ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ
К
омиссия Общественной пала-
ты РФ по вопросам развития
благотворительности, мило-
сердия и волонтерства инициировала
слушания с целью обеспечить «обрат-
ную связь» между представителями
исполнительных и законодательных
органов власти и представителями и
экспертами благотворительного со-
общества для возможной корректи-
ровки законопроекта на этапе его об-
суждения в Государственной Думе РФ.
Законопроект предусматривает
внесение изменений в законодатель-
ство Российской Федерации о регу-
лировании создания, использования
и налогообложения целевого капита-
ла некоммерческих организаций. Го-
ловным разработчиком законопроек-
та является Минэкономразвития Рос-
сии, соисполнителями – Минфин, Ми-
нобрнауки, Минздравсоцразвития и
Минкультуры России.
В слушаниях приняли участие
председатель Комиссии Обществен-
ной палаты Российской Федерации по
вопросам развития благотворитель-
ности, милосердия и волонтерства
Владимир Потанин, президент РСПП,
председатель Комиссии Обществен-
ной палаты Российской Федерации по
вопросам конкурентоспособности,
экономического развития и предпри-
нимательства Александр Шохин,
статс-секретарь – заместитель мини-
стра экономического развития и тор-
говли Российской Федерации Андрей
Шаронов, статс-секретарь – замести-
тель министра здравоохранения и со-
циального развития Любовь Глебова,
руководители некоммерческих обще-
ственных благотворительных органи-
заций и донорских структур.
Основная идея нового закона –
обеспечить комплексный подход к ре-
гулированию процесса формирова-
ния и использования некоммерчески-
ми организациями, в том числе госу-
дарственными и муниципальными уч-
реждениями, имущества, которое мо-
жет служить источником стабильного
дохода указанных организаций, необ-
ходимого для обеспечения их устав-
ной деятельности.
Для этого предлагается ввести по-
нятие целевого капитала, который оп-
ределяется как находящийся в собст-
венности некоммерческой организа-
ции имущественный комплекс, сфор-
мированный за счет пожертвований
благотворителей (вносимых в виде
денежных средств), переданных дан-
ной некоммерческой организацией в
доверительное управление для полу-
чения регулярного дохода, использу-
емого для финансирования деятель-
ности самой некоммерческой органи-
зации (или иных некоммерческих ор-
ганизаций), в соответствии с требо-
ваниями благотворителя, и уставом
некоммерческой организации. При
этом законодательство устанавлива-
ет правила, которые обеспечивают
сохранность такого капитала, исполь-
зование его по назначению и без пря-
мого участия учредителя.
Открывая слушания, Владимир
Потанин отметил, что процесс разра-
ботки законопроекта носит открытый
характер и нацелен на то, чтобы вы-
явить мнения заинтересованных сто-
рон и создать эффективную модель
формирования и использования це-
левого капитала с учетом российских
условий. «На мой взгляд, этот законо-
проект открывает некоммерческому
сектору перспективы стать самодо-
статочным и позволяет надеяться на
то, что можно будет строить более
долгосрочные планы по развитию со-
циальной сферы, – отметил В. Пота-
нин. – С одной стороны, должна уве-
личиться независимость некоммер-
ческих организаций от жертвовате-
лей, а с другой – процесс формирова-
ния и расходования средств на благо-
творительные цели станет более про-
зрачным и понятным для общества.
Все это должно служить укреплению
В Российской академии наук состоялись общественные слушания по законопроекту «О порядке
формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Организаторы
слушаний – Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности,
милосердия и волонтерства и Министерство экономического развития и торговли РФ
Закон о целевом капитале –
новый импульс для развития
благотворительности в России
К
Закон о целевом капитале –
новый импульс для развития
благотворительности в России
pg_0002
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ
авторитета благотворителей и отве-
чать целям законопроекта».
Представляя законопроект, Андрей
Шаронов подчеркнул, что целевой ка-
питал – это новая модель для россий-
ского законодательства, требующая
«обкатки» на практике. С этим связан
ряд ограничений, нашедших отраже-
ние в законопроекте по целям и поряд-
ку формирования целевого капитала.
Например, перечень сфер для исполь-
зования целевого капитала для НКО
ограничивается следующими: образо-
вание, наука, здравоохранение, соци-
альная поддержка и помощь, культура,
искусство, архивное дело. В дальней-
шем этот перечень сможет расши-
риться, считает Андрей Шаронов.
