– Ваше Высокопреосвященст-
во, наверное, за все время суще-
ствования нашей страны самым
главным для духовной жизни рос-
сиян всегда был вопрос отношений
государства и Церкви. Каково, на
Ваш взгляд, сегодня место Рус-
ской Православной Церкви в на-
шем обществе и насколько Вы
удовлетворены взаимодействием
Церкви с государством.
– В последние десятилетия нами
заложены новые отношения между
Церковью и государством. Отноше-
ния, которых не было в истории Рос-
сии. Возрастание роли религиозного
фактора в нашем обществе – это уже
устойчивая тенденция.
О своем доверии Церкви заявляет
большая часть нашей страны. Причем
численность доверяющих Церкви зна-
чительно превышает процент верую-
щих. Даже далекие от Церкви люди в
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
РАДИ ДУХОВНОГО
ВОЗРОЖ
ДЕНИЯ СТРАНЫ
Наше издание, начиная с выхода в свет первых
номеров журнала, регулярно публикует материалы
в рубрике «Авторитетный собеседник». Жанр этих
публикаций – развернутые интервью
с авторитетными государственными деятелями,
руководителями всех ветвей власти, ведущими
политиками, законодателями, общественными
и религиозными лидерами. И не столько высокий
пост собеседника определяет оправданность той
или иной публикации, сколько в первую очередь
его высокий авторитет и признание в обществе.
В этом номере на вопросы главного редактора
журнала «Признание» С.А. Абакумова отвечает
управляющий делами Московской Патриархии
митрополит Калужский и Боровский Климент
(Капалин Герман Михайлович).
pg_0002
большинстве своем считают, что ре-
лигия необходима как основа нацио-
нального самосознания и культуры,
как носительница ценностей. Право-
славие идентифицируется с нацио-
нальным образом жизни, выступает
символом национального своеобра-
зия, тем стержнем, который связыва-
ет воедино сегодняшнюю Россию с ее
тысячелетней историей.
Сотрудничество Церкви и госу-
дарственных структур уже стало при-
вычным атрибутом наших отношений.
Их взаимодействие оказывается до-
статочно эффективным при решении
многих социальных проблем, в част-
ности, в вопросах нравственного и па-
триотического воспитания, благотво-
рительности и т.д.
Сегодня невозможно без Церкви
выйти из нравственного кризиса, ко-
торый охватил общество. Пьянство,
наркомания, преступность, кризис
семейных ценностей заставляют при-
слушиваться к тем ценностям, кото-
рые проповедует Православие: к идее
духовности, милосердия и внимания к
другому человеку.
Ни одно значительное событие на-
шей общественной жизни не обходит-
ся без участия Патриарха. Церковно-
государственный диалог поддержи-
вается и развивается не только на
высшем уровне. Среди членов Обще-
ственной палаты Российской Феде-
рации есть иерархи Церкви, предста-
вители других традиционных для Рос-
сии конфессий. В 2004 году на встре-
че с участниками Архиерейского со-
бора Русской Православной Церкви
президент России В.В. Путин отме-
тил, что государству крайне необхо-
димы авторитетные и влиятельные
партнеры. Мы рассчитываем на ак-
тивное участие представителей раз-
личных слоев нашего общества в сов-
местной работе, в том числе, в рамках
Общественной палаты РФ.
– Вы стали членом совершенно
нового для нашей страны органа –
Общественной палаты РФ, где
возглавили комиссию по вопросам
сохранения культурного и духов-
ного наследия. Выскажете, пожа-
луйста, Ваше отношение к созда-
нию этого органа, его целям и за-
дачам, а также о роли представи-
теля РПЦ в работе палаты и Вашей
комиссии. Какую роль сможет сы-
грать Общественная палата РФ в
построении в России полноценно-
го и развитого гражданского об-
щества.
– Образование Общественной па-
латы РФ было вызвано требованиями
жизни. Преобразования, которые
проводятся в последнее время в на-
шей стране, не могут проходить без
широкого участия общественности.
Усилий государственной власти и
предпринимательского сообщества,
как мы видим, оказалось недостаточ-
но для осуществления реформ, кото-
рые полностью отвечали бы чаяниям
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
Родился 7 августа 1949 г. в п.
Удельная Раменского района Москов-
ской обл. в семье рабочего. По оконча-
нии средней школы поступил в Москов-
ский машиностроительный техникум. В
1970 г. поступил во 2-й класс Москов-
ской духовной семинарии. С октября то-
го же года по ноябрь 1972 г. служил в
рядах Сов. Армии. Затем продолжил
обучение в семинарии. В 1974 г. окон-
чил семинарию и поступил в Москов-
скую духовную академию. С 1977 г. при-
нимал участие в работе Всемирной пра-
вославной молодежной организации
«Синдесмос» и экуменическом Совете
молодежи Европы (ЭСМЕ).
