БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Александр Шохин:
«Слезая с нефтяной
иглы, необходимо добиться нового
качества экономического роста»
Александр Николаевич Шохин, сопред-
седатель Попечительского совета Наци-
онального фонда «Общественное при-
знание», Независимой организации
«Гражданское общество» и Националь-
ного гражданского комитета по взаимо-
действию с правоохранительными, зако-
нодательными и судебными органами,
президент Российского союза промыш-
ленников и предпринимателей, один из
самых уважаемых представителей не
только бизнеса, но и гражданского об-
щества Российской Федерации, поэтому
совершенно не удивительно, что, став
членом Общественной палаты, он был
избран председателем комиссии по во-
просам конкурентоспособности, эконо-
мического развития и предприниматель-
ства. О достижениях палаты за прошед-
ший год, об отношениях бизнеса, обще-
ства и власти, о перспективах развития
РСПП Александр Николаевич рассказы-
вает в своем интервью общественно-по-
литическому журналу «Признание».
pg_0002
– Александр Николаевич, почти
год работает Общественная палата,
можно подвести некоторые итоги.
Какие из ожиданий оправдались, а
какие нет. В чем Вы видите Вашу
основную миссию, как члена Обще-
ственной палаты и как председате-
ля комиссии по вопросам конкурен-
тоспособности, экономического
развития и предпринимательства.
– Общественная палата оправдала
себя уже тем, что состоялась. Это ра-
ботоспособный институт, позволяю-
щий не только корректировать зако-
нопроекты, но и формировать обще-
ственный запрос на решение актуаль-
ных и нередко болезненных и острых
проблем. О разочарованиях говорить,
на мой взгляд, рано. Сначала надо
еще немало сделать, чтобы «замысел
предназначения» палаты воплотился
более полно. Важный резерв для это-
го – повышение уровня профессиона-
лизма в работе комиссий, в том числе
и той, которой имею честь руково-
дить. Надеюсь, что в 2007 году нам
это удастся. Хорошее подспорье это-
му, кстати, Российский союз промыш-
ленников и предпринимателей с его
интеллектуальным потенциалом и ор-
ганизационными возможностями.
– Сейчас время от времени
можно услышать мнение, что Об-
щественная палата – это ненуж-
ный орган, во многом дублирую-
щий законодательные органы вла-
сти (в частности Госдуму), по-
скольку в России отсутствует ре-
ально действующие гражданские
институты, а наши сограждане не
готовы к диалогу с государством, а
бизнес привык заниматься кулуар-
ными переговорами с властью. На-
сколько эти мнения оправданны и
какова роль Общественной палаты
в развитии гражданского общест-
ва в нашей стране.
– Мы в РСПП исходим из того, что
Общественная палата – это доброт-
ный инструмент для публичного про-
движения и защиты интересов биз-
нес-сообщества. На сегодняшний
день этот институт уже реально сло-
жился. И мы намерены всемерно раз-
вивать его потенциал. Если бы бизнес
не видел в Общественной палате ни-
какого смысла, то ни я, ни мои колле-
ги по бюро правления РСПП В.О. По-
танин и М.М. Фридман не взяли бы на
себя руководство работой трех ко-
миссий Палаты.
Конечно, хотелось бы большей от-
дачи с точки зрения влияния на ход
законодательного процесса. Но, во-
первых, определенные результаты
уже имеются. А, во-вторых, будем са-
мокритичны, наша инициатива в на-
ших руках.
