– Вы уже достаточно долго яв-
ляетесь главным раввином России
и духовным лидером еврейских
общин страны. А для религиозных
лидеров всегда самыми главными
были взаимоотношения общины с
властью и обществом. Насколько
сегодня еврейская община Рос-
сии, особенно ее религиозная
часть, гармонично вписалась в те
процессы, в том числе и политиче-
ские, которые развиваются в на-
шей стране. Как вы оцениваете
взаимоотношения с российской
властью сегодня. Расскажите, о
каких проблемах вы говорите с
властью.
– В свободной России еврейская
община развивается крайне динамич-
но. За эти 15 лет у нас ни разу не было
не только сокращения масштабов ра-
боты, но даже какой-то временной
стагнации. При этом я должен при-
знать, что на начальном этапе мы
сталкивались с очень серьезными
трудностями. Удивляться этому не
стоит: приходилось практически все
строить с нуля. За рубежом многие
вообще сомневались, что еврейскую
общину в России можно восстановить
– слишком многое было утрачено, по-
рой не хватало самых элементарных
вещей, практически не осталось даже
синагог и раввинов, структуры соци-
альной помощи и образования отсут-
ствовали полностью. Помог огромный
энтузиазм самих наших евреев – и,
конечно, конструктивное отношение
государственной власти, обеспечива-
ющей реальную свободу вероиспове-
дания в России. Власть демонстриру-
ет заинтересованность в том, чтобы
евреи, как и другие народы нашей
многонациональной страны, жили
комфортно и могли свободно разви-
вать свои общинные структуры. Опять
же, на начальном этапе эта заинтере-
сованность больше проявлялась на
самом высоком уровне, а с местными
органами власти порой возникали
проблемы. Но постепенно, с Божьей
помощью, и здесь ситуация меняется
в лучшую сторону, сейчас и рядовые
чиновники в большинстве своем по-
нимают, как важно помочь каждой об-
щине развивать свою духовность,
блюсти традиции, создавать свои ин-
ституты социальной взаимопомощи.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ
Родился 19 мая 1964 года в
Милане. Учился в раввинском кол-
ледже в Нью-Джерси, централь-
ной иешиве "Томхей Тмимим" в
Нью-Йорке. В ноябре-декабре
1987 г. впервые посетил СССР по
туристской визе, нелегально пре-
подавал основы иудаизма. В 1990
году переехал в Москву, где стал
раввином синагоги в Марьиной ро-
ще. С 1993 г. – председатель объ-
единения раввинов СНГ. В 1999 г.
избран главным раввином ФЕОР.
13 июня 2000 г. избран главным
раввином России. В 2001 году
включен в Совет по взаимодейст-
вию с религиозными организация-
ми и объединениями при прези-
денте страны.Имеет девять де-
тей.Кавалер Золотого Почетного
знака «Общественное признание»
Л
Л
а
а
з
з
а
а
р
р
Б
Б
е
е
р
р
л
л
,
,
г
г
л
л
а
а
в
в
н
н
ы
ы
й
й
р
р
а
а
в
в
в
в
и
и
н
н
Р
Р
о
о
с
с
с
с
и
и
и
и
Российские евреи –
прежде всего,
патриоты России!
Российские евреи –
прежде всего,
патриоты России!
pg_0002
Еврейская община открыта по отно-
шению к органам государственной
власти и ощущает такую же откры-
тость властей по отношению к себе.
Мы свободно поднимаем и обсужда-
ем любые существующие проблемы.
В том числе говорим о возвращении
имущества, которое принадлежало
общине до прихода к власти больше-
виков, а затем было конфисковано.
Здесь реакция властей, как правило,
самая благожелательная. Если же
конфискованное здание уничтожено,
мы ставим вопрос о выделении нам
земельного участка, чтобы самим
строить на нем синагогу или общин-
ный центр – и в подобных случаях на-
ши ходатайства получают позитивный
отклик, исключения крайне редки.
– Вы входите в Совет при пре-
зиденте России по взаимоотноше-
ниям с религиозными организаци-
ями и объединениями. Что это за
орган, чем он занимается и на-
сколько помогает вам решать про-
блемы еврейских организаций в
России.