В 1978 г. окончил Московскую духов-
ную академию со степенью кандидата
богословия и оставлен при ней помощни-
ком инспектора и преподавателем секто-
ра заочного обучения.
7 декабря 1978 г. инспектором МДА
архимандритом Александром постри-
жен в монашество с наречением имени
Климент в честь епископа Римского. 24
декабря того же года архиепископом
Дмитровским Владимиром рукополо-
жен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г.
рукоположен во иеромонаха. В том же
году назначен преподавателем Общей
церковной истории в МДС. 14 октября
1981 г. возведен в сан игумена. 1981-
1982 гг. исполнял обязанности старше-
го помощника инспектора МДС. В 1981 г.
избран членом исполкома ЭСМЕ. 18 ию-
ля 1982 г. возведен в сан архимандри-
та. 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском
соборе г. Минска хиротонисан во епис-
копа Серпуховского, викария Москов-
ской епархии и назначен управляющим
патриаршими приходами в Канаде и
временно в США. Хиротонию соверша-
ли: митрополит Минский и Белорусский
Филарет, архиеп. Харьковский и Бого-
духовский Никодим, епископ Тульский
и Белевский Герман, епископ Пинский
Афанасий. 23 марта 1987 г. освобож-
ден от управления патриаршими прихо-
дами в Канаде и назначен управляю-
щим патриаршими приходами в США.
Указом Святейшего Патриарха Пимена
К
К
л
л
и
и
м
м
е
е
н
н
т
т
,
,
м
м
и
и
т
т
р
р
о
о
п
п
о
о
л
л
и
и
т
т
К
К
а
а
л
л
у
у
ж
ж
с
с
к
к
и
и
й
й
и
и
Б
Б
о
о
р
р
о
о
в
в
-
-
с
с
к
к
и
и
й
й
,
,
У
У
п
п
р
р
а
а
в
в
л
л
я
я
ю
ю
щ
щ
и
и
й
й
д
д
е
е
л
л
а
а
м
м
и
и
М
М
о
о
с
с
к
к
о
о
в
в
с
с
к
к
о
о
й
й
П
П
а
а
т
т
р
р
и
и
а
а
р
р
х
х
и
и
и
и
(
(
Г
Г
е
е
р
р
м
м
а
а
н
н
М
М
и
и
х
х
а
а
й
й
л
л
о
о
в
в
и
и
ч
ч
К
К
а
а
п
п
а
а
л
л
и
и
н
н
)
)
Во время беседы с С. Абакумовым
pg_0003
народа. Прежде всего через этот ор-
ган начинает осуществляться взаимо-
действие российских граждан с фе-
деральными органами государствен-
ной власти, органами государствен-
ной власти субъектов РФ и органами
местного самоуправления.
Общественная палата создана для
того, чтобы болеющих и переживаю-
щих за Россию и ведущих обществен-
ную деятельность на ее благо людей
было больше. Она призвана повысить
еще недостаточную общественную
активность граждан. И как засвиде-
тельствовали первые месяцы нашей
работы в палате, она оказалась очень
востребованным гражданским инсти-
тутом. Например, в комиссию по со-
хранению культурного и духовного на-
следия, которую я возглавляю, посту-
пает большое количество корреспон-
денции, писем, довольно полно отра-
жающих общественное мнение в от-
ношении проблем сохранения памят-
ников, музеев, по многим другим во-
просам. И это мнение мы стараемся
донести до представителей государ-
ственной власти.
– Накануне встречи лидеров
G8 в Москве прошел Всемирный
саммит религиозных лидеров, ко-
торые впервые собрались в таком
представительном составе. Его
основными темами стали религи-
озная безграмотность, проблемы
образования, проблемы межре-
лигиозного диалога и утвержде-
ния нравственных, семейных цен-
ностей. Президент России на
встрече «восьмерки» передал
коллегам Обращение к саммиту
религиозных лидеров мира, при-
звавших G8 создать механизм ди-
алога и партнерства между госу-
дарственными и религиозными
лидерами. Удалось ли на этом
уникальном и представительном
форуме религиозных иерархов (а
в Москву приехали более 300 ре-
лигиозных деятелей из 49 стран
мира) решить наиболее насущные
проблемы межрелигиозного об-
щения, и каков, на Ваш взгляд,
главный итог саммита религиоз-
ных лидеров мира.
– Участники саммита религиозных
лидеров приняли очень важные реше-
ния, с которыми обратились к главам
государств, ко всей мировой общест-
венности. Религиозные лидеры при-
знали, что «человек по природе своей
религиозен» и «религия играет ключе-
вую роль в формировании мысли,
культуры, нравственности, общест-
венного уклада» с самого начала ис-
тории человечества. При возрастаю-
щей роли веры в современном обще-
стве лидеры мировых религий выска-
зали пожелание, «чтобы религия про-
должала служить прочным основани-
ем мира и диалога между цивилиза-
циями, а не использовалась в качест-
ве источника распрей и конфликтов».
