– Валерий Александрович, раз-
решите поздравить Вас с 65-лети-
ем. Дата в жизни весьма знаковая,
есть резон подвести промежуточ-
ные итоги. Что удалось совершить,
в чем видится основная стезя жиз-
ни, какие планы на будущее.
– Это уже далеко не промежуточ-
ные итоги. Мои западные коллеги-ро-
весники ушли в отставку и мало кто
занимается преподавательской и да-
же научной работой, хотя среди гума-
нитариев старший возраст часто бы-
вает временем вполне продуктивной
деятельности. Мой университетский
учитель, академик Г.Н. Севостьянов,
которому в 2006 году исполнилось 90
лет, продолжает успешно работать:
пишет книги и руководит научным
журналом.
Основная «стезя жизни» оказалась
довольно причудливой. Все сложи-
лось вокруг научных занятий историей
и этнологией, но темы и регионы ис-
следований менялись. Сначала была
ранняя североамериканская история,
особенно история Канады (это время
хоккейных схваток и нового интереса к
этой северной стране – своего рода
дальнему соседу). Затем изучение
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
На одном из пленарных
заседаний Общественной
палаты РФ по инициации
комиссии по вопросам
толерантности и свободы
совести были приняты
рекомендации
по проблемам борьбы
с экстремизмом. Об этом
и других вопросах
политический
обозреватель нашего
журнала Ярослав Листов
беседует
с председателем этой
комиссии, директором
Института этнологии
и антропологии имени
Н.Н. Миклухо-Маклая
Российской академии
наук В.А. Тишковым.
(На фото: презентация русско-
язычной версии доклада,
подготовленного Глобальной
комиссии ООН по
международной миграции)
Валерий Тишков:
«Научиться жить
с людьми разных культур»
pg_0002
аборигенного населения – индейцев
США и Канады (было время молодеж-
ного интереса и даже хоббистского
движения «индеанистов» по всему ми-
ру, включая СССР). Только спустя 20
лет опыт взаимоотношений государ-
ства, бизнеса и коренных малочислен-
ных народов Севера, а также опыт са-
моорганизации аборигенов пригодил-
ся в нашей стране, и мои книги по этой
тематике стали снова актуальными.
Затем с приходом перестройки пере-
шел на отечественную тематику, кото-
рая стала более открытой и более вы-
зывающей для научного анализа. На-
писал несколько книг и более сотни
научных статей (не считая газетные и
другие популярные публикации) по
проблемам этничности, федерализ-
ма, национализма, конфликтов и этно-
культурной политики в России. Это
был самый важный и самый плодо-
творный этап жизненной карьеры, ког-
да, помимо науки, я был вовлечен в го-
сударственное управление в качестве
федерального министра по делам на-
циональностей. Многие принципы и
новации в постсоветской России по
части так называемой «национальной
политики» были впервые сформули-
рованы мною, включая прямое учас-
тие в выработке концептуальных доку-
ментов и федеральных законов.
Все-таки главным своим достиже-
нием считаю 16 лет руководства Ин-
ститутом этнологии и антропологии
имени Н.Н. Миклухо-Маклая Россий-
ской академии наук, когда это круп-
нейшее и старейшее академическое
учреждение обрело дополнительный
авторитет в стране и в мире через ог-
ромное число высоко профессио-
нальных исследований. Мне, как ди-
ректору, приходилось искать новые
приоритеты и определять наиболее
крупные проекты, как, например,
многотомная серия книг «Народы и
культуры». Первый том «Русские» уже
выдержал 5 изданий за десять лет, а
всего вышло 11 томов и будет еще не
меньше. В моих планах написать кни-
гу о современном российском наро-
де, об этнокультурном многообразии
и национальной идентичности, о со-
циальных трансформациях послед-
них двух десятилетий. Здесь у рос-
сийских обществоведов имеется
приличный провал по части адекват-
ного восприятия страны и ее народа.
О зарубежных интерпретациях даже
не хочется и говорить.
– Коль уж заговорили об итогах,
скоро год как работает новый орган
становления гражданского общест-
ва в России – Общественная пала-
та. Задан ли темп работы, что уже
удалось, в чем выявились минусы.
Упрочился ли авторитет палаты.
– Общественная палата – крайне
важная инициатива президентской
администрации по части утверждения
гражданских институтов в России, и
этот опыт кажется вполне успешным.