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Родился 25 декабря 1951 года в Архангельской области. В 1974 г. окончил экономи-
ческий факультет МГУ им. Ломоносова. В 1974-1982 гг. работал в научно-исследователь-
ском экономическом институте Госплана СССР, научно-исследовательском институте тру-
да Госкомстата СССР. В 1982-1987 гг. – заведующий лабораторией в Центральном эконо-
мико-математическом институте, в Институте народнохозяйственного прогнозирования
АН СССР. 1987-1991 гг. – МИД СССР, помощник министра по экономическим вопросам,
начальник управления международных экономических отношений. В 1991-1994 гг. – за-
меститель председателя правительства Российской Федерации. Занимал пост министра
труда и занятости; министра экономики; председателя Российского агентства междуна-
родного сотрудничества и развития. В 1998 г. – заместитель председателя правительст-
ва Российской Федерации по финансово-экономическим вопросам. В 1994-2002 гг. – де-
путат Государственной думы трех созывов. В этот период – первый заместитель предсе-
дателя Госдумы, руководитель думской фракции «Наш дом – Россия», председатель ко-
митета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. В 2002-2005 гг. –
председатель наблюдательного совета ИГ «Ренессанс Капитал». С 2005 г. – президент
РСПП. С 2005 г. – член Общественной палаты РФ, председатель комиссии Общественной
палаты РФ по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предприни-
мательства. В настоящее время президент Российского союза промышленников и пред-
принимателей, председатель Координационного совета предпринимательских союзов
России, член Общественной палаты РФ. Входит в состав ряда совещательных органов
при президенте РФ и правительстве РФ: член межведомственной комиссии Совета безо-
пасности РФ, Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительст-
ве РФ, Консультативного совета по иностранным инвестициям и комиссии правительства
РФ по административной реформе, председатель совета директоров Агентства инвести-
ций и развития Южного федерального округа.Член совета директоров компании «Лу-
койл». Председатель консультативного совета ИГ «Ренессанс Капитал».Президент Госу-
дарственного университета – Высшая школа экономики. Заведующий кафедрой теории и
практики взаимодействия бизнеса и власти. Глава правления фонда «Бюро экономичес-
кого анализа». Кавалер почетного гражданского ордена Серебряная звезда «Обществен-
ное признание». Доктор экономических наук, профессор. Женат, имеет сына и дочь.
Ш
Ш
о
о
х
х
и
и
н
н
А
А
л
л
е
е
к
к
с
с
а
а
н
н
д
д
р
р
Н
Н
и
и
к
к
о
о
л
л
а
а
е
е
в
в
и
и
ч
ч
В Президиуме общероссийской конференции...
pg_0003
– При недавнем разговоре с од-
ним представителем правозащит-
ников из США услышал такое мне-
ние – мол, главное сейчас для Рос-
сии это вступить в ВТО, влиться в
мировой рынок, устойчиво занять
свое место в системе глобализа-
ции, только тогда под воздействи-
ем рынка в России и сформируется
демократические структуры и
гражданское общество. На Ваш
взгляд, насколько это мнение
обоснованно.
– Я с уважением отношусь к любой
разумной точке зрения. В словах, ко-
торые вы привели, есть и зрелое зер-
но, но присутствует и некий, я бы ска-
зал, избыточный детерминизм. Даже
в условиях глобализации нельзя взять
и импортировать демократические
институты и гражданское общество.
Эту «домашнюю работу» по истории
могут выполнить лишь сами граждане
России.
А ВТО нам нужно прежде всего с
сугубо прагматических соображений.
Бизнесу для успеха показано больше
конкуренции. Это гарантия от эконо-
мического застоя. Но согласитесь,
нелогично по-взрослому играть в иг-
ру, где правила определяют и интер-
претируют другие. Главное сейчас –
понять, какие новые возможности
даст российскому бизнесу членство
нашей страны в ВТО, и научиться их
грамотно использовать.
– Безусловно, что бизнес, как
наиболее дееспособная и активная
часть гражданского общества не-
сет большую нагрузку и ответст-
венность при взаимоотношениях
общества и власти. Справляется ли
он с этой миссией. Действует ли
получившая широкую известность
«Социальная хартия бизнеса».
– На мой взгляд, бизнес справля-
ется. Хотя еще предстоит очень мно-
гое сделать, чтобы выстроить опти-
мальную технологию коммуникаций
между бизнесом, властью и общест-
вом. «Социальная хартия» действует.
К ней уже присоединились несколько
сотен компаний. В 2007 году будем
принимать ее новую редакцию, в ко-
торой, уверен, социальная ответст-
венность бизнеса получит свое четкое
определение.