Религия имеет потенциальную воз-
можность связывать различные наро-
ды и культуры, несмотря на нашу че-
ловеческую хрупкость, особенно в се-
годняшнем контексте множественно-
сти и многообразия.
Участники саммита признали сво-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
С В. Якуниным, президентом ОАО «РЖД»
от 19 мая 1989 г. возведен в сан архи-
епископа.
С 20 июля 1990 г. – архиепископ
Калужский и Боровский и одновремен-
но – первый заместитель председателя
Отдела внешних церковных связей. За
время его управления Калужской епар-
хией количество храмов увеличилось в
шесть раз, открылось семь монасты-
рей, духовная семинария и духовное
училище, 2 благотворительные мис-
сии, духовно-просветительский центр
«Вера, Надежда Любовь» в г. Обнинске
и вечерняя богословская школа для
мирян в г. Калуге. Епархией стали из-
даваться православный журнал, две
газеты, богословско-исторический
сборник, создан интернет-сайт. Под ре-
дакцией архиепископа Климента в 2003
г. вышел в свет альбом «Земля Калуж-
ская – земля святая», удостоенный в
том же году национальной премии Рус-
ского биографического института в но-
минации «Лучшие книги и издательст-
ва года».
Особое внимание уделяет работе с
молодежью. При многих храмах и монас-
тырях действуют воскресные школы,
первые из которых появились его лич-
ным попечением. Раньше, чем по всей
России, в Калуге были возрождены тра-
диции открытия Рождественских компо-
зиций рядом с храмами и шествия хрис-
тославов. По его благословению при Свя-
то-Никольском женском монастыре в г.
Малоярославце создан первый в стране
детский приют для девочек из семей,
страдающих наркозависимостью и алко-
голизмом. Его усилиями образованы и
успешно действуют две православные
гимназии и православный молодежный
центр «Златоуст».
Привнесены добрые православные
традиции в общественную жизнь, воз-
рождено всенародное почитание и празд-
нование памяти Калужских святых и Ве-
ликих общецерковных праздников. Уста-
новилось сотрудничество Церкви и свет-
ских учреждений, в частности, в органи-
зации празднования Рождества Христова
и Пасхи, юбилеев монастырей и храмов,
проведения фестивалей детского творче-
ства, ежегодных Киреевских и Образова-
тельных чтений и др.
С 1993 по 1996 г. – член Обществен-
ной палаты при президенте РФ.
С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в
межправославной комиссии по подготов-
ке общеправославного празднования
2000-летия Рождества Христова; воз-
pg_0004
им долгом сохранять жизнь человека,
как священный дар, что, в свою оче-
редь, «должно быть заботой, как ре-
лигиозных общин, так и политических
лидеров».
Я уверен, что ценность прошедше-
го в Москве саммита заключается уже в
самом факте его проведения: за одним
столом собрались представители ми-
ровых религий – духовные лидеры мно-
гочисленных религиозных общин. А
мнение религиозных деятелей зачас-
тую является для людей более автори-
тетным, нежели высказывания полити-
ков. Поэтому конструктивный диалог,
имевший место на саммите, должен
продемонстрировать наше общее же-
лание достигнуть мирного сосущест-
вования – без каких бы то ни было про-
явлений взаимной неприязни или экс-
тремизма. Вообще, термин «религиоз-
ный экстремизм», с легкой руки неда-
леких журналистов вошедший в совре-
менный обиход, глубоко ошибочен: ре-
лигиозность (если только это подлин-
ная религиозность, а не лозунги, кото-
рыми прикрываются какие-то другие
цели) никогда не позволит человеку
проявить агрессивность по отношению
к инакомыслящему или иноверному.
– На всероссийской конферен-
ции «Национальная сфера ответст-
венности: «Власть, церковь, биз-
нес, общество против наркома-
нии» Вы обратились с предложе-
нием к Министерству социального
развития о создании в рамках реа-
лизации президентских нацио-
нальных программ межведомст-
венной федеральной структуры
экстренной социальной помощи в
качестве мобильной и оперативно
действующей многопрофильной
социальной службы. Каким кате-
гориям наших граждан подобная
структура могла бы принести ощу-
тимую пользу, и в каких случаях.
– Экстренная социальная помощь
требуется тем категориям наших со-
граждан, которые принято называть
«группами риска». К сожалению, до
сих пор такие люди не всегда могут
найти возможность получить квали-
фицированную помощь – в стране нет
сети социальных учреждений, кото-
рые могли бы обеспечить эту помощь.
А, как показывает опыт последних лет,
оказать такую помощь, причем сде-
лать это оперативно – значит спасти
человека. Спасти физически и, может
быть, духовно. Ведь корни этой бо-
лезни духовные. Человек с ослаблен-
ным духовным иммунитетом не может
противостоять соблазнам и искуше-
ниям мира сего. Вот почему ради ока-
зания духовной поддержки наркоза-
висимым и необходимо участие в ра-
боте этой службы представителей
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
На заседании Священного Синода
главлял секретариат по подготовке и про-
ведению. 26 декабря 2003 г. назначен
управляющим делами Московской патри-
архии и постоянным членом Священного
Синода. 25 февраля 2004 г. возведен в
сан митрополита.