– Совет по взаимоотношениям с
религиозными организациями – это
орган, который объединяет не только
традиционные для России религии,
но все общины верующих, вне зави-
симости от их религиозной принад-
лежности. Его цель – обсуждать с вла-
стью вопросы, которые являются об-
щими для верующих людей. В том
числе, разумеется, речь идет о про-
блемах, которые возникают между
религиозными общинами и властны-
ми структурами. Каждый член Совета
может вынести вопрос на повестку
дня. Так, совсем недавно на заседа-
нии я поднял проблему избыточного
контроля за организационной дея-
тельностью общин. В частности, по-
становление 212, принятое прави-
тельством 15 апреля сего года, обя-
зывает религиозные организации
ежегодно предоставлять отчет о сво-
ей работе в Федеральную регистра-
ционную службу. В этом отчете от нас
требуется даже отчитываться о коли-
честве людей, приходящих на рели-
гиозные мероприятия, что абсолютно
нереально да и неэтично, если чест-
но! Кроме того, федеральная регист-
рационная служба, помимо своих
прямых функций проверки соответст-
вия работы религиозной организа-
ции заявленным целям, начала в зна-
чительной мере дублировать функции
налоговых органов. Конечно, государ-
ство должно иметь гарантии того, что
под вывеской религиозной организа-
ции не ведется противоправная дея-
тельность. Но это не должно ослож-
нять работу всех общин. В результате
на том же заседании договорились
создать рабочую группу для выработ-
ки приемлемого для всех решения, и
все, вопрос, по существу, уже снят.
– Подскажите, пожалуйста, на-
сколько полно удается предста-
вить интересы наших евреев за ру-
бежом, насколько слышен за гра-
ницей их голос, и насколько этот
голос пользуется авторитетом и
уважением в других, в том числе и
в Израиле, странах.
– Прежде всего наша община одна
из самых больших в мире. Не только
количественно, но и по качеству чело-
веческого материала. Это в огромном
большинстве люди образованные,
энергичные, дисциплинированные. И
очень работоспособные. Кстати, в Из-
раиле это как раз хорошо знают, ведь
большинство исторических лидеров
еврейского государства были выход-
цами из Российской империи. Это
один из источников уважения к нам.
Второй источник раскрылся совсем
недавно, с развитием нашей общины.
Как вы понимаете, в начале 90-х годов
нам приходилось строить общинные
институты в основном за счет зару-
бежной спонсорской помощи: у на-
ших людей не было ни денег, ни при-
вычки помогать общине. Но, слава
Богу, это достаточно быстро пришло.
Сейчас мы не только в Москве и
Санкт-Петербурге, но и в провинци-
альных городах успешно привлекаем
местных спонсоров. Община стала
абсолютно самостоятельной, она мо-
жет даже оказывать помощь евреям
за рубежом, попавшим в тяжелое по-
ложение. Такого успеха от нас никто
не ожидал. Конечно, нас уважают не
за деньги, а за то, что мы, начав фак-
тически с нуля, добились полной са-
мостоятельности, и все делаем те-
перь своими силами. Мы создали
Всемирный конгресс русскоязычного
еврейства, который имеет отделения
в Израиле, в США, в большинстве
стран Евросоюза. Ну, а что касается
Израиля – в этой стране каждый шес-
той говорит по-русски, поэтому наш
голос там слышен.
– Накануне встречи лидеров G8
в Москве прошел Всемирный сам-
мит религиозных лидеров, кото-
рые впервые собрались в таком
представительном составе. Его
основными темами стали религи-
озная безграмотность, проблемы
образования, проблемы межрели-
гиозного диалога и утверждения
нравственных, семейных ценнос-
тей. Президент России на встрече
«восьмерки» передал коллегам об-
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ
Кавалеры Золотого почетного знака «Общественное признанание» на торжественной церемонии
вручения общественных наград на форуме «Единение»
pg_0003
ращения к саммиту религиозных
лидеров мира, призвавших G8 со-
здать механизм диалога и парт-
нерства между государственными
и религиозными лидерами. Уда-
лось ли на этом уникальном и
представительном форуме рели-
гиозных иерархов, (а в Москву
приехали более 300 религиозных
деятелей из 49 стран мира), ре-
шить наиболее насущные пробле-
мы межрелигиозного общения, и
каков, на Ваш взгляд, главный итог
саммита религиозных лидеров ми-
ра.