– После избрания Вас прези-
дентом Российского союза промы-
шленников и предпринимателей,
какие цели и планы Вы ставите пе-
ред собой в контексте этого избра-
ния.
– На XV съезде РСПП в апреле
2006 г. мы приняли наш программный
документ «Повестка дня на 2006 год и
до 2008 года». В нем есть такой раз-
дел «Миссия РСПП». В нем сказано:
«РСПП видит свою миссию в том,
чтобы:
последовательно отстаи-
вать такие базовые ценности пред-
принимательства, как экономичес-
кая свобода, социальная ответст-
венность, новаторство и предприим-
чивость;
защищать частную собствен-
ность и другие права и интересы рос-
сийских промышленников и предпри-
нимателей;
содействовать созданию ус-
ловий долгосрочного, стабильного
экономического роста, невозможного
без укрепления конкуренции и других
важнейших рыночных институтов,
улучшения делового и инвестицион-
ного климата, повышения конкурен-
тоспособности и устойчивого разви-
тия компаний и предприятий;
укреплять социально-трудо-
вые отношения и институт работода-
тельства;
развивать корпоративный
сектор в целом на основе публичнос-
ти, саморегулирования и соблюдения
принципов деловой этики;
быть влиятельной силой
гражданского общества, оказывать
поддержку малому бизнесу и форми-
рованию современного российского
«среднего класса»;
формировать и укреплять
положительный образ российского
бизнеса в стране и за рубежом».
Свою задачу как президент РСПП
я как раз вижу в исполнении миссии
нашего союза.
– Довольно распространенной
практикой в кругах делового сооб-
щества была попытка свести диа-
лог власти и общества к прениям
бюрократии с крупным бизнесом
или просто к банальному лоббизму
деловыми кругами своих интере-
сов во всех ветвях власти, что гро-
зило не только обострением кон-
фликтов, но, главное, полным вы-
падением из поля зрения государ-
ственных институтов запросов и
потребностей среднего и малого
бизнеса, основной массы россий-
ских граждан занятых в предпри-
нимательстве. Преодолена ли эта
тенденция, или наши опасения
преувеличены.
– Я бы ответил осторожно: есть
некие признаки, что тенденция может
начать преодолеваться. Главный из
них – тот вызов, перед которым по-
ставлена экономика. Слезая с нефтя-
ной иглы, необходимо добиться ново-
го качества экономического роста.
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
С Г. Райковым на дружеской встрече...
pg_0004
Без инновационного развития это не-
возможно. Но инновации – как раз и
есть ниша для малого и среднего биз-
неса. Плюс к тому сфера услуг (осо-
бенно информационных), торговля,
индустрия туризма и организации от-
дыха. Эти сектора будут набирать
обороты по мере превращения эконо-
мики в постиндустриальную. Поспо-
собствует этому, и серьезно, рост до-
ходов населения.
Для РСПП абсолютно очевидно,
что без устойчивого развития малого
предпринимательства рыночная эко-
номическая система лишается одного
из фундаментальнейших механизмов
самовоспроизводства и саморегули-
рования. Сомнительно в этом случае
и укоренение среднего класса. Поэто-
му мы приняли решение создать в на-
шем союзе специальный комитет, ко-
торый будет заниматься вопросами
малого предпринимательства. Нам
ясно, что серьезному крупному биз-
несу без этого не обойтись.
– Александр Николаевич, Вы
часто расходитесь во взглядах с
правительством по принципиаль-
ным вопросам или удается нахо-
дить взаимопонимание и компро-
миссы.
– Важнейшая функция РСПП – ор-
ганизация постоянного диалога меж-
ду бизнесом и государством по во-
просам экономической и социальной
политики. Понятно, что единомыслие
противопоказано достижению эф-
фективного результата, что называ-
ется, по определению. А результат –
он всегда и есть компромисс. Вот и
выходит по жизни: чтобы договорить-
ся по существу, сначала необходимо
фиксировать позицию, в которой
должны фокусироваться общесис-
темные интересы бизнес-сообщест-
ва. Я считаю, что самая выгодная точ-
ка зрения – принципиальная. Когда
есть, что сказать, не молчу.