С октября 2005 г. – член Обществен-
ной палаты Российской Федерации. C ян-
варя 2006 г. – председатель комиссии по
сохранению духовного и культурного на-
следия Общественной палаты Россий-
ской Федерации. Возглавлял оргкомитет
по подготовке и проведению церковно-
общественного форума «Духовно-нравст-
венные основы демографического разви-
тия России» (октябрь 2004 г.), первого
фестиваля православных СМИ «Вера и
слово» (ноябрь 2004), празднования 625-
летия Куликовской битвы (май – ноябрь
2005).
Кавалер золотого почетного знака
«Общественное признание» и Юбилей-
ного почетного гражданского ордена
Серебряная звезда «Общественное при-
знание» в связи с 60-летием Великой
Победы.
pg_0005
Церкви и других традиционных кон-
фессий. Тем более что у Русской Пра-
вославной Церкви накоплен позитив-
ный опыт работы по реабилитации
наркозависимых, которым мы готовы
делиться.
– Вы входите в качестве со-
председателя попечительского
совета и президиума в состав выс-
ших органов самоуправления ав-
торитетных общероссийских об-
щественных и некоммерческих ор-
ганизаций – Национального фонда
«Общественное признание» и Не-
зависимой организации «Граждан-
ское общество», почетным пред-
седателем которых в настоящее
время является Патриарх Москов-
ский и всея Руси Алексий II. Нали-
чие высших иерархов Русской Пра-
вославной Церкви в руководстве
этих общественных объединений
говорит о близости взглядов Церк-
ви на многие проблемы и методы
их решения, которыми и занима-
ются эти организации. Насколько
подобное сотрудничество нужно
для Церкви в наше время.
– Невозможно отрицать то, что
многовековая культурная традиция в
России сложилась под влиянием пра-
вославия. Жизнь российского обще-
ства так или иначе опирается на те ду-
ховно-нравственные принципы, кото-
рые сформировали поколения наших
верующих предков. И то, что сегодня
общественные организации едино-
душны с церковью в вопросах, касаю-
щихся различных аспектов жизни на-
шего государства, – лишнее под-
тверждении тому, что, слава Богу, мы
сохраняем свою историческую, наци-
ональную и религиозную самоиденти-
фикацию, свою самобытность.
Поэтому мне кажется, что вопрос
задан не совсем верно: подобное
сотрудничество нужно не только
Церкви. Оно необходимо всем уча-
стникам общественного диалога –
необходимо для того, чтобы этот ди-
алог развивался полноценно, имея
своим основанием всеобъемлющие
духовные принципы: высокую нрав-
ственность, патриотизм, честность,
порядочность, служение ближним и
Отечеству.
– Демографическая ситуация в
нашей стране, несмотря на неко-
торое улучшение, остается край-
не сложной. Об этом говорил и
наш президент Владимир Влади-
мирович Путин, предложив свою
программу исправления ситуа-
ции. Какими видите Вы пути выхо-
да из этого опасного для самого
существования нашей страны
кризиса.
– Русская Православная Церковь
неоднократно обозначала свою пози-
цию по проблеме демографии. С этой
целью за последние годы созывались
представительные форумы с участи-
ем не только представителей Церкви,
но и государственных, общественных
деятелей, политиков и ученых. Обсуж-
дение сложившейся ситуации приве-
ло нас к неутешительным выводам:
если в ближайшем будущем положе-
ние в области демографии сохранит-
ся неизменным, нас ждет демографи-
ческая катастрофа.
Государство в лице своих высших
руководителей также выразило край-
нюю озабоченность этой проблемой:
значительная часть ежегодного По-
слания президента Федеральному
собранию была посвящена вопросам
демографии. Церковь согласна с вы-
водами, сделанными президентом:
демографические проблемы не будут
решены, если «мы не создадим над-
лежащие условия и стимулы роста
рождаемости... не примем эффектив-
ных программ поддержки материнст-
ва, детства, поддержки семьи», – это
верно.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
Посещение детского приюта в Калужской епархии
pg_0006
Но Церковь также напоминает, что
для преодоления демографического
кризиса необходимо четко представ-
лять себе его причины. А причины эти
лежат не только в материальной об-
ласти – хотя, несомненно, важно ор-
ганизовать должную материальную
поддержку молодых семей, много-
детных матерей. Причины демогра-
фического кризиса (и Церковь неус-
танно говорит об этом) прежде всего
в том, что наше общество во многом
утеряло должное отношение к инсти-
туту семьи. Под влиянием массовой
культуры, рекламы, пропаганды нрав-
ственной распущенности в сознании
многих людей, особенно молодежи,
произошли большие изменения. Лю-
ди утратили духовное измерение се-
мьи, перестали относиться к ней, как к
малой домашней Церкви, где власть
любви помогает всем членам семьи
жить в гармонии прав и обязанностей,
не тяготясь ими, а взаимно помогая и
поддерживая друг друга. Ценность
семейной жизни девальвировалась
настолько, что молодежь сейчас наст-
роена исключительно на некое «парт-
нерство» в отношениях между пола-
ми, но никак не на создание крепкой
семьи. Вот поэтому Церковь настой-
чиво стремится добиться возможнос-
ти донести до молодых людей –
школьников и студентов – слова еван-
гельской истины, которые, собствен-
но, и формируют систему ценностей,
в которой семье отводится одно из
главных мест.