– Я бы не стал говорить о том, что
на московском саммите религиозных
лидеров удалось решить «наиболее
насущные проблемы межрелигиозно-
го общения». Уверяю вас, это задача
не на один саммит и не на одно поко-
ление религиозных лидеров. Мы реа-
листы, такой задачи не ставили. Но
вот чего мы действительно хотели до-
биться и, как мне кажется, в значи-
тельной мере добились – это исполь-
зовать такой уникальный по предста-
вительству форум, чтобы предложить
гостям уникальный российский опыт в
формировании межрелигиозного ди-
алога и гармонии. Наш опыт взаимо-
действия и взаимопомощи религиоз-
ных деятелей и общин стал настоя-
щим открытием для участников фору-
ма. Особенно это касалось гостей из
стран Ближнего Востока и Азии, у ко-
торых до сих пор просто не было тра-
диции общения с иноверцами. В
Москве они старались встречаться с
представителями РПЦ и с нами, и мы
все вместе старались создать атмо-
сферу доверия – то, чего больше все-
го не хватает в современных между-
народных отношениях. Кроме того,
саммиту удалось, как мне кажется,
принести понимание того, что кон-
фликты в современном мире носят не
религиозный, а чисто политический
характер – а религиозные лидеры мо-
гут быть полезны мировому сообще-
ству именно как стабилизирующая
сила, способная договориться там,
где политикам мешают амбиции.
– Вы является членом Общест-
венной палаты Российской Феде-
рации. Насколько, по-вашему,
этот совершенно новый институт
взаимодействия общества и влас-
ти вписался в российскую дейст-
вительность и политический ланд-
шафт страны. Насколько вы удов-
летворены его работой, и что бы
вы изменили или усовершенство-
вали в его работе.
– Общественная палата делает по-
ка первые шаги, но, тем не менее, она
уже доказала свою полезность. Это
структура, состоящая из людей, кото-
рые реально общаются с народом и
пользуются естественным авторите-
том у больших групп населения. По
сути, Общественная палата стала чут-
ким ухом, улавливающим биение
пульса всего общества, и каналом
прямой связи общества и власти. На
заседаниях палаты обсуждаются во-
просы, актуальные для каждого рос-
сиянина. В качестве примера могу
привести проблему борьбы с корруп-
цией. Сегодня, как мне кажется, это
главная проблема имиджа нашей
страны в мире, отношения к нам как к
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ
На открытии московской еврейской школы «Месивта»
Межконфессиональный диалог в России является примером для других стран
(с митрополитом Кириллом)
pg_0004
демократическому государству. Ведь
демократия – это не столько фор-
мальные признаки (выборы и т.д.),
сколько один закон и равные возмож-
ности для всех. Если судья выносит
приговор за деньги, если каждый по-
ход человека к чиновнику сопровож-
дается поборами, это угроза не про-
сто престижу страны, но и самому ее
существованию. Общественная пала-
та определяет болевые точки, спра-
шивает у рядовых людей, чего они хо-
тят и что их не устраивает, и четко
формулирует позицию общества пе-
ред государственной властью.
– В своем выступлении на Все-
мирном саммите религиозных де-
ятелей вы говорили в основном о
том, что в мире сейчас ощущается
дефицит духовности. Как нам пре-
одолевать эту проблему, и что
здесь могут сделать вместе пред-
ставители основных религиозных
конфессий России.
– Чтобы преодолеть проблему де-
фицита духовности в мире, прежде
всего нам надо преодолеть ее у себя
дома. Не забывайте, что государство
70 лет вело тотальную войну с религи-
ей, с религиозными духовными цен-
ностями. Коммунисты пытались со-
здать мораль на основе безбожия. Ре-
зультат налицо – рухнула не только
эта мораль, но и само государство,
которое жило на ее основе. Иначе и
быть не могло: если у человека в душе
нет высшего закона, он становится
нигилистом, а нигилист по определе-
нию не способен, да и не желает забо-
титься о своем государстве. Духов-
ные ценности изначально были в ре-
лигии, они и сейчас исходят от рели-
гии. Поэтому мне представляется, что
в нашей стране, на протяжении трех
поколений оторванной от своих кор-
ней, религиозные ценности стоило бы
изучать в школах, с самого младшего
возраста. Но здесь нужно соблюдать
максимальную осторожность, чтобы
не навредить и не прийти к результа-
ту, противоположному желаемому.