– Бизнес сообщество не раз
обращалось в правительство с
предложением снизить ставку
НДС до 13 процентов, против чего
выступали министры Греф и Куд-
рин, мотивируя это возможным
ростом инфляции. Удалось ли до-
говориться по этому вопросу.
– Полагаю, что бизнес и государ-
ство обречены договариваться друг с
другом по поводу налоговой полити-
ки столько, сколько будут существо-
вать сами налоги. Иными словами, на
наш век с лихвой хватит.
В 2006 году определенный про-
гресс достигнут. Приняты поправки к
Налоговому кодексу, которые сдела-
ли систему администрирования на-
логов (и в первую очередь НДС) в це-
лом более внятной и предсказуемой.
Конечно, это некий компромисс. Те-
перь будем внимательно отслежи-
вать практику применения новаций в
налоговом законодательстве, и уже
на основе накопленного опыта дви-
гаться дальше. У РСПП есть свои
предложения по налогу на прибыль,
единому социальному налогу, налогу
на добычу полезных ископаемых.
Суть их в нескольких словах в следу-
ющем: бизнес крайне заинтересован
в стабильных налоговых условиях, не-
обходимых для стимулирования ин-
вестиций в модернизацию, техноло-
гическое перевооружение, инноваци-
онное развитие. Очень важны и нало-
говые стимулы для выведения из «те-
ни» заработных плат и других дохо-
дов населения.
Что же касается конкретной вели-
чины ставки НДС, то у нас по этому
вопросу нет ни зашоренности, ни за-
цикленности. Сначала надо все очень
хорошо просчитать, спрогнозировать
последствия. Государство всегда бу-
дет стремиться компенсировать сни-
жение номинальной ставки ужесточе-
нием административного бремени.
Так нужно ли подставляться.
Кроме того, и у государства уже
немало претензий к самой конструк-
ции НДС. Во власти слышны голоса,
настаивающие на замене этого нало-
га налогом с продаж. Мы тщательно
изучаем этот вопрос. Очевидно, к
весне 2007 года сформулируем свою
позицию.
– Одной из приоритетных задач
для нашего государства является
реформа системы образования. И
ошибиться здесь равносильно ро-
ковому удару по будущему Рос-
сии. Какова роль бизнес-сообще-
ства в этой реформе.
– С полной ответственностью мо-
гу сказать, что роль весома. Уже ра-
ботают, и успешно, несколько десят-
ков корпоративных образовательных
структур. Известна инициатива о со-
здании бизнес-школы нового типа и
международного уровня. Я имею в
виду проект «Сколково», который не-
посредственно координирует член
бюро правления РСПП Р.К. Варданян.
Очень интенсивно действует рабочая
группа РСПП по реформе образова-
ния, которой руководит тоже член
бюро правления РСПП А.М. Карачин-
ский. Эта рабочая группа тесно взаи-
модействует с Миноборонауки и с
ректорским сообществом. Ни один
законопроект, а тем более норматив-
ный акт, не «выходит в свет» без «ре-
цензии» со стороны бизнеса. Так бы-
ло, например, с известными проекта-
ми законов об образовательных кре-
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
На торжественном награждении...
pg_0005
дитах, о «фондах целевых капиталов
(эндаументах)».
В настоящее время можно уже
сказать, что бизнес-сообщество на-
чинает играть едва ли не главную роль
в развитии профессионально-техни-
ческого среднего и специального об-
разования. В повестке дня участие в
разработке квалификационных стан-
дартов (то есть «портретов профес-
сий») для вузов, рейтингование по-
следних, отработка практических ме-
ханизмов финансирования сферы об-
разования на основе фондов довери-
тельного управления. Актуально для
бизнеса и четкое правовое регулиро-
вание прав и полномочий компаний
как соучредителей высших учебных
заведений.