Мы надеемся на то, что совмест-
ными усилиями государства, общест-
венных и религиозных организаций
нам удастся достичь духовно-нравст-
венного оздоровления общества. А
это, в свою очередь, создаст условия
для преодоления демографического
кризиса в стране.
– В последние годы довольно
успешно проходят Рождествен-
ские чтения,ставшие заметным и
важным событием в духовной жиз-
ни нашей страны. Насколько я
знаю, в этот раз только из регио-
нов на Рождественские чтения
приехали более 3 тыс. человек. Не
могли бы Вы, Ваше Высокопреос-
вященство, как председатель это-
го форума, рассказать, чем вызван
такой большой интерес к этим чте-
ниям по сравнению с предыдущи-
ми годами.
– Я бы не сказал, что интерес к
чтениям вырос как-то неожиданно,
этот интерес возрастал из года в год,
и он был вызван, прежде всего, тем,
что Рождественские чтения привнес-
ли в жизнь всего нашего общества
очень существенную ноту. А именно,
чтения дали религиозную оценку са-
мым различным явлениям современ-
ной жизни – начиная с сугубо научных
вопросов и заканчивая проблемами
воспитания или работы с «трудными»
подростками.
Кроме того, организаторам чте-
ний удалось обеспечить широчайшее
представительство участников. На се-
годняшний день в работе Рождест-
венских чтений принимают участие
делегаты изо всех епархий Русской
Православной Церкви, как россий-
ских, так и зарубежных, известные
ученые, деятели науки и культуры, об-
щественные и политические деятели.
Все эти люди неравнодушны к проис-
ходящему в нашей стране, они ис-
кренне стремятся внести свой по-
сильный вклад в нормализацию об-
щественной жизни, хорошо понимая,
что будущее России формируется уже
сегодня, в семье и за школьной пар-
той. Такое широкое представительст-
во обеспечивает всестороннее и пол-
ное обсуждение любой проблемы, га-
рантирует взвешенный подход к рас-
сматриваемым вопросам. Соответст-
венно, это делает материалы чтений
ценным вкладом в формирование
гражданского общества.
Я считаю, что широкий интерес к
Рождественским чтениям, которые в
последнее время стали крупнейшим
общественным форумом в стране
(это действительно так; по своему
масштабу с чтениями сейчас не мо-
жет сравниться ни одна конференция
или симпозиум) являются также сви-
детельством того, насколько глубоко
хранится в исторической памяти на-
шего народа христианская традиция.
Это факт, который невозможно отри-
цать.
– Осенью прошлого года состо-
ялась церемония переноса из Ко-
ролевства Дания и захоронения в
Петропавловском соборе г. Санкт-
Петербурга праха императрицы
Марии Федоровны – супруги Им-
ператора Александра III. Владыка,
почему для нас так важно сегодня,
чтобы прах императрицы Марии
Федоровны покоился именно в
российской земле.
– Возвращение останков импера-
трицы Марии Федоровны является
большим историческим и духовным
событием для сегодняшней России.
Выйдя замуж за Александра III, Ма-
рия Федоровна навсегда связала
свою жизнь с Россией, которая стала
для нее второй Родиной. Особенно
большое влияние на формирование
ее личности оказало принятие Пра-
вославия.
После революции 1917 года, Ма-
рия Федоровна была вынуждена по-
кинуть нашу страну, но продолжала до
конца своих дней болеть душой и мо-
литься за Россию, постоянно надеясь,
что Россия со временем изменится. В
этой надежде она завещала захоро-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
Митрополит Климент зачитывает послание Святейшего Патриарха Алексия II на торжественной
церемонии вручения высоких гражданских наград в Счетной палате РФ
pg_0007
нить ее в России вместе со своим су-
пругом – императором Александром
III. Таким образом, тот факт, что сего-
дня императрица Мария Федоровна
покоится вместе со своим мужем, яв-
ляется свидетельством, что в нашей
стране, наконец, наступили измене-
ния к лучшему, которых так ждала им-
ператрица.