Кстати, на одном из последних засе-
даний Общественной палаты мы об-
суждали вопрос о преподавании ос-
нов религии в школе. И представите-
ли всех конфессий пришли к единому
мнению: речь должна идти о препода-
вании ценностей, которые объединя-
ют все наши традиционные религии.
Прежде всего веры в Бога и нравст-
венных основ жизни. Как это сделать
– на этот счет есть разные предложе-
ния. Например, начинать уроки с ми-
нуты молчания, когда каждый ученик
думает о Боге и молится, как он счита-
ет правильным. Думаю, что даже де-
тям из неверующих семей не повре-
дит молча подумать о том, что есть
что-то поважнее денег и удовольст-
вий.
– В последнее время, судя по
нашей прессе, появились неболь-
шие по численности, но активные
националистические и экстре-
мистские группы, пытающиеся
изображать себя «патриотами»
России. Нормальным людям по-
нятно, что для успешного поступа-
тельного развития страны в обще-
стве должны царить мир и граж-
данское согласие между предста-
вителями всех национальностей и
религий нашей страны. Насколько
сегодня уютно живется в России
евреям, и что мы все вместе, с
гражданских позиций должны сде-
лать, чтобы поставить надежный
заслон для экстремистов и терро-
ристов всех мастей в нашей стра-
не.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ
С детьми на весеннем еврейском празднике
pg_0005
– Евреям в России живется сейчас
настолько же уютно, насколько рус-
ским, татарам, башкирам, представи-
телям других народностей и религи-
озных общин. У нас общие беды и об-
щие радости. Мы страдаем от общих
проблем и сообща их преодолеваем.
Я много езжу по миру, и поверьте мне,
в большинстве стран, в том числе с
укоренившимися демократическими
традициями, отношения между пред-
ставителями разных национальнос-
тей и религий значительно хуже, чем у
нас. Что касается нынешних само-
званных «патриотов» – извините, но
они, похоже, имели в школе твердую
«двойку» по истории собственного
отечества. На всем протяжении исто-
рии российские патриоты были пат-
риотами многонационального и мно-
гоконфессионального государства. И
уж они-то всегда помнили, что сохра-
нение единства и обеспечение могу-
щества такого государства возможны
только если в нем с уважением отно-
сятся к культуре и духовным традици-
ям каждого народа, населяющего на-
шу страну. Радикальный национализм
и экстремизм в России всегда были и,
уверен, обречены оставаться марги-
нальными явлениям. Конечно, это не
освобождает нас от необходимости
последовательной и бескомпромисс-
ной борьбы с экстремизмом: к сожа-
лению, исторический опыт доказыва-
ет, что попустительство по отноше-
нию к агрессивным маргиналам, будь
то большевики, фашисты или ислами-
сты, чревато самыми разрушительны-
ми последствиями. Поэтому, конечно,
необходимо ужесточить правоприме-
нительную практику в отношении пра-
вонарушений на почве национальной
или религиозной ненависти. Возьми-
те «дело Копцева» – суд осудил пре-
ступника, ранившего девятерых мо-
лящихся в синагоге, по всей строгос-
ти закона, и это немедленно остудило
не одну горячую голову. Хотелось бы,
чтобы этот приговор стал прецеден-
том и в других подобных делах, вне
зависимости от того, против кого на-
правлены действия экстремистов.
Столь же жестко следует пресекать
экстремистскую пропаганду, в том
числе в Интернете. Не бойтесь, что
вас осудят за покушение на священ-
ный принцип свободы слова: практи-
чески во всех традиционных демокра-
тиях Запада существуют законы про-
тив пропаганды ненависти, а экстре-
мистские подстрекатели предстают
перед судом и отправляются в тюрь-
му.
Но, конечно, только запретитель-
ными мерами полного успеха в проти-
востоянии экстремизму нам не до-
биться. Нужна большая воспитатель-
ная работа, прежде всего среди под-
растающего поколения, которое, в
силу отсутствия жизненного опыта,
может поддаться на демагогические
призывы радикалов. Эту работу нужно
начинать со школы, может быть, даже
с детского сада. Нужно укреплять пат-
риотическое воспитание – в том духе
безусловного уважения к культуре и
духовности всех народов России, о
котором я уже говорил. Нужно, чтобы
наша молодежь хорошо знала и люби-
ла свою культуру, свою религию, тра-
диции своих отцов. Вот тогда экстре-
мисты уже не смогут вербовать себе
новых сторонников.