Прежде всего благодаря людскому
ресурсу, который оказался задейст-
вованным в ее первом составе. Что
будет дальше, сказать трудно, но ны-
нешняя палата обсуждала и решала
некоторые сложные проблемы, кото-
рые только одна власть решить не в
силах и где необходимо участие об-
щества (дедовщина в армии, обману-
тые жильцы частных домов и вкладчи-
ки, ксенофобия и экстремизм, мест-
ное самоуправление, здоровье нации
и демография, преподавание религии
в школе и т.п.). Было сделано много
экспертных заключений по законо-
проектам и другим правительствен-
ным актам, которые, конечно, были
только на пользу власти и обществу.
Палата не боялась поднимать труд-
ные проблемы социальной политики,
культурной жизни, экологии, миро-
творчества. Авторитет у ней вполне
достаточный, ибо излишняя гром-
кость может вызвать ревность других
общественных структур и тех, кто при-
зван налогоплательщиками управлять
в государстве. Из минусов вижу толь-
ко один серьезный: те из членов пала-
ты, кто не москвичи, пока задейство-
ваны слабо, а ведь Палата – это обще-
российское собрание.
– Валерий Александрович, в ус-
ловиях роста националистических
настроений и нетерпимости впол-
не резонно обратить внимание на
те средства массовой информа-
ции, которые эти настроения куль-
тивируют. И если с печатными и
электронными СМИ все в порядке,
то большой вопрос с Интернетом.
Он используется для коммуника-
ции и создания разветвленной се-
ти, соединяющей разрозненные
ксенофобные группы. Вместе с
тем он остался за бортом как реко-
мендаций Общественной палаты,
так и закона об экстремизме. Нуж-
но ли вводить цензуру в Интернет-
пространство, есть ли альтерна-
тивные способы противостоять по-
добной экспансии.
– Это была моя инициатива после
того, как президент Путин высказался
за дискуссию по вопросу контроля за
Интернетом. Моя позиция была изло-
жена в заявлении, которое не очень
хотели прочитать комментаторы: не-
обходим минимальный обществен-
ный контроль за содержанием Интер-
нета, чтобы не позволить ему стать
мировой помойкой и рассадником
вражды и экстремизма. Контроль
должен осуществляться по несколь-
ким направлениям, необходим также
самоконтроль провайдеров и пользо-
вателей (например, на улице и при
детях не матерятся, а в Интернете по-
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
Родился 6 ноября 1941 г. в г. Нижние Серги Свердловской области.
Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор исторических наук, профессор.
В 1969–1972 гг. – декан историко-филологического факультета Магаданского госу-
дарственного педагогического института.
В 1972–1976 гг. – научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР.
В 1976–1981 гг. – ученый секретарь Отделения истории АН СССР.
В 1981–1989 гг. – заведующий сектором, заместитель директора Института этноло-
гии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.
С февраля по октябрь 1992 г. являлся председателем Государственного комитета по
делам национальностей – министром Российской Федерации.
С 1989 г. по настоящее время – директор Института этнологии и антропологии им.
Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. С 2000 г. по настоящее время замес-
титель академика-секреторя Отделения историко-филологических наук Президиума Рос-
сийской академии наук.
Президент Международной академии социальных и педагогических наук. Член-кор-
респондент Российской академии наук. Председатель комиссии Общественной палаты
РФ по вопросам толерантности и свободы совести.
Т
Т
и
и
ш
ш
к
к
о
о
в
в
В
В
а
а
л
л
е
е
р
р
и
и
й
й
А
А
л
л
е
е
к
к
с
с
а
а
н
н
д
д
р
р
о
о
в
в
и
и
ч
ч
pg_0003
чему-то можно), общественные сове-
ты при интернет-изданиях и порталах,
этические правила и моральная от-
ветственность (особенно по части
распространения порно и расизма).
Что может сделать государство, это
уже не моя компетенция, но опыт
имеется и здесь. Неслучайно пробле-
ма обсуждалась на уровне ООН.
– Борьба с терроризмом, экс-
тремизмом всех мастей, разжига-
нием ненависти – безусловно,
праведная война. Для нее созда-
ются ряд специальных инструмен-
тов, в том числе и цензура. Некото-
рые политики и общественники
высказывают опасение, что эти
инструменты будут использованы
для возрождения тоталитаризма.
Оправданы ли эти опасения.