По мнению Александра Шохина, не-
смотря на то, что предложенный зако-
нопроект достаточно консервативен,
главное – запустить его в действие с
тем, чтобы отработать механизм фи-
нансирования НКО и фондов целевого
капитала. «При разработке законопро-
екта была выстроена достаточно слож-
ная, на первый взгляд, конструкция, ко-
торая в то же время позволяет обеспе-
чить прозрачность и контроль за движе-
нием финансовых средств», – подчерк-
нул председатель РСПП. Он также заве-
рил присутствующих, что крупный биз-
нес, вряд ли захочет использовать этот
закон как лазейку для увода денег от на-
логообложения. Крупному бизнесу хо-
чется выстроить долгосрочные отноше-
ния с теми социальными учреждения-
ми, с которыми эти отношения сейчас
строятся на непостоянной или разовой
основе, считает Александр Шохин.
Любовь Глебова выразила свое
удовлетворение тем, что большинст-
во замечаний Минздрава по законо-
проекту были учтены еще при разра-
ботке. Отмечая, что обсуждаемый за-
конопроект является одним из немно-
гих, которые формируются совмест-
ными усилиями власти и общества,
Любовь Глебова пожелала, чтобы и
реализация его также проходила под
совместным контролем власти и об-
щественности.
Активное участие в обсуждениях
приняли представители обществен-
ных организаций. Исполнительный
секретарь «Форума доноров» Наталья
Каминарская в своем выступлении от-
метила новые возможности, которые
с принятием закона появятся у «игро-
ков» на поле благотворительности.
Бизнес сможет системно поддержи-
вать благотворительную сферу. Не-
коммерческим организациям появле-
ние эндаументов позволит планиро-
вать свою деятельность на долго-
срочной основе и реализовывать
больше социально-значимых проек-
тов. «Чтобы использовать эти средст-
ва, НКО должны будут стать более
профессиональными», – считает На-
талья Каминарская. При этом она от-
метила, что самая заинтересованная
в механизме введения целевого капи-
тала сторона – это государство. «Од-
на из главных задач разработчиков
закона – привлечь в социальную сфе-
ру частные средства. Тем самым госу-
дарство сможет разделить ответст-
венность за реформы среди больше-
го круга лиц», – уверена она.
Несмотря на его очевидные плю-
сы, законопроект устанавливает мно-
го ограничений по работе с целевым
капиталом, считает директор про-
грамм в России Международного
центра некоммерческого права Дарья
Милославская. В частности, она вы-
разила обеспокоенность ограничени-
ем перечня сфер использования це-
левого капитала для НКО, хотя пере-
чень направлений, которые в соответ-
ствии с действующим законодатель-
ством признаются благотворительны-
ми, гораздо шире.
Член Общественной палаты, ди-
ректор WWF России Игорь Честин
предложил включить в перечень на-
правлений, которые могут финанси-
роваться за счет средств целевого
капитала, природоохранную деятель-
ность. «В нашем государстве сегодня
невозможно создать федеральную
программу по охране окружающей
среды, так как не осталось ни одного
ведомства, ни одного министерства,
которое могло бы выступить ее заказ-
чиком», – говорит Игорь Честин. Он
полагает, что перечень сфер деятель-
ности для нового законопроекта не
должно формировать правительство,
иначе это будут сферы, приоритет-
ные только с точки зрения государст-
ва. Он предложил внести в рекомен-
дацию слушаний запретительный пе-
речень направлений деятельности
НКО, финансируемых за счет средств
целевого капитала.
Подводя итог слушаниям, Влади-
мир Потанин отметил, что принятие
данного законопроекта создаст новое
пространство для некоммерческих
организаций. «Главное, что к благо-
творительной деятельности привле-
каются широкие слои населения. Мы
возвращаемся к традиции решать
проблемы всем миром», – отметил
председатель комиссии Обществен-
ной палаты.
Высказанные на слушаниях пред-
ложения, рекомендации и заключение
общественной экспертизы придали
мощный импульс законотворчеству.
Благодаря широкой поддержке обще-
ственных некоммерческих организа-
ций законопроект доработан и принят
Государственной думой РФ в третьем
чтении.
Ярослав Листов
В зале слушаний