Значение этого события необхо-
димо оценивать еще и с позиций
восстановления единства с нашими
соотечественниками, оказавшимися
после Октябрьской революции в
эмиграции. На протяжении почти це-
лого столетия наш народ был искус-
ственно разделен, и разделение это,
разумеется, тяжело переживалось
всеми нами. Не случайно, я считаю,
за последние годы произошли не-
сколько подобных событий: переза-
хоронение останков генералов А. Де-
никина и В. Каппеля, философа И.
Ильина, писателя И. Шмелева. И не
случайно одновременно с этим про-
исходил процесс воссоединения
Русской Православной Церкви и Рус-
ской зарубежной Церкви, который
сейчас, по милости Божией, практи-
чески завершен.
Все это свидетельства того, что
период раздоров и нестроений ухо-
дит в прошлое, и Господь «дает силу
народу Своему, Господь благословля-
ет народ Свой миром» (Пс. 28, 11).
Нам же необходимо не забывать бла-
годарить Спасителя за Его промысел
о нас, о нашем Отечестве, и трудиться
каждый на том месте и «в том звании,
в котором призван» (1 Кор. 7, 20) ради
сохранения наших богатейших исто-
рических и культурных традиций, ра-
ди духовного возрождения страны.
– Владыка, я хотел дополни-
тельно задать вам еще один во-
прос как участнику последнего за-
седания Совета по делам религи-
озных объединений при президен-
те России, в котором мне тоже до-
велось участвовать. Вы выступили
на этой встрече с большим докла-
дом, и прежде всего хотелось бы
поинтересоваться вашими общи-
ми впечатлениями от этой встре-
чи. Ведь те, достаточно серьезные
темы, которые поднимались на
этом совещании, касались именно
взаимодействия государства и ре-
лигиозных объединений. Речь
шла, в частности, о необходимос-
ти поддержки государством дея-
тельности религиозных организа-
ций, в том числе в сфере благотво-
рительности и милосердия, то есть
как раз тех сфер деятельности
Русской Православной Церкви, ко-
торые традиционно были присущи
православному служению на Руси.
– Встреча прошла конструктивно.
Сергей Семенович Собянин, прово-
дивший ее, внимательно выслушал
всех. Я в своем докладе подчеркнул
ряд важных и существенных вопросов,
которые влияют на развитие сотруд-
ничества Церкви и государства в ре-
шении тех социальных проблем, кото-
рые сегодня стоят перед нашим обще-
ством. Государство должно понимать,
что религиозные организации – это
партнеры государства в социальном
служении народу, что сейчас не в пол-
ной мере отображено в наших зако-
нах. В советское время все социаль-
ные вопросы брало на себя само госу-
дарство, и тогда не было понятия бла-
готворительности. Все социальные
учреждения находились в подчинении
у государства, и вся система образо-
вания была государственной, кроме
тех духовных школ, которые были у ре-
лигиозных организаций.
– Но, в тяжелую годину даже
Сталин не отказывался от помощи
Церкви.
– Да, в период Великой Отечест-
венной войны Церковь собрала зна-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
В День Победы у Кремлевской стены
pg_0008
чительные средства, которые были
пожертвованы на поддержку армии,
чтобы одержать победу в той войне.
Армии была передана танковая ко-
лонна имени Дмитрия Донского и эс-
кадрилья военных самолетов – все
это было сделано на деньги, собран-
ные верующими людьми. Это было
сделано, несмотря на то, что два де-
сятилетия перед этим Церковь обира-
ли, забирали у верующих почти все,
что у них было. Но, когда пришла беда
на нашу землю, Церковь сама отклик-
нулась немедленно. Местоблюсти-
тель патриарха митрополит Сергий в
первый же день войны обратился к ве-
рующим всей страны, чтобы они под-
держали нашу армию в этой жестокой
войне всем, чем могли. Он прямо ска-
зал, что это наш долг, наша обязан-
ность верующих людей как патриотов
Отечества. В той войне церковь и ве-
рующие люди как всегда в тяжелые
времена были вместе с народом, вме-
сте с государством.
Конечно, был потом и хрущевский
период, когда Церковь пережила жес-
токие гонения, было и брежневское
время. Все это было… Церковь имела
как бы свободу существовать, но
только в рамках своих приходов. Ни-
чего не разрешалось. И получив воз-
можность в 90-е годы свободно осу-
ществлять свою миссию не только ду-
ховно-нравственного оздоровления
общества, но и социальной поддерж-
ки населения, Церковь активно стала
работать для помощи убогим и си-
рым. И здесь государство должно ви-
деть в Церкви партнера.
Я, выступая на совете, сделал ряд
серьезных предложений в развитее
этого сотрудничества. Кстати, привел
пример такого конструктивного со-
трудничества в Германии, хотя это су-
ществует и в других странах Европы.
Например, в Германии есть социаль-
ный налог, и там каждый налогопла-
тельщик может определить, какую
часть этого налога он желает переве-
сти на религиозную организацию. Так
называемый церковный налог. Но эти
деньги не идут на содержание клира,
на обеспечение религиозных отправ-
лений, на существование общины.
Эти деньги идут только на социаль-
ную работу. Поэтому в Германии есть
даже церковные больницы очень вы-
сокого уровня обслуживания, есть ча-
стные церковные дома для престаре-
лых, где живут пожилые люди, не спо-
собные себя обслуживать. И живут в
них не как в наших домах престаре-
лых, где человек практически забро-
шен. Там проявляется к человеку вни-
мание и забота, он окружен теплотой
и любовью. Весь высококвалифици-
рованный медицинский персонал, са-
нитарочки церковные и сестры мило-
сердия, ухаживают за пожилыми
людьми, и делают это от души. Пожи-
лой человек в таких учреждениях в
Германии, в Америке, в других стра-
нах Европы находит себе, действи-
тельно, отдохновение. И общаясь с
людьми такого же возраста, он не чув-
ствует себя брошенным, одиноким. А
если с возрастом какие-то болезни
проявляются, ему там оказывают пол-
ноценную медицинскую помощь.
– В данном случае на примере
Германии Вы продемонстрировали
целую систему взаимоотношений
государства и Церкви во благо на-
иболее обездоленных слоев, нуж-
дающихся в поддержке. Фактичес-
ки в данном случае каждый прихо-
жанин, верующий человек имеет
право часть своих налогов пере-
дать Церкви через государство.
– Он может и не принадлежать к
этой Церкви. Когда он оформляет
свою декларацию, он указывает опре-
деленную сумму на данную религиоз-
ную организацию. Не на саму цер-
ковь, а на социальные проекты этой
организации.
Это его выбор. Или этот налог пол-
ностью идет, к примеру, на государст-
венные социальные проекты, или по-
ловину на проекты религиозных орга-
низаций. И это не только дом преста-
релых, но и детские приюты, и школы.
В Германии, к примеру, более полови-
ны детей получают образование в ча-
стных церковных школах, которые фи-
нансируется в большей степени за
счет государства. Церковная право-
славная школа, гимназия, или лицей,
или общеобразовательная школа – на
каждого обучающегося со стороны
государства идет совершенно одина-
ковое перечисление. Эти деньги тра-
тятся на обеспечение учебного про-
цесса, завтраки, обеды, всякие про-
граммы для учеников, оплату труда
преподавателей общеобразователь-
ных дисциплин. К примеру, если цер-
ковная школа строит спортивный зал
для своих нужд, то церковь должна
всего-навсего заплатить 10-15 про-
центов от стоимости проектных, стро-
ительных работ и оборудования, – ос-
тальное все покрывается из специ-
ального фонда на образование. Вот
эффективная государственная под-
держка.
Я думаю, у нас боятся, что появит-
ся мощная конкуренция в системе
школьного образования. Появятся ча-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
Вручение митрополиту Клименту Почетного гражданского ордена Серебряная звезда
«Общественное признание»
pg_0009
стные школы, церковные школы, ко-
торые будут давать очень хорошее,
высокое образование, где будут луч-
шие условия для учебы детей. Ны-
нешняя школа досталась нам от со-
ветской действительности: все и вез-
де совершенно одинаково. Но это не-
правильно, потому что частные школы
могут много дать. Почему не может
получать частная школа от государст-
ва дотации. Не сверхприбыли, а те
деньги, которые положены на обуче-
ние ребенка, для того, чтобы он полу-
чил полноценное образование. Сей-
час у нас по России более 180 право-
славных гимназий, лицеев и других
школ, которые дают среднее образо-
вание для детей. И поступить в право-
славные гимназии намного сложнее,
потому что многие люди хотят, чтобы
их дети поступили и учились в право-
славной гимназии. Там не ругаются
матом, есть дисциплина, и там учат
детей нравственности. И родители,
когда задумываются о будущем своих
детей, если они сами не получили ду-
ховно-нравственного образования, то
хотят, чтобы его получили их дети.
Об этом мы и говорили на совете.
Потому что в этом отношении должна
меняться политика государства. Госу-
дарство, должно привлекать в помощь
церковные учреждения, которые мог-
ли бы решать социальные и образова-
тельные вопросы. И нечего бояться
того, что появится альтернативная си-
стема образования. Государство
должно создать четкие и ясные прави-
ла, по которым частные школы будут
существовать и работать. Министер-
ство образования должно разработать
стандарты и нормы обучения: количе-
ство часов, объем знаний, который
должна школа дать. И пускай развива-
ются самостоятельно церковные пра-
вославные школы-гимназии. Да и не
только церковные, но и частные.
Вообще в Европе большая часть
социального обеспечения населения
– дома престарелых, детские при-
юты, детские сады, школы – они со-
зданы религиозными организация-
ми, специальными некоммерческими
структурами, которые и работают для
того, чтобы решать именно социаль-
ные проблемы населения. В Америке
80 процентов учреждений для пре-
старелых – это частные, в том числе и
католические. В каждом городе есть
католический госпиталь, или еписко-
пальный госпиталь, или госпиталь
другой религиозной организации.
Только в Нью-Йорке, я знаю, было
пять больниц, которые содержались
религиозными организациями. Госу-
дарство тратит определенную сумму
на содержание больного или на опе-
рации и т.д., – в Америке это делают
медицинские страховые фонды, а все
остальное обеспечивают религиоз-
ные организации.
– В привлечении средств преж-
де всего некоммерческих органи-
заций, общественных фондов, ре-
лигиозных организаций – мы се-
рьезно отстаем. В США оборот
средств некоммерческих органи-
заций ежегодно составляет один
триллион долларов. А у нас сред-
ства некоммерческих структур,
различных фондов крупных корпо-
раций составляет около 50 милли-
ардов рублей. Может быть, чтобы
повернуть ситуацию необходимо
усовершенствовать и законода-
тельную базу в этой сфере. Как,
по-вашему, государство уже гото-
во к реальному взаимодействию с
подобными структурами.
– Да, это требует совершенство-
вания законодательства. Но в нашей
реальной жизни сегодня все зависит
от законодательных инициатив со
стороны администрации президента
и правительства.
И я повторюсь: в первую очередь
требуется изменение принципиаль-
ного подхода к этим вопросам. Госу-
дарство вопросы социального обес-
печения населения не может само тя-
нуть в одиночку. Оно должно привле-
кать именно некоммерческие фонды,
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
На освящении храма на Казанском вокзале
pg_0010
общественные структуры, которые и
создаются как раз для того, чтобы ре-
шать социальные нужды населения.
Необходимо строить дома преста-
релых. И пускай пожилые люди, осо-
бенно в сельской местности, не стра-
дают, не живут в каких-то хибарах, где
нет воды и ее необходимо каждый
день таскать в дом, печку топить, во-
зиться с углем, дровами. Эти люди
должны жить в хороших условиях. Они
же всю жизнь трудились на благо на-
шего государства. Они нашу землю
обрабатывали, трудились на наших
предприятиях, которые сейчас дейст-
вуют. Они строили наше общество, а
мы пытаемся их оставить на произвол
судьбы. Без прошлого никуда мы не
сможем пойти. А они, отдав все свои
силы для процветания страны, долж-
ны сегодня иметь очень приличные
условия для существования. И здесь
Церковь готова помогать, готова уча-
ствовать в подобных проектах. Но
только на свои средства церковь не в
состоянии тоже полностью решить
столь масштабные проблемы. У нас
пока еще сотни, даже тысячи храмов
находятся в руинном состоянии, и мы
пытаемся искать средства для реше-
ния и этой проблемы. Нужны совмест-
ные усилия в решение социальных
проблем и общественных организа-
ций, и религиозных организаций, и
различных фондов, и законодателей,
и администрации президента вместе
с правительством. Всем миром нава-
литься, и дело пойдет.
– И без наших печатных и элек-
тронных СМИ здесь не обойтись.
Мы проводили специальное соци-
ологическое исследование среди
людей, которые интересуются со-
циальной политикой и экономиче-
ским развитием нашего государ-
ства. Обнаружилась очень инте-
ресная особенность: по степени
влияния наши респонденты где-то
около 70 процентов указали на
электронные и печатные СМИ. У
них рычаги формирования обще-
ственного мнения. А вот по степе-
ни доверия фактически СМИ и ре-
лигиозные организации, в данном
случае православная церковь, на-
ходятся сегодня на одном уровне.
Это тоже очень важный момент. А
вот влияние общественных орга-
низаций и политических партий, к
сожалению, не очень велико. Вы
совершенно правы владыка, такие
проблемы надо решать всем ми-
ром.
И еще одно. Поскольку наша
встреча происходит в наступив-
шем 2007 году, накануне Рождест-
ва Христова, что бы Вы, владыка,
могли пожелать нашим согражда-
нам в преддверие этих светлых
праздников.
– В первую очередь, мира и люб-
ви, чтобы больше мы любили друг
друга. И чтобы каждый, кто будет чи-
тать этот журнал, каждый россиянин
– чувствовал теплоту любви со сто-
роны ближних. Если нас будут окру-
жать любящие нас люди, нам будет
легче жить. Но и мы должны своей лю-
бовью согревать окружающих – на-
ших домочадцев, наших сослуживцев.
Нам не хватает добрых дел, и мы
должны еще научиться их творить и
стараться научить молодежь жить до-
бродетельной жизнью. Желаю, чтобы
в наступившем году мы все больше и
больше внимания уделяли бы подрас-
тающему поколению. Если каждый из
нас научит молодого человека делать
какое-то одно доброе дело, это будет
уже замечательно. Нужно, чтобы в
России каждого человека окружали
тепло и забота.
– Большое спасибо, владыка за
вселяющие надежду добрые и
светлые пожелания нашим со-
гражданам.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДННИК
С министром культуры А. Соколовым
Обмен мнениями в кулуарах конференции с детским врачом Л. Рошалем