– Бороться нужно не с «экстремиз-
мом всех мастей», а только с тем, ко-
торый угрожает основам обществен-
ного устройства и безопасности граж-
дан и государства. «Ультра» есть и бу-
дут во всех демократически устроен-
ных обществах, иначе не отличить
«умеренных». Наиболее опасны поли-
тический, религиозный и этнический
экстремизм, вызываемые в нашей
стране разными причинами, но кото-
рые можно и нужно сдерживать и на-
казывать их идеологов и прямых уча-
стников. А то какой-нибудь недоучив-
шийся активист напялит на себя зва-
ние «народного избранника» и из дум-
ского кабинета распространяет зара-
зу ксенофобии, да еще требует свое-
временных ответов на свои глупые за-
просы. Этот новый тоталитаризм по-
литиков над простыми людьми надо
изживать. А пугать «возрождением то-
талитарной системы» тех, кто при ней
жил, не нужно: родовые отличия госу-
дарственного тоталитаризма мы хо-
рошо знаем и возврата к нему не мо-
жет быть в новом обществе.
– В ряде регионов нашей стра-
ны имеют место конфликты между
местным населением и жителями,
которые приехали туда недавно.
Они могут быть и гражданами Рос-
сии, и иностранцами, мигрантами.
В чем причина этих конфликтов.
– Все-таки граждане и негражда-
не – две большие разницы. Нужно на-
учиться отличать россиян от иност-
ранцев, а не армян от русских, или та-
тар от евреев. Россияне мигрировали
во все времена, особенно из села в
город, и будут это делать в будущем.
Состав населения городов постоянно
меняется. Нужно научиться жить вме-
сте с людьми разных культурных
предпочтений и манер поведения при
соблюдении общероссийских норм,
которые основаны прежде всего на
русской культуре и на русском языке.
Но если в Казани горожане говорят на
русском и на татарском, тогда почему
в Краснодаре жители должны всегда
говорить только на русском. А почему
не на украинском или армянском –
языках двух крупных этнических
групп, проживающих на этой террито-
рии. Конфликт несут с собой полити-
ки-манипуляторы и этнические акти-
висты, а также те, кто этнические раз-
личия между жителями хотел бы ис-
пользовать к криминальной выгоде
(получить взятку, поставить собствен-
ную палатку или ресторан вместо «чу-
жих», не заплатить за выполненную
работу и т.п.). Мы научимся терпимо-
му отношению, если будем видеть
пользу, а не только вред в приезжих
жителях.
– Рост напряженности в нацио-
нальных и межэтнических кон-
фликтах возрастает. А ведь в Рос-
сии всегда был самый высокий
уровень толерантности по сравне-
нию с другими странами, высокий
процент межэтнических браков,
что является важным показате-
лем, по которому даже Соединен-
ным Штатам Америки до нас дале-
ко. В чем причина.
– Не думаю, что напряженность
возрастает, и не верю в разные «маят-
никовые» теории (сначала бунтовали
меньшинства, а теперь пришел черед
русских, и так по кругу). Нужно видеть
не только маргиналов, которые выле-
зают из темных углов и подвалов, а
проявления общероссийской соли-
дарности в спортивных и культурных
мероприятиях, в учебных и трудовых
коллективах, в масс-медийном прост-
ранстве, в концертных и театральных
залах, в клубах и ассоциациях. А то
сидят в одной студии десяток друзей-
журналистов самых разных нацио-
нальностей, работают и любят друг
друга, а вещают только про этничес-
кую рознь и межнациональные кон-
фликты.
– Как отмечают аналитики, не
редки случаи, когда подозревае-
мого в преступлении отпускают,
чтобы не связываться с диаспо-
рой, к которой он принадлежит. В
результате в массовом сознании
понятия «диаспора» и «этническая
мафия» сливаются воедино. Как
быть с тем, что подобные общины
делят граждан одной страны, жи-
телей одного города по нацио-
нальному признаку.
– Нам необходимо поменьше воз-
водить межгрупповых границ и не за-
ниматься «народоведческим» натас-
киванием с малых лет, а больше ут-
верждать российскую идентичность и
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
На встрече Президента В.В. Путина с учеными-этнологами по проблемам Кавказа в Президиуме РАН
pg_0004
схожесть граждан нашей страны. Мы
один народ, и у нас одно государство
и одна историческая судьба. Москов-
ских или петербургских евреев, гру-
зин или армян, зачастую россиян в
нескольких поколениях, нужно при-
учать думать о России как о своей
стране и понуждать действовать по-
добающим ответственным гражда-
нам образом, а не поощрять «диаспо-
ризацию всей страны». У нас уже
московские и нижегородские татары
в глазах Казани стали «татарской диа-
спорой». И кто же тогда в Москве «не-
диаспора». Только те, кто приехал в
столицу из Рязанской области. А ес-
ли внутри страны не может быть диа-
спор из собственных граждан, тогда и
русские в Северной Осетии или Ка-
бардино-Балкарии также никакая не
диаспора. Все россияне живут на
своей территории, а не только осети-
ны в Осетии или чуваши в Чувашии.
– А может быть стоит вовсе за-
быть про все национальные осо-
бенности, так сказать разбить все
«писаные торбы», с которыми но-
сятся радетели, начать строитель-
ство некоего суперэтноса с новой
культурой, новыми ритуалами и
инсигниями, некий «советский на-
род», наднациональный, где все
национальные особенности оста-
вить как декорации к правительст-
венным концертам.
– Не нужно ничего «строить» и
«формировать», а нужно признать на-
личие в нашей стране людей с разной
этнической (национальной) принад-
лежностью, но которые составляют
гражданскую нацию на основе форму-
лы «единство в многообразии». Имен-
но так живут все крупные государства,
которые также имеют сложный этни-
ческий, религиозный и расовый со-
став населения. Нам ничего сверхъе-
стественного придумывать не нужно,
а лучше внимательнее посмотреть на
мир и на самих себя. Мы великая на-
ция, одна из ведущих в мире по свое-
му вкладу в хозяйственное, техничес-
кое и культурное развитие мировой
цивилизации и культуры.
– Сегодня все чаще звучат
предложения давать приоритет
местным, коренным жителям при
покупке квартир, открытии бизне-
са, давать налоговые льготы рабо-
тодателю при приеме их на работу.
Предлагается перенять опыт Бело-
руссии, когда на рынках разреше-
но торговать только производите-
лям продукции, а не перекупщи-
кам. В чем плюсы таких предложе-
ний, а в чем опасность.
– Разные преференции могут быть
в разных сферах и регионах, но в их
основе должен быть не принцип этни-
ческой принадлежности, а гражданст-
во, возраст, профессия, состояние
здоровья, особые обстоятельства, по-
требности государства и местных со-
обществ. При этом лучше опробовать
ту или иную практику, чем сразу вво-
дить что-то по всей стране. Закрыть
торговлю легко, а вот наладить очень
трудно. Если народ действительно не-
доволен ценами на рынке, тогда он
может пойти покупать продукты в од-
ной из сетей крупных универмагов.
Вот это и будет отказ от рынков, но по-
ка такое не предвидится.
– Совсем недавно общество
всколыхнула информация о том,
что в ряде областей, где факульта-
тивом, где обязательным стало
преподавание такого предмета как
«Основы православной культуры».
Мнения кардинально изменились:
кто-то называет это возрождени-
ем традиций, кто возвращением
дореволюционного «закона божье-
го». Православная культура нало-
жила важный отпечаток на культу-
ры и историю нашей страны, но
вместе с тем у нас светское госу-
дарство, как здесь быть.
– Мировая культура и духовно-
нравственные основы человеческого
бытия включают в себя религиозную
традицию и культуру. В России это
прежде всего православное христи-
анство, пришедшее к нам из Визан-
тии. Та часть учащихся, которые при-
надлежат к религиозным семьям или
желают получать образование по час-
ти религиозной культуры, должны по-
лучить такое образование в государ-
ственной и муниципальной школе.
При этом представители других кон-
фессий (прежде всего мусульмане,
иудаисты, буддисты) должны иметь
возможность изучать основы собст-
венных религиозных традиций. Нере-
лигиозная часть учащихся должны по-
лучить равную возможность в том же
режиме изучать предметы духовно-
нравственного цикла на светской ос-
нове. Все это лучше делать через за-
конодательное регулирование и по-
этапное осуществление, чтобы избе-
жать конфликтов и ошибок.
– Валерий Александрович,
многие привыкли воспринимать
Вас, как общественного деятеля,
ученого, но хотелось бы задать не-
сколько личных вопросов, так ска-
зать взглянуть на живого человека:
что смотрите, что читаете, есть ли
хобби.
– Личная жизнь полна разных за-
бот, а мое хобби – это добывание но-
вого знания. На другое не остается
времени.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЛЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ
Вручение медали «Память 1000-летия Казани» мэром города Камилом Исхаковым