– Судя по тому, что некоторые
переселенцы из России в Израиль
начинают возвращаться, у нас в
стране жить стало несколько луч-
ше. А какие отношения с государ-
ством Израиль и религиозными
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ
На подписании меморандума о взаимопонимании между Американским еврейским конгрессом и Федерацией еврейских организаций СНГ
pg_0006
лидерами этой страны сложились
у российских евреев.
– Российские евреи как граждане
своей страны – прежде всего патрио-
ты России. В то же время Израиль –
духовный центр иудаизма, о нем го-
ворится в нашей Торе, там находятся
еврейские святыни. Наконец, практи-
чески у каждой семьи есть родные и
друзья в еврейском государстве. По-
этому, конечно, нам не безразлична
судьба Израиля, мы радуемся его ус-
пехам и переживаем каждый раз, ког-
да израильтяне становятся жертвами
терактов, и, безусловно, поддержи-
ваем борьбу Израиля с международ-
ным терроризмом. Что касается ре-
лигиозных лидеров Израиля – в по-
следние годы стало хорошей тради-
цией, что главные раввины из Иеруса-
лима приезжают в Россию, чтобы
встречаться с нашими общинами,
рассказывать им о духовной жизни
еврейского государства и узнавать
наш опыт взаимодействия с право-
славными и мусульманами. Кстати, и
ведущие израильские политики, когда
приезжают с официальными и рабо-
чими визитами в Москву, обязательно
выбирают время, чтобы встретиться с
руководством еврейской общины и
познакомиться с нашим мнением о
происходящем в еврейском государ-
стве. Соответственно и когда я или
другие наши еврейские лидеры нахо-
димся в Израиле, нас всегда пригла-
шают и в Верховный раввинат, и в
правительство, и в кнессет. О нас хо-
тят знать в Израиле – и прислушают-
ся, чем дальше, тем больше.
– Большинство наших сограж-
дан сегодня слабо представляют
себе внутренне устройство еврей-
ских религиозных общин. Не мог-
ли бы Вы более подробно расска-
зать о круге ваших обязанностей и
работе в качестве руководителя
Федерации еврейских общин Рос-
сии.
– Центром еврейской жизни все-
гда была синагога. На еврейском язы-
ке это название означает «дом собра-
ния» – здесь традиционно не только
молятся Богу, но и обсуждают все
проблемы общины. Именно вокруг
синагоги формируются все осталь-
ные общинные структуры – социаль-
ные, культурные, просветительские и
т.д. Мои обязанности – это обязанно-
сти любого раввина в мире. Раввин
должен не только проводить коллек-
тивные молитвы и отправлять различ-
ные ритуалы религиозного культа. Он
должен постоянно общаться с людь-
ми, давать советы по всем вопросам.
Собственно, значение еврейского
слова «рав», раввин – это «настав-
ник». Он и священнослужитель, и
юрист, и психотерапевт, и советник по
социальным и даже бытовым вопро-
сам. Моя дверь всегда должна быть
открыта для любого члена общины.
Так что, как вы понимаете, работы
хватает…
– Судя по вашим многочислен-
ным обязанностям, свободного
времени у Вас выпадает не так уж и
много. Есть ли у Вас какие-то увле-
чения, как Вы отдыхаете, удается
ли уделять достаточно времени
всем членам вашего многочислен-
ного семейства.
– Увлечение у меня – спорт, хотя, к
сожалению, выкроить время для заня-
тий удается очень редко. Что касается
семейного круга, тут мне, как любому
еврею, помогает религия. Одна из
важнейших заповедей еврея, это суб-
ботний отдых. С вечера пятницы по
вечер субботы запрещено заниматься
любой работой. Это время надо уде-
лять только молитве и семье. Наши
мудрецы говорили: «Евреи соблюда-
ли субботу, но еще больше суббота
хранила евреев». И это действитель-
но так – в доказательство могу со-
слаться на собственную жизнь.
Беседовал Аркадий СЕДОВ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ
На празднике Пурим
В синагоге