В 2006 году на всех этих направле-
ниях в РСПП созданы неплохие заде-
лы. Надеюсь, что 2007 год будет еще
более успешен.
– Насколько социальная ответ-
ственность бизнеса затрагивает и
насколько должна затрагивать
корневую систему общества. Сво-
дится ли она к банальной формуле
– «мы платим зарплату, оплачива-
ем страховку, отдаем налоги и все»
или же это, что-то большее.
– То, что вы называете «банальной
формулой», – это на самом деле ре-
акция бизнеса на некие спекулятив-
ные настроения по поводу его соци-
альной ответственности, имеющие
место и в обществе, и во власти. В
бизнес-сообществе нередко отно-
сятся к разговорам на эту тему с по-
дозрением, ожидая, прямо скажу,
подвоха в виде дополнительного фи-
нансового бремени. С другой сторо-
ны, для меня очевидно, что социаль-
ная отдача российского бизнеса су-
щественно растет. Многие компании
стали «игроками глобального уров-
ня», нашедшими свое место на миро-
вых рынках. Впечатляет динамика ин-
вестиционных рейтингов. А это уже
прямой вклад в репутацию России, ее
имидж.
Можно привести и немало при-
меров устойчивой конкурентоспо-
собности отечественных бизнес-
структур. А из этого уже следует и
укрепление конкурентных позиций
страны в целом. Очевидно, также,
что предпринимательский успех, ко-
торый сегодня признается рынком,
имеет серьезную социальную со-
ставляющую. Уже сейчас, например,
ведение так называемой нефинан-
совой отчетности прямо сказывает-
ся на расширении возможностей
привлекать инвестиции. Но ведь ры-
нок не терпит вранья. Отчитываться-
то приходится за сделанное. А это и
социальная политика непосредст-
венно в компаниях (включая образо-
вание, медицинские услуги, органи-
зацию отдыха и т.п.), и развитие со-
циальной инфраструктуры в регио-
нах и многое другое, связанное, ска-
жем, с реализацией приоритетных
национальных проектов на партнер-
ских основах с государством.
Если понимать социальную от-
ветственность таким вот образом, то
есть как процесс в каком-то смысле
естественно-исторический, то это,
конечно же, непосредственно каса-
ется «корневой системы общества».
Главное здесь, безусловно, в том,
что просто «бизнес в России» начи-
нает становиться российским по су-
ти, то есть на деле отвечать за свою
страну.
– В своем выступлении на пер-
вом пленарном заседании Обще-
ственной палаты Владимир Влади-
мирович Путин отметил: «В совре-
менной жизни социальный пре-
стиж благотворительности остает-
ся недостаточным. При этом бла-
готворительность – это и реальные
социальные программы, и они об-
ладают огромным и пока недооце-
ненным потенциалом позитивных
общественных изменений». Како-
вы здесь результаты и чем можно
улучшить ситуацию, что требуется
от бизнеса, а что от государства,
чтобы создать в России благопри-
ятные условия для развития благо-
творительности и милосердия, о
чем тоже говорил на заседании
Общественной палата наш прези-
дент.
– Боюсь, что мой ответ будет ко-
роче вашего вопроса. По опыту знаю,
что очень многие мои коллеги по
РСПП серьезно занимаются благо-
творительностью. Но не любят пуб-
лично говорить об этом. Не принято
как-то. Да, и доказывать, что ты, дей-
ствительно, кому-то помогаешь, а не
занимаешься налоговой оптимиза-
цией, не хочется. Не нужна людям
лишняя головная боль. Их можно по-
нять. Поэтому надежные правовые
условия для развития благотвори-
тельности и милосердия очень важ-
ны для бизнеса. Полагаю, что свое
слово в этом призвана сказать и Об-
щественная палата. Начало, впро-
чем, положено. Тот же законопроект
об «эндаументах» состоялся благо-
даря теснейшему взаимодействию
бизнес-сообщества и нескольких ко-
миссий палаты. Будем двигаться
дальше. Шаг за шагом. И наращивать
темпы.
Беседовал
Ярослав ЛИСТОВ
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
и на официальной встрече