что руководителя сило-
вой структуры, почти пять лет, с 1996-
го по 1999-й год, занимавшего долж-
ность заместителя директора налого-
вой полиции, прежде всего стали при-
глашать в организации, где бы он мог
использовать свое влияние и возмож-
ности для лоббирования конкретных
финансовых интересов. Но это не
КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ
Наш сегодняшний собеседник, Андрей Станиславович
Пржездомский – человек невероятно одаренный.
Он и историк, кандидат исторических наук, и музыкант,
и писатель – член творческого союза, и художник,
его гравюры украшают написанные им книги,
и член Общественной палаты России,
и руководитель солидного, уважаемого Фонда
pg_0002
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
совпадало с моими жизненными
принципами. Я отказался. Проект
Вешнякова показался мне очень инте-
ресным, живым делом. Нравилось,
что мы независимы от государства,
совершенно не ангажированы каки-
ми-либо политическими силами.
– Вы хотите сказать, что у ва-
шего Фонда нет каких-то полити-
ческих пристрастий.
– НИКАКИХ! Мы работаем с пар-
ламентскими партиями и самыми
разными общественными организа-
циями, со всеми участниками выбо-
ров. Правда, наименование нашей
организации не совсем соответству-
ет содержанию работы. Слово «фонд»
подразумевает функцию аккумулиро-
вания финансовых ресурсов для ре-
шения какой-то задачи, но реально
мы занимаемся чисто практическими
делами. Наша деятельность напоми-
нает в некотором роде работу госу-
дарственной структуры, которая про-
водит целый комплекс различных ме-
роприятий – конференций, «круглых
столов», семинаров, занятий по под-
готовке наблюдателей, «горячих ли-
ний» с избирателями. Наш неболь-
шой коллектив в 2003 году организо-
вал и провел общероссийский Обще-
ственно-политический форум в «Ма-
неже», в котором приняли участие все
политические силы страны, обеспе-
чил подписание Общественного дого-
вора между политическими партиями
и деятельность Наблюдательного со-
вета, развернул активную борьбу с
правонарушающими технологиями в
ходе выборов. И в предстоящих изби-
рательных компаниях Фонд намере-
вается выступить активным организа-
тором объединения конструктивных
общественных сил, в целях обеспече-
ния свободы волеизъявления граждан
на выборах.
– Неужели у вашего Фонда нет
каких-то финансовых накоплений,
значительных денежных ресур-
сов.
– К сожалению, это так. У меня все
время «болит голова» об этом, я не
знаю, где найду средства для выпол-
нения тех задач, которые стоят перед
Фондом. Бюджетных поступлений у
нас нет и быть не может, спонсорские
ресурсы, как правило, просто так не
даются. Если кто-то выделяет средст-
ва, он, как правило, предлагает свою
помощь на каких-то условиях. И тут
возникает опасность потери неанга-
жированности, а зачастую и незави-
симости.
– Какие проекты вы выполняете
сегодня.
– Приведу простой пример, уже из
практики работы нашей антикорруп-
ционной комиссии. Мы только что
сделали маленькую книжечку «Если у
вас вымогают взятку», выпустили ее
стотысячным тиражом, сами готовили
текст. Собрали хороших специалис-
тов. И все это – на общественных на-
чалах. Спрос на брошюру – огромный.
Тем более что раздаем ее БЕСПЛАТ-
НО через общественные организа-
ции. Помогаем людям защищать свои
интересы, в том числе и российскому
малому бизнесу развиваться в циви-
лизованных условиях. Одновременно
На совещании в Центризбиркоме, 2003 год
Родился 2 февраля 1951 года в Москве. 1968–1976 – учеба на историческом факультете.
1981 – окончил аспирантуру, кандидат исторических наук.
1974–1982 – ректорат МГУ, заместитель начальника отдела.
1982–1996 – органы госбезопасности.
1993–1996 – Администрация Президента РФ: сотрудник Управления кадров, заместитель
начальника Управления федеральной государственной службы Президента РФ.
1996–1999 – заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции, заведую-
щий кафедрой Финансовой академии при правительстве РФ.
С 2002 года – исполнительный директор Российского фонда свободных выборов.
Член Научно-методического совета ЦИК России, член Экспертного совета Счетной пала-
ты России, член Общественной палаты РФ, председатель подкомиссии по проблемам
противодействия коррупции.
Член Союза писателей России. Автор книг: «Янтарный призрак» (1997) – документальная
повесть о тайне XX века – Янтарной комнате; «Секретные объекты «W» (1999) – художе-
ственно-документальная повесть о деятельности спецслужб гитлеровской Германии на
завершающем этапе войны, написана по материалам разведки и контрразведки; «Тев-
тонский крест» (2001) – документально-художественная повесть о городе Кёнигсберге;
«Кагэбэшник» (2001) – повествование о малоизвестных исторических фактах 1990-1991
гг. на основании собственных впечатлений; «Выборы в России. Шанс на согласие» (2005)
-издание Российского фонда свободных выборов, иллюстрированный энциклопедичес-
кий справочник «Кёнигсберг – Калининград» (2006) – крупноформатное 800-страничное
издание, главный редактор и автор большинства глав. Кавалер почетного гражданского
ордена Серебряная звезда «Опщественное признание».
Увлекается экстремальным туризмом, рисованием, органной музыкой, видеосъемкой и
видеомонтажом.
П
П
р
р
ж
ж
е
е
з
з
д
д
о
о
м
м
с
с
к
к
и
и
й
й
А
А
н
н
д
д
р
р
е
е
й
й
С
С
т
т
а
а
н
н
и
и
с
с
л
л
а
а
в
в
о
о
в
в
и
и
ч
ч
pg_0003
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
готовим еще одно подобное пособие,
уже по другому вопросу. Сейчас по от-
ношению к гражданам предпринима-
ются чудовищные действия по захва-
ту жилья. С помощью манипуляций, за
спиной человека переоформляются
документы. Есть множество фактов,
когда пропадают люди, а собственни-
ками квартир становятся всякие мо-
шенники и преступники. Жертвы ока-
зываются вышвырнутыми на улицу,
они годами тщетно ищут правду. Из-
даваемая нами вторая памятка долж-
на помочь в борьбе и с квартирными
рейдерами. А издаются эти брошюры
на средства отдельных предпринима-
телей, которые реально демонстри-
руют социальную ответственность
бизнеса.
– Как можно получить вашу кон-
сультацию по выборным вопро-
сам.
– С января 2007 года у нас откры-
вается «горячая линия» связи с изби-
рателями, люди смогут звонить по
многоканальному телефону и полу-
чать квалифицированные консульта-
ции по всем интересующим их вопро-
сам. Приоритет, естественно, будет
отдан проблемам, связанным с выбо-
рами. В июне– августе такие же «го-
рячие линии» открываются и в феде-
ральных округах России. Если возник-
нет непонимание каких-то аспектов
избирательного законодательства,
если будут нарушены права, мы смо-
жем оперативно реагировать на эти
сигналы. У нас имеется прямая линия
связи с Центральной избирательной
комиссией, и всеми избирательными
комиссиями субъектов Российской
Федерации. Надеемся, все это будет
способствовать повышению уровня
свободы волеизъявления, преду-
преждению манипуляций сознанием
избирателей.
– Ваша организация называет-
ся «Российский фонд свободных
выборов». Вы – профессиональ-
ный историк, кандидат историче-
ских наук, приведите, пожалуй-
ста, хотя бы один пример, когда
выборы в какой-то стране мира
когда-нибудь были действительно
свободными.
– Абсолютной свободы никогда ни
в чем не бывает, просто степень не-
свободы может быть разной. Я думаю,
что о выборах можно корректно ска-
зать, что они достаточно честные и
справедливые, если обеспечены де-
мократические процедуры их прове-
дения. Если есть система контроля,
соблюдается законность. Иначе воз-
никает вакуум, появляется произвол,
пропадает уверенность каждого члена
общества в том, что его голос будет ус-
лышан. К сожалению, реальная поли-
тическая практика зачастую не совпа-
дает с этими благими устремлениями.
– На сегодняшний день приня-
ты новые поправки в избиратель-
ное право России, в частности,
снят минимальный порог явки из-
бирателей. Как Вы к этому относи-
тесь.
– На мой взгляд, это попытка опе-
редить реально происходящие про-
цессы в Российской Федерации.
– Но ведь за отмену минималь-
ного порога явки избирателей вы-
ступали и видные юристы, и поли-
тики.
– Да, и в качестве важного аргу-
мента они ссылались на то, что в це-
лом ряде стран, скажем, в США, во
Франции, нет какого бы то ни было ог-
раничения на количество принявших
участие в голосовании. Я сам неделю
тому назад был в Соединенных Шта-
тах. Там, в составе делегации Цент-
ральной избирательной комиссии
России наблюдал весь процесс под-
готовки и проведения промежуточных
выборов в Конгресс. Мне удалось
многое увидеть, так сказать, «пощу-
пать», понять технологии, и я могу
сказать, что в странах, где существует
социально-политическая стабиль-
ность, где есть устоявшиеся демокра-
тические традиции, вопрос о явке не
стоит так остро, как в России.
В США есть две партии, которые
отражают интересы двух крупнейших
групп влияния, но смена одной пар-
тии другою приводит лишь к переме-
не кадрового состава верхней части
чиновничьего аппарата, к очень не-
большому изменению внешней поли-
тики, незначительной корректировке
отдельных аспектов внутреннего кур-
са государства.
– А как обстоит дело в России.
– А в России пока не сформирова-
на многопартийная система, и людям
разобраться в калейдоскопе полити-
ческих сил крайне сложно. Избирате-
ли у нас ориентированы в большей
степени на политические фигуры, они
знают Зюганова, Жириновского, ру-
ководителей «Единой России», Миро-
нова, и через призму отношения к
личности руководителя партии фор-
мируют свои политические пристрас-
тия. Поэтому система партийного
влияния на формирование органов
власти у нас еще не работает.
– А в Америке работает. Разве
там не личности формируют отно-
шение к партии.
– В Америке абсолютно сложив-
шаяся система власти, где существу-
ет имитация соревновательности, ко-
торая реально не влияет на стратеги-
Сопоставление позиций перед выборами в Госдуму
pg_0004
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
ческие элементы развития общества.
На карту не поставлены жизненно
важные для всей страны вещи. Там
существует политическая и социаль-
ная стабильность. И в этом наши по-
литики тоже усмотрели аргумент в
пользу необходимости отмены мини-
мального порога явки, мол, «таким
образом, мы закрепим стабильность
и у нас в стране». Но тут мы «ставим
телегу впереди лошади», ведь реаль-
но Россия пока не пришла к тому
уровню демократии и стабильности,
который надо закреплять, изменяя
закон о выборах. В США уже есть
функционирующая социальная систе-
ма институтов общества, нормальная
экономика – такое положение дел
имеет смысл закреплять, а у нас по
всем позициям есть проблемы. Это не
вопрос политической воли первого
лица в государстве, это – проблемы
всего общества. Мы с трудом преодо-
леваем процесс болезненного «впол-
зания» в новую социально-экономиче-
скую формацию, что объективно тре-
бует времени, и при этом хотим искус-
ственно ускорить темп развития, что,
на мой взгляд, сделать не реально.
Кроме того, существует психоло-
гическая особенность нашего изби-
рателя – с ним всегда перед выбора-
ми работали! Были агитпункты, агита-
торы, населению говорили: «От ваше-
го голоса зависит то, как вы будете
жить завтра. Если Вы лично не приде-
те, выборы могут не состояться…».
Политические партии тоже боролись
за явку избирателей – «ПРИХОДИТЕ,
ПРОГОЛОСУЙТЕ! Сделайте свой вы-
бор!». А тут возникает ситуация, при
которой нам всем говорят, придете вы
или нет – ничего не изменится, выбо-
ры все равно состоятся. Мы говорили
молодым людям: «Вы граждане своей
страны, вы должны пойти, сделать вы-
бор. Вы должны подумать, почитать
газеты, посмотреть телевизор». А
сейчас ничего этого не требуется, по-
тому что каждому скажут: «Не пойде-
те, ну и шут с вами. Никто Вас там
особенно и не ждет». Разве это патри-
отично.
– Нет ли такой опасности, что
при крайне маленькой явке к влас-
ти придут силы, хорошо организо-
ванные, но абсолютно не отвечаю-
щие нуждам всего общества.
– Я вижу тут много опасностей,
да и сценарии могут быть самые раз-
ные. Это и массовый отказ избира-
телей от участия в выборах, и акти-
визация мало значимых групп, кото-
рые смогут перехватить инициативу.
И еще, у нас постоянно звучит во-
прос о ЛИГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ.
Очень важно, чтобы все понимали,
что власть, которая избрана, пред-
ставляет интересы большинства об-
щества. Теперь представьте себе,
что на выборы пришло, скажем, три-
ста человек. Они избрали руководи-
теля. Но в массовом сознании этот
человек никогда не будет восприни-
маться, как полноценный представи-
тель народа, пришедший к власти в
результате соревновательного про-
цесса.
– Поэтому снятие порога явки
ставит в сложное положение са-
мих избранников.
– Здесь многое зависит от личнос-
ти избранного. При сегодняшней сте-
пени коррумпированности власти для
многих главное – оказаться в «завет-
ном кресле».
– Почему Вы в Общественной
палате России возглавили подко-
миссию по проблемам противо-
действия коррупции.
– Я считаю это базовой, стратеги-
ческой задачей на сегодняшнем эта-
пе развития нашего государства. Ес-
ли мы в ближайшие годы не сможем
предпринять решительных мер по
преодолению коррупции, то не смо-
жем эффективно решать никакие дру-
гие, стоящие перед страной задачи!
Ни в социальной, ни в политической
сферах, ни в экономике, ни в области
управления.
– Но тут тоже не все столь одно-
значно, ведь есть такие вещи, как,
например, политическое лоббиро-
вание.
– Дело в том, что коррупция, как яв-
ление, в той или иной мере свойствен-
но любому государственному организ-
му. Абсолютной справедливости нет,
как нет и абсолютной свободы, но речь
идет о масштабах этого явления. Когда
оно уже настолько проникает во все по-
ры государственного механизма, что
он перестает нормально функциониро-
вать, происходит катастрофа. Но, на
мой взгляд, даже на этой стадии болез-
ни, речь в первую очередь должна идти
о превентивных мерах: путь решения
задачи сведения к минимуму вреда от
коррупции лежит прежде всего в меха-
низме кадровых назначений на госу-
дарственные должности. Если система
нацелена только на прямое материаль-
ное лоббирование назначения на кон-
кретные должности конкретных людей,
бессмысленно говорить о победе над
коррупцией. Когда человек сидит в
кресле, на которое он попал не в силу
своих личных качеств, а в результате
неких манипуляций, связанных, напри-
мер, с проплатой денег за эту долж-
ность, либо с поддержкой со стороны
каких-то финансовых групп, то гово-
рить о том, что этот руководитель будет
предпринимать какие-то антикорруп-
ционные меры бессмысленно. Он при-
шел на это место специально для того,
чтобы реализовывать чьи-то финансо-
В рабочем кабинете в Московском доме общественных организаций
pg_0005
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
вые интересы! Поэтому сегодня крае-
угольная задача государства – созда-
ние жестких фильтров в продвижении к
должностям! Чтобы не ходили темные
личности, как это делается сейчас, по
кабинетам, не узнавали кому и сколько
«надо дать», чтобы посадить свой кадр
на какое-то ключевое место.
– Такое безобразие творится
открыто.
– Ну не совсем! Однако все об
этом знают.
– А как Вы предлагаете с этим
бороться.
– Есть конкретные процедуры: на
такую-то должность может быть на-
значен человек, обладающий следую-
щими качествами: профессиональ-
ные такие-то, возрастные – такие,
плюс, конечно, незапятнанность ре-
путации. Надо создавать систему
многовариантной оценки личности,
обеспечивать возможность ВЫБОРА.
– Есть ли в стране опыт такого
честного подбора кадров.
– В бытность мою руководителем
Управления федеральной госслужбы
Президента Российской Федерации
мы создавали такую систему. Выбира-
ли людей по определенным согласо-
ванным критериям. Формировали банк
федерального кадрового резерва.
– И это как-то помогало.
– Приведу пример – работает гу-
бернатор. Он может быть очень хоро-
шим специалистом, никаких претен-
зий к нему нет, но все равно мы долж-
ны иметь как минимум ДВЕ кандида-
туры на его место. Это может быть и
его заместитель, и какой-то другой
человек, скажем, депутат Госдумы, не
важно. Главное, если с губернатором
что-то происходит на его место, из
кадрового резерва приходят подго-
товленные и тщательно изученные
люди. При этом необходимо быть
уверенным, что данный человек по-
явился на данном месте вполне по-
нятным образом, за какие-то вполне
объективные заслуги. Нужна эффек-
тивная система «фильтрации», отбра-
ковки, которая не оставит места кри-
миналу, рвущемуся во власть.
– На словах все хорошо, но
ведь Вы специализируетесь на вы-
борах. Допустим, Вы подготовили
прекрасного человека, честней-
шего, талантливого, а одновре-
менно с ним на выборы идет бан-
дит, за которого отдает голоса
большинство избирателей. Что в
таком случае делать.
– Любой закон, и закон о выборах
депутатов, содержит условия, отсека-
ющие подобные нарушения. Важно,
чтобы эти механизмы были грамотно
отработаны и четко выполнялись. В
1993 году мы занимались подбором
членов Конституционного суда Рос-
сии. На каждую должность было по-
добрано 3-4 кандидатуры. Людей ис-
кали по всей стране. Каждый претен-
дент выходил на Совет по кадровой
политике при Президенте РФ. Этот
совет тогда возглавил руководитель
Администрации Президента, и первый
заместитель Председателя Прави-
тельства. Соискатели выходили на ка-
федру и десять минут рассказывали о
своей программе. Кроме всего проче-
го, в зале сидели психологи, они дава-
ли заключение о том, какое впечатле-
ние на публику производит данный
оратор. И лишь после этого делался
окончательный выбор, и формирова-
лось предложение Президенту.
– У вас достаточно демократич-
ная общественная организация, не
ангажированная политически,
ощущаете ли Вы себя частью
гражданского общества.
– Вопрос довольно сложный. Дело
в том, что само гражданское общест-
во находится у нас в процессе станов-
ления. Этот процесс длительный, его
нельзя искусственно подгонять, но
необходимо создавать благоприят-
ные условия для его становления.
– Что Вы понимаете под «благо-
приятными условиями».
– Надо создавать условия для раз-
вития тех общественных организа-
ций, чья деятельность приносит ре-
альную пользу. Расскажу о нашем
Фонде. Мы – общественная структу-
ра. Бизнесом заниматься не можем.
Должны жить на спонсорские поступ-
ления. Но при этом государство обла-
гает общественные некоммерческие
организации точно таким же налогом,
как и бизнес. Нам переводят средст-
ва, но одна треть их уходит на налоги!
Пятидесятилетие. Вместе с семьей
pg_0006
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
Я, в недавнем прошлом – замести-
тель директора налоговой полиции,
теперь испытываю все эти трудности
на своей шкуре. Мои сотрудники че-
стно работают, они должны вовремя
получать зарплату. Их не беспокоит,
как я достаю деньги, какой процент их
уходит на налоги, меня же порой все
это просто загоняет в угол!
– Но ведь многие обществен-
ные организации реально занима-
ются именно коммерцией.
– Но это можно выяснить. И учиты-
вать, скажем, при начислении нало-
гов. Иначе нынешний хаос с работой
общественных организаций будет
продолжаться. Я принимал участие в
работе конкурсной комиссии Общест-
венной палаты, рассматривающей за-
явки на государственные гранты. Вы
не поверите, были организации, кото-
рые просили грант для организации
банкета в ресторане, на приобрете-
ние иномарки для руководителя! Та-
кие заявки мы, естественно, отклоня-
ли. Все это говорит о еще недостаточ-
ной зрелости наших общественных
организаций, гражданского общества
в целом.
– Что, кроме материальной
поддержки общественных органи-
заций, может сделать для созда-
ния гражданского общества в Рос-
сии Общественная палата.
– Прежде всего выявлять «боле-
вые точки» нашего общества, искать
пути их устранения. Для меня это, не
устаю повторять, – формирование ка-
дрового потенциала государственной
власти, в том числе в системе правоо-
хранительных органов. Не может быть
в системе, охваченной коррупцией,
островков благополучия. Если в ка-
ком-то Тьмутараканске на покупку
должности начальника милиции день-
ги собирают несколько криминальных
структур, понятно чьи интересы этот
начальник будет защищать в этом го-
роде! Какая там будет вестись борьба
с преступностью! Если механизм на-
значения на руководящие должности
не изменится, никакие силовые воз-
действия эффекта не принесут. Кор-
румпированная власть не способна
победить коррупцию!
– Вы не только руководитель
влиятельного Фонда, но и музы-
кант, фотохудожник, писатель.
Расскажите, как Вам удается сов-
мещать в себе столько различных
интересов. Как Вы на все это нахо-
дите время.
– Считаю, и всегда считал, что в
жизни надо иметь много увлечений, и
отдыхать, переключаясь с одного за-
нятия на другое. Я много путешество-
вал. С женой и детьми объехал весь
Советский Союз. Ни разу не были ни в
санатории, ни в доме отдыха. Всю
жизнь фотографирую. Снимаю на ви-
део. Первая камера у меня была еще
механическая, с такой небольшой
крутящейся металлической ручкой.
– А в каком жанре Вы работае-
те, как писатель.
– Мой жанр определить трудно. Ху-
дожественно-документальные повес-
ти, написанные на основе реальных
событий. В юности я увлекался поис-
ками Янтарной комнаты, облазил все
подземелья в Калининграде, был уча-
стником экспедиций. Об этом моя пер-
вая книга – «Янтарный призрак». Она
иллюстрирована моими авторскими
гравюрами. Потом появилась книга о
спецслужбах Германии времен войны
– «Секретные объекты «W». От того
времени я перебросил мостик в совре-
менность. В 1991 году я оказался в гу-
ще событий, происходивших в стране.
Как помощник председателя КГБ Рос-
сии, был свидетелем трагических для
нашей страны событий августа 1991
года, когда на карту ставилась судьба
великого государства, когда каждый
человек проверялся на способность
сохранять честь и достоинство. Так
возникла документальная повесть –
"Кагэбэшник". В этой книге приводят-
ся факты, с которыми мало кто знаком.
– Вы, как историк, уверены в
будущем России при нынешнем
положении дел в стране.
– Конечно! У нашей страны, наших
людей просто поразительный запас
прочности. Если бы эксперименты по-
следних двадцати лет проводились в
другом государстве, я сомневаюсь,
что оно выжило бы, не погибло, сохра-
нило духовные начала нации.
– Есть мнение, что в России се-
годня начался процесс постепенно-
го возрождения. Немало наших со-
отечественников пребывают в ра-
дужном ожидании. Как Вы думаете,
подобные настроения оправданы.
– Мы как-то уж очень легко и при-
митивно восприняли ценностные ори-
ентиры псевдобудущего, взяв грубую
кальку с зарубежных эталонов демо-
кратии. Сегодня «зеленый доллар»
воспринимается некоторыми, как
«икона», но это противоречит нашей
тысячелетней традиции, нашему ми-
роощущению. У нас всегда, испокон
века был идеал бескорыстного служе-
ния Отечеству, и у нас в стране не мо-
жет прижиться другая логика. И не
правильно говорить о нынешних де-
тях, как о «потерянном поколении». Я
вижу, как и в их сознании происходит
перелом, уничтожение фетишей, чуж-
дых России. Впереди тяжелые годы,
но я твердо знаю, что мы преодолеем
многие проблемы, все придет к нор-
ме, правда, боюсь, на это уйдет слиш-
ком много времени. И задача нашего
поколения сделать этот переход мак-
симально безболезненным.
Елена ГРИГОРЬЕВА
На сплаве по горной реке. Сихоте-Алинь. Приморье, 